Инициатива РФ по круглогодичной навигации по СМП наткнулась на новое препятствие

14

Невероятно быстрому развитию Северного морского пути (СМП) способствуют жесткие западные санкции и стремительно меняющиеся климатические условия. Для Москвы было бы непростительной ошибкой не попытаться воспользоваться выдающейся перспективой. Как пишет ресурс OilPrice, давняя мечта о том, чтобы проложить полностью водный путь из Баренцева моря в Тихий океан через прибрежные арктические воды России становится реальностью.

Все более жесткие санкции активизировали поиск российским правительством вариантов экспорта стратегических сырьевых товаров путями, защищенными от вмешательства извне, что сделало дальнейшее развитие СМП приоритетной задачей. В настоящее время грузопоток по СМП увеличился с 4 млн тонн в 2014 году до 34 млн тонн в 2022-м.



Поскольку СМП является кратчайшим морским маршрутом между Европой и Азией, с дополнительной привлекательностью, заключающейся в том, что он находится исключительно в территориальных водах России, Кремль ожидает значительного международного интереса со стороны ненасытных азиатских стран к использованию перехода, среди которых Китай, Индия, Япония, Южная Корея и вообще вся Юго-Восточная Азия.

Правительство России надеется, что СМП в конечном итоге будет конкурировать с другими глобальными маршрутами, чтобы достичь того же уровня, что и Малаккский пролив, Сингапур, Панама и Суэцкий канал. Особенно это актуально для Пекина, Нью-Дели и развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В этом смысле важной становится непрерывность поставок, чему может помешать лишь природа, точнее, особенности региона. С точки зрения технической оснащенности РФ построила настоящий арктический ледокольный флот, который нивелирует природные факторы, но столкнулась с другой проблемой инфраструктурного характера – недостаточной развитостью портов и железнодорожной сети. Это серьезное препятствие, поскольку увеличивающийся поток грузов предполагает большую нагрузку на терминалы и логистику.

Этот недостаток вызывает огромные проблемы у российской стороны, так как мешает максимальному ускорению сотрудничества в регионе с Китаем. Представители КНР постоянно инспектируют объекты вдоль СМП и часто находят их не соответствующими росту других секторов – атомного ледокольного флота и интенсивности транзита грузов. И если климатические условия, противопоставленные мощи атомного флота, позволяют всерьез задумываться о настоящей круглогодичной навигации, то проблема инфраструктуры хромает из года в год, хотя и развивается, пусть и недостаточными темпами.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    14 июня 2023 10:57
    Не стоит забывать - как работают китайские товарищи и как "работают" т.н. "эффективные манагеры".
    Как говорят в Одессе -

    Это две большие разницы....
  2. -3
    14 июня 2023 11:00
    Без помощи Поднебесной России не осилить обустройство северных портов на трассе СМП в восточном направлении. Вероятно кое-что придется отдать в аренду Пекину. Иначе все затянется до бесконечности
    1. 0
      14 июня 2023 11:19
      Аренда ??
      Их по тихому продадут китайцам!!!
    2. -2
      14 июня 2023 12:37
      Аренду? Это Китай заинтересован в более экономичном маршруте, а не мы! А чтоб ускорить и подтолкнуть - можно и торпедировать пару контейнеровозов на выходе из Маллакского пролива. Неизвестной подводной лодкой) предположительно - американской))
    3. -1
      15 июня 2023 14:40
      Надеяться надо на себя, а не на чужую тётушку...
  3. 0
    14 июня 2023 11:32
    Ну да - дерьмократы сразу по приходу к власти объявили большевиков, вкладывавших в Арктику колоссальные средства, идиотами, и начали тотальный исход из тех краёв. Сколько там было порушено инфраструктуры, сколько народу уехало - страшно представить.. А теперь - типа ты надо ж, оказывается - Севера России жизненно необходимы! Какое неожиданное откровение.. Тьфу.
  4. -1
    14 июня 2023 13:24
    Перспектива СМП связана с возможностью достать огромное кол-во разнообразных полезных ископаемых потребных гособразованиям ЕС, КНР, Японии, Ю.Корее и прочим. По запасам и разнообразию запасов один только район Хатанги превышает потанинский Норильск, а таких районов не один и не два, взять только трудно и дорого.
    Строят северный обход, но он не решит проблем огромных просторов севера. Строят дорогу Магадан-Омсукчан-Билибино-Певек-Анадырь, но строят по остаточному принципу и конца-края этому не видно. Хорошо хоть мост Якутск-Бестях начали проектировать.
    Реки Сибири и на юг повернуть можно, и рыбий корм, и древесина, и эл.энергия, и связывают БАМ с СМП, но КНР это покуда мало интересует.
    Недружественные гособразования инвестировать не будут – СМП затрагивает интересы США, а “дружественные” может и хотели бы но не имеют возможности.
    Все ждут каких-то результатов от РФ, а РФ надеется на боготого иностранного дядю. Заманить иностранных дядей с большими деньгами можно только концессиями и отменой налогов, но это по завершении эпохи правления Путина, когда страной станут править естественные монополии как во всём капиталистическом мире.
  5. 0
    15 июня 2023 07:28
    У нас так всегда,где то "густо" , а где то и "пусто"! Вдоль СМП надо ещё много построить и ларьки с "шавермой" и разгрузочные и облужающие терминалы и прочие. laughing
    1. 0
      15 июня 2023 14:22
      вот только не шаверму
  6. +1
    15 июня 2023 08:20
    грузопоток по СМП увеличился с 4 млн тонн в 2014 году до 34 млн тонн в 2022-м.

