Медь и золото Чукотки отправятся в Китай

8

Об уникальных природных ресурсах Чукотки было известно еще с советских времен. Крупнейшее в регионе комплексное золотомедное месторождение Песчанка – именно на его базе ожидается создание крупного горнопромышленного узла (Баимский ГОК). Новое предприятие должно стать основой нового промышленного кластера. Его строительство включено в Стратегию социального-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, утвержденного распоряжением правительства Российской Федерации.

Месторождение Песчанка было открыто в 1972 году, располагается оно в 180 километрах юго-западнее города Билибино и входит в состав Баимской рудной зоны. Его ресурсы оцениваются в 23 миллиона тонн меди и в 2 тысячи тонн золота. В прошлом веке данное месторождение получило статус неперспективного в связи с недостаточным на тот момент развитием необходимых для его освоения технологических ресурсов и сложных климатических условий.



Ситуация вокруг перспективного месторождения в корне изменилась в 2018 году, именно тогда на Восточном экономическом форуме президент Российской Федерации Владимир Путин дал старт масштабному освоению Баимской рудной зоны. Предполагается, что строительство горно-обогатительного комбината на данной территории станет отправной точкой для комплексного развития всего Чукотского автономного округа. Вывод нового предприятия на проектную мощность должен позволить на четверть увеличить производство меди в РФ и нарастить экспорт данного металла, укрепив позиции нашей страны на международных рынках. На освоение участка претендовали «Норильский никель» и предприятие KAZ Minerals (Казахстан), которому и удалось выкупить месторождение за 900 миллионов долларов.

Ключевым моментом, который необходимо решить для эффективного развития данного месторождения, заключается в создании всей необходимой инфраструктуры, которая одновременно будет полезна и для появившегося здесь предприятия, и для населения региона. Так, в 2017 году стартовало строительство воздушной линии электропередачи Билибино – Кекура – Песчанка, ее протяженность составит 235 километров. Новая линия должна стать составной частью большого проекта по строительству энергомоста, который позволит связать энергетические системы Чукотки и Магаданской области. Кроме того, для энергоснабжения промышленной площадки в 2021 году был одобрен проект «Росатома», в рамках которого предполагается постройка пяти плавучих АЭС (четыре плавучих и одна резервная). Стоит отметить, что госкорпорации удалось в конкурентной борьбе отстоять свои права на участие в данном проекте, сделав предложение, которое оказалось привлекательнее альтернативного варианта от компании «Новатэк», заключающегося в строительстве плавучей электростанции на сжиженном природном газе (СПГ). Планируется, что все 4 плавучих энергоблока должны быть поставлены заказчику до 2031 года.

Развитие горнорудной зоны также будет тесно связано с развитием дорожной инфраструктуры в Чукотском автономном округе. Например, запланировано строительство автомобильной дороги протяженностью 523 километра от месторождения Песчанка до порта Певек, через который и предполагается экспортировать большую долю добытых ресурсов. Капитальные затраты на сооружение участка от Баимской до Билибино возьмет на себя вышеупомянутый казахстанский инвестор. Оставшиеся километры будут построены при финансовой поддержке ООО «ГДК Баимская», для этих целей используют программа «Дальневосточная концессия».

Кроме того, к 2026 году предполагается провести работы по расширению порта Певек. Речь идет о строительстве морского терминала на мысе Наглейнын, который будет включать в себя дноуглубительные работы, монтаж нового портового оборудования и введение в эксплуатацию жилых объектов.

Если говорить о развитии самих производственных мощностей на территории месторождения, то, по словам полномочного представителя президента РФ на Дальнем Востоке Юрия Трутнева, строительство объектов горно-обогатительного комбината позволит создать на Чукотке порядка 3,5 тысячи новых рабочих мест. Функционирование предприятие приведет к увеличению валового регионального продукта на 45 миллиардов рублей. На данный момент на месторождении уже завершено строительство взлетно-посадочной полосы, введена в эксплуатацию первая очередь топливохранилища на 20 тысяч кубических метров, приобретена спецтехника, с помощью которой будет осуществляться доставка необходимых грузов.

