Белоруссия повесила себе «китайский камень» на шею
Благодаря своему уникальному географическому положению на границе Европейского и Евразийского союзов, Белоруссия намерена извлечь максимум из участия в интеграционных процессах на континенте. Минск готов к сотрудничеству также с АСЕАН и ШОС.
Владимир Макей, глава белорусской дипломатии, заявил:
Наибольшие надежды Минск возлагает на участие в проекте «Нового шелкового пути». В упорной конкурентной борьбе за право стать китайским партнером Белоруссия обошла Украину, Польшу и Литву. Но так ли выгодна на самом деле погоня за «длинным юанем», как это представляется?
Самый дешевый путь для доставки товаров из Азии в Европу – морской. Однако дальновидные китайцы в 2013 году решили возродить знаменитый древний маршрут, который когда-то использовался для доставки из Поднебесной драгоценного шелка взыскательным европейским покупателям. Пекин выделил бюджет в 40 миллиардов долларов для строительства логистической сети на постсоветском пространстве.
Белоруссия ухватилась за этот шанс обеими руками, полагая его возможностью зарабатывать на транзите и попутно модернизировать свою экономику за счет дешевых китайских кредитов. Считается, что через союзную нам Республику может пойти товаров на сумму до 60 миллиардов долларов в год. Однако завидовать братьям-белорусам несколько преждевременно.
Реальность уже сейчас оказалась несколько иной, нежели рисовалось изначально. В 2014 году в Белоруссии в рамках проекта началась стройка амбициозного технопарка под названием «Большой камень». Ведущие китайские компании обещали развивать микроэлектронику и нанотехнологии. Президент Александр Лукашенко так прокомментировал этот проект:
Но нанотехнологии на славянских землях, как выяснилось, нигде не приживаются. Вместо технопарка китайские инвестиции пошли в строительство складских комплексов и контейнерного терминала. Белоруссию превратили в огромный склад товаров из КНР на границе с Евросоюзом, который политкорректно назвали «логистическим хабом». При этом хитрые китайцы получили под технопарк «Большой камень» неслыханные льготы: на 10 лет освобождение от налога на прибыль, на 50 лет – от земельного налога и налога на недвижимость, освобождение от НДС и ввозных пошлин. Местное население не получило новых рабочих мест, поскольку стройкой занимались китайские рабочие, которым был дан безвиз, а их заработные платы освобождены от подоходного налога. Дешевые кредиты Белоруссия действительно получила, но они оказались «связанными».
По сути дела, Китай превратил Белоруссию в оффшорную зону, свободную от действия белорусских законов, где разместил свой мегасклад. При этом местные производители очень страдают от завезенных дешевых китайских товаров. Стоит ли удивляться, что белорусские острословы назвали этот «хаб» «Большим камнем на шее»? Единственный, кому пошло на пользу присоединение к «Новому шелковому пути», это белорусская калийная компания, которая активно сбывает свою сырьевую продукцию в КНР.
Глядя на пример братьев-славян, стоит задуматься, а надо ли самой России участвовать в интеграционных проектах с Китаем?
Владимир Макей, глава белорусской дипломатии, заявил:
Расположенная на стыке Евразийского и Европейского союзов Беларусь стремится к партнерству или, как мы говорим, интеграции интеграций.
Наибольшие надежды Минск возлагает на участие в проекте «Нового шелкового пути». В упорной конкурентной борьбе за право стать китайским партнером Белоруссия обошла Украину, Польшу и Литву. Но так ли выгодна на самом деле погоня за «длинным юанем», как это представляется?
Самый дешевый путь для доставки товаров из Азии в Европу – морской. Однако дальновидные китайцы в 2013 году решили возродить знаменитый древний маршрут, который когда-то использовался для доставки из Поднебесной драгоценного шелка взыскательным европейским покупателям. Пекин выделил бюджет в 40 миллиардов долларов для строительства логистической сети на постсоветском пространстве.
Белоруссия ухватилась за этот шанс обеими руками, полагая его возможностью зарабатывать на транзите и попутно модернизировать свою экономику за счет дешевых китайских кредитов. Считается, что через союзную нам Республику может пойти товаров на сумму до 60 миллиардов долларов в год. Однако завидовать братьям-белорусам несколько преждевременно.
Реальность уже сейчас оказалась несколько иной, нежели рисовалось изначально. В 2014 году в Белоруссии в рамках проекта началась стройка амбициозного технопарка под названием «Большой камень». Ведущие китайские компании обещали развивать микроэлектронику и нанотехнологии. Президент Александр Лукашенко так прокомментировал этот проект:
Вокруг устремлений Китая ходит масса небылиц. Никто не хочет расширения зон экономического воздействия КНР. В мире идет жестокая конкуренция. Китай правильно избрал тактику. Те страны, через которые проходит Новый шелковый путь, становятся друзьями Китая, потому что Китай инвестирует в их экономику миллиарды долларов.
Но нанотехнологии на славянских землях, как выяснилось, нигде не приживаются. Вместо технопарка китайские инвестиции пошли в строительство складских комплексов и контейнерного терминала. Белоруссию превратили в огромный склад товаров из КНР на границе с Евросоюзом, который политкорректно назвали «логистическим хабом». При этом хитрые китайцы получили под технопарк «Большой камень» неслыханные льготы: на 10 лет освобождение от налога на прибыль, на 50 лет – от земельного налога и налога на недвижимость, освобождение от НДС и ввозных пошлин. Местное население не получило новых рабочих мест, поскольку стройкой занимались китайские рабочие, которым был дан безвиз, а их заработные платы освобождены от подоходного налога. Дешевые кредиты Белоруссия действительно получила, но они оказались «связанными».
По сути дела, Китай превратил Белоруссию в оффшорную зону, свободную от действия белорусских законов, где разместил свой мегасклад. При этом местные производители очень страдают от завезенных дешевых китайских товаров. Стоит ли удивляться, что белорусские острословы назвали этот «хаб» «Большим камнем на шее»? Единственный, кому пошло на пользу присоединение к «Новому шелковому пути», это белорусская калийная компания, которая активно сбывает свою сырьевую продукцию в КНР.
Глядя на пример братьев-славян, стоит задуматься, а надо ли самой России участвовать в интеграционных проектах с Китаем?
Информация