    По факту бурный рост. Что при таком росте что-то опережает, что-то немного отстает - нормально.
    А про китайцев тут уже писали глубокую аналитику, как они построят ж/д в Якутию и все там освоят - при том что такую ж/д уже и без них построили.
  7. +1
    15 июня 2023 11:49
    На дворе капитализм однако, и в пустую капиталы не выбрасываются. На сегодня, в связи с гибридной войной против РФ, СМП стал менее успешен из-за бойкота англосаксов и их вассалов. Но на будущее СМП будет явно предпочтительнее. Пока выходит строить и расширять долговременно затратные объекты по первейшей необходимости, ибо гибридная война затягивает экономическую петлю, которую нужно преодолеть, тут уж расчёты краткосрочной рентабельности и окупаемости на первом плане. Выводы: СМП конечно нужно развивать, но экономические обстоятельства накладывают свои ограничения, хотя и временно.. А сегодня проектировать и готовиться к широкому освоению СМП на будущее.
  8. +3
    15 июня 2023 13:11
    Задачи, которые надо решить на Севере.
    1. Строительство инфраструктуры, портов, городов, освоение природных ресурсов.
    2. Создание круглогодичного северного морского пути. Владивосток - Мурманск.
    Второй пункт частично решен. Длина Севморпути (СМП) от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5600 км (3100 миль). Караван судов, при надлежащем сопровождении ледоколами, скорость 10 узлов, пройдёт СМП за 12 ходовых суток, при скорости 15 узлов, караван пройдёт СМП за 8 ходовых суток. Скорость атомных ледоколов на чистой воде более 20 узлов. От Роттердама до Йокогамы в Японии по СМП - 4300 миль, через Суэцкий канал - 6400 миль, т.е. путь короче на 2000 миль. Решить круглогодичную навигацию на СМП можно и это не трудная задача, её успешно решали в СССР. Нужны мощные атомные ледоколы с шириной канала более 60 метров и средней скоростью проводки более 15 узлов. У Китая политическая ситуация не очень, в любой момент ему могут закрыть Малаккский пролив, альтернатива у КНР только СМП.
    1. 0
      15 июня 2023 18:27
      СМП работает в западной арктике до вотчины господина потанина и нефте-газовых залежей Таймыра, а дальше только походы в рекламных целях - сложная ледовая обстановка и недостаточные объёмы перевозок.
      1. Строительство инфраструктуры, портов, городов, освоение природных ресурсов, нужен и торговый флот ледового класса - сколько на это потребуется времени и денег ? Было бы всё просто, то от желающих вложиться в СМП и потом безбедно жить отбоя бы не было, однако очереди из иностранных инвесторов не видно.
      Прежде всего, СМП нужен для обеспечения безопасности РФ, а если купцы заинтересуются, это снизит расходы.
  9. Надо Трансполярку трща Кобы достроить, ага.