Российский СПГ в Китай: в этом году рекорд начала навигации по СМП не был побит
Цены на основные энергетические ресурсы, нефть и газ, находятся на минимальном уровне, особенно с учетом прошлогодних максимумов. Рынок остывает, но даже в такой ситуации партнеры по энергетическим сделкам находят возможности по еще большему удешевлению товара при поставках от экспортера к клиенту. Одним из таких способов повышения рентабельности производителем газа и гарантий приемлемой цены для покупателя является сокращение пути. В случае с российским СПГ речь может идти только о навигации по СМП.
Так, первый в этом году танкер со сжиженным газом Ямала прошел по Северному морскому пути (СМП) в Азию. Его проход обеспечивали два ледокола.
По данным автоматизированных навигационных систем, 19 июня танкер, носящий имя российского исследователя Арктики «Федор Литке», завершил переход по Северному морскому пути (СМП) и вышел в воды Берингова моря. Судно-газовоз покинуло порт Сабетта «Ямал СПГ» 5 июня. Иными словами, на преодоление 2,4 тысячи морских миль СМП у него ушло две недели. К сожалению, в этом году побить рекорд начала навигации не удалось: в 2022-м первый танкер совершил подобный маневр уже в конце мая.
Он гружен 100 миллионами тонн СПГ. Судно не передает АИС точную конечную точку, однако более чем очевидно, что его груз предназначен китайским клиентам ямальского проекта. CNPC и «Фонд Шелкового пути» являются акционерами «Ямал СПГ» почти м 30%-ной долей. А у компании CNPC на руках 20-летний контракт по ежегодной закупке 3 миллионов тонн СПГ, или примерно 4 миллиарда кубометров.
Как сообщается, первый рейс танкера с СПГ прошел в сопровождении двух ледоколов. По данным АИС, «Арктика» обеспечивала плавание танкера до пролива Вилькитского, где заканчивается первая половина пути по опасным водам, а «Сибирь» помогла успешно завершить переход, доведя газовоз до выхода из Северного морского пути.
Как известно, путь по СМП в Азию занимает три недели и почти вдвое короче стандартного привычного маршрута через Европу, что позволяет сэкономить как время, так и транспортные расходы. Остается только добиться или круглогодичной навигации (хотя это может быть негативным достижением в плане экологии), или максимально расширить рамки начала и конца навигации в сложных условиях арктического бассейна.
Впрочем, выбора почти нет. Вскоре использование СМП для России может стать безапелляционным и единственно возможным. Все дело в том, что при использовании стандартного маршрута СПГ его перегружают в бельгийском Зебрюгге с танкеров ледового класса и доставляют в Азию обычными газовозами через Суэцкий канал. При введении санкций против российского СПГ или самосанкций, а также любых других вторичных ограничений перевалка может стать недоступной, поэтому внимание отечественных компаний и их партнеров за рубежом к СМП вполне оправданно и своевременно.
Информация