Курильский капкан
Как сообщило информационное агентство «Интерфакс», на Сахалине начат сбор подписей для подготовки инициации всероссийского референдума против передачи островов Малой Курильской гряды Японии.
Председатель Сахалинского отделения Русского географического общества, бывший депутат Сахалинской областной думы трех созывов Сергей Пономарев заявил «Интерфаксу»:
Пока сахалинцы собирают подписи под обращением к Президенту России с просьбой не допустить передачи так называемых «Северных территорий» японцам. Между тем инициаторы сбора подписей уточняют, что юридической базой для их действий является Декларация о государственном суверенитете РСФСР, запрещающая изменение территории страны без волеизъявления народа, выраженного посредством референдума.
Буквально Декларация о государственном суверенитете РСФСР (ст. 8) гласит следующее:
Согласно Конституции РФ:
Заметим, что, тем не менее, формулировки эти достаточно туманны. О каком, например, референдуме идет речь, в случае изменения начертания государственной границы – всероссийском, или достаточно регионального?
В 2014 году, например, для принятия Крыма в состав Российской Федерации, оказалось достаточно проведения референдума в Крыму, образования по его итогам Республики Крым и заключения этим новосозданным государственным образованием договора с Россией об образовании в составе РФ новых субъектов федерации.
С другой стороны, в 2005 году Законодательная Дума Хабаровского края отказалась рассматривать документы о проведении регионального референдума, в котором предполагалось поставить под сомнение результаты соглашения Путин - Ху Цзиньтао, согласно которому проводилось территориальное урегулирование с Китаем, остров Тарабаров был передан КНР, 40% территории Большого Уссурийского острова отошли Китаю, а 60% - России.
Заметим, что и при реализации пограничного договора СССР с Китаем 1991 года обошлись без процедуры референдума, предусмотренного Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, принятой, как известно, 12 июня 1990 года.
Все вышесказанное означает, что если Владимир Путин и Синдзо Абэ договорятся о территориальных изменениях на Малой Курильской гряде, то технически, при наличии политической воли с обеих сторон, апелляция к референдуму, а стало быть, российскому общественному мнению не будет обязательной.
С другой стороны, при желании, какая-либо из серьезных политических сил России, например, КПРФ, вполне может перевести вопрос о принадлежности оспариваемых Японией островов Курильской гряды в русло референдума, и не обязательно регионального.
В таком случае, спор между Россией и Японией вообще потеряет перспективу хоть какого-то урегулирования в любой временной перспективе, так как, если к решению проблемы будет привлечено общественное мнение, ни один остров Курильской гряды никогда не будет передан Японии, так как, скорее всего, россияне будут голосовать на референдуме против передачи российской территории японцам.
По-хорошему, Синдзо Абэ следовало бы побыстрее договориться с Владимиром Путиным на условиях российского лидера, поскольку в случае активизации российских публичных политиков вокруг проблемы японских территориальных претензий, Страна восходящего солнца не получит вообще ничего.
Председатель Сахалинского отделения Русского географического общества, бывший депутат Сахалинской областной думы трех созывов Сергей Пономарев заявил «Интерфаксу»:
Жители Сахалина и Курил обеспокоены тем, что в результате таких переговоров острова Малой Курильской гряды могут отдать Японии. Мне поступают звонки, люди спрашивают, где можно подписаться под обращением против ревизии итогов Второй мировой войны и передачи островов.
Пока сахалинцы собирают подписи под обращением к Президенту России с просьбой не допустить передачи так называемых «Северных территорий» японцам. Между тем инициаторы сбора подписей уточняют, что юридической базой для их действий является Декларация о государственном суверенитете РСФСР, запрещающая изменение территории страны без волеизъявления народа, выраженного посредством референдума.
Буквально Декларация о государственном суверенитете РСФСР (ст. 8) гласит следующее:
Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.
Согласно Конституции РФ:
Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 4 ч. 1)
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 4 ч. 3)
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 ч 3).
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 4 ч. 3)
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 ч 3).
Заметим, что, тем не менее, формулировки эти достаточно туманны. О каком, например, референдуме идет речь, в случае изменения начертания государственной границы – всероссийском, или достаточно регионального?
В 2014 году, например, для принятия Крыма в состав Российской Федерации, оказалось достаточно проведения референдума в Крыму, образования по его итогам Республики Крым и заключения этим новосозданным государственным образованием договора с Россией об образовании в составе РФ новых субъектов федерации.
С другой стороны, в 2005 году Законодательная Дума Хабаровского края отказалась рассматривать документы о проведении регионального референдума, в котором предполагалось поставить под сомнение результаты соглашения Путин - Ху Цзиньтао, согласно которому проводилось территориальное урегулирование с Китаем, остров Тарабаров был передан КНР, 40% территории Большого Уссурийского острова отошли Китаю, а 60% - России.
Заметим, что и при реализации пограничного договора СССР с Китаем 1991 года обошлись без процедуры референдума, предусмотренного Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, принятой, как известно, 12 июня 1990 года.
Все вышесказанное означает, что если Владимир Путин и Синдзо Абэ договорятся о территориальных изменениях на Малой Курильской гряде, то технически, при наличии политической воли с обеих сторон, апелляция к референдуму, а стало быть, российскому общественному мнению не будет обязательной.
С другой стороны, при желании, какая-либо из серьезных политических сил России, например, КПРФ, вполне может перевести вопрос о принадлежности оспариваемых Японией островов Курильской гряды в русло референдума, и не обязательно регионального.
В таком случае, спор между Россией и Японией вообще потеряет перспективу хоть какого-то урегулирования в любой временной перспективе, так как, если к решению проблемы будет привлечено общественное мнение, ни один остров Курильской гряды никогда не будет передан Японии, так как, скорее всего, россияне будут голосовать на референдуме против передачи российской территории японцам.
По-хорошему, Синдзо Абэ следовало бы побыстрее договориться с Владимиром Путиным на условиях российского лидера, поскольку в случае активизации российских публичных политиков вокруг проблемы японских территориальных претензий, Страна восходящего солнца не получит вообще ничего.
Информация