Предполагаемый объем финансовых вложений со стороны ключевого инвестора (ООО «ГДК Баимская») оценивается приблизительно в 731 миллиард рублей. Генеральный директор компании Георгий Фотин отметил, что данный проект неслучайно носит системообразующий характер. Он включает в себя создание высокопроизводительных рабочих мест и позволит сформировать многомиллиардные заказы для отечественной промышленности. Также на Чукотке уже сейчас появляются компании из числа малого бизнеса, которые кормят, одевают и обеспечивают всем необходимым специалистов, задействованных на проекте.

Нередко в средствах массовой информации и в заявлениях различных экспертов речь идет о критике данного проекта, приводятся различные аргументы, что является абсолютно логичным, когда речь идет о настолько масштабном строительстве. Так, говорится о том, что освоение месторождения и продажа добытых ресурсов в Китай в очередной раз подтверждают сырьевой характер отечественной экономики. Весьма популярен тезис о том, что необходимо уделить внимание строительству предприятий, специализирующихся на производстве различной продукции из полезных металлов, которые будут добываться на Чукотке.

В настоящее время на сайте правительства Российской Федерации содержится информация, что строительство Баимского горно-обогатительного комбината для одного из самых крупных в мире медно-золотых месторождений предполагается завершить на территории Чукотского автономного округа к 2026 году, а к 2028-му предприятие должно выйти на запланированную мощность.

Подводя итог, хочется сказать, что только после ввода в эксплуатацию нового промышленного объекта, установки всех логистических цепочек и реализации всех сопутствующих проектов можно будет максимально объективно оценить экономическую и социальную пользу от освоения данного месторождения.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    7 июня 2023 16:35
    Ресурсы за бугор. Хозяева - в Дубай.
    Знакомо.
    1. 0
      8 июня 2023 13:45
      А ты странный. Зачем тогда их разрабытвать, если не продавать? Или считаешь, надо подавиться? Или ты просто из "поныть"?
  2. +1
    7 июня 2023 21:33
    Предлагается изменить заголовок
    Вместо Лондона

    Медь и золото Чукотки отправятся в Китай

    (Гонконг-Макао биржа) куда дальше отправится яхта великого комбинатора Ибрагима бея (Абрамовича)?
    Дети вождей племени смольного на малую родину поднимать целину?
    Нано-бусы в обмен на медного троянского всадника?
  3. 0
    7 июня 2023 22:00
    Здравствуй Африка! / смольные лица вождей торжествуют / Здравствуй, третий мир!
  4. +1
    7 июня 2023 22:24
    Что-то критикующие недопонимают, чтоб запустить в действие такой проект, при санкциях, многие предприятия РФ получать большие заказы и нужно будет знаково поработать, то есть расширять производства со всеми вытекающим положительными последствиями. Чужие деньги считать многие горазды, вот большую работу проделать, так не все видят. Развитие таких проектов,- краеугольный камень экономики РФ, этим и пользоваться, ведь не всем странам даны такие богатства. Проблема в распределении поступлений от всенародных богатств, так это уже совсем другой вопрос.
  5. -1
    7 июня 2023 22:35
    и всё поди без пошлины
    1. +1
      8 июня 2023 02:01
      Что-то подсказывает, что настоящие договоренности с Китаем держатся в секрете. Настораживает про Владивосток который будет работать по правилам внутреннего порта Китая. И молчек про "совместные" с Китаем предприятия в рамках ТОРов, и что насчёт арендных Китаем территорий в России? Есть такие? И на каких условиях, если есть?
  6. 0
    9 июня 2023 00:05
    Планы грандиозные, но чисто потребительские, колониальные, – никакого машиностроения, одна горнодобывающая отрасль.
    Даже такие центры на севморпути как Певек и Провидения не имеют мощностей для сколь-нибудь серьёзного ремонта и обслуживания торговых судов, всё в Мурманске, а Мурманск аж в другом полушарии (180 мередтан проходит через о.Врангеля и Иультинский район).
    Напыщенные разговоры о квалифицированных рабочих местах для местного, чукотского населения, которое в большинстве своём русифицировано и составляет всего-навсего около 13,5 тысяч из 50, - пустой звук, потому как нет образовательной инфраструктуры подготовки кадров, одни пришлые временщики во главе с губернатором, а коренному населению отведена ниша традиционных промыслов – оленеводство и морзверобойный промысел на утлых моторках при помощи ружей и гарпунов как и сто годов назад.