Теневой флот РФ уничтожает «официальную» западную флотилию супертанкеров
После падения до рекордных минимумов в начале года фрахтовые ставки на супертанкеры с погрузкой в США резко выросли. Средние спотовые ставки для стареющих очень крупных танкеров (VLCC) увеличились до 83 тысяч долларов в день, а для более новых и экономичных судов этого же класса достигли 91 тысячи долларов в день. VLCC — это сверхмассивные танкеры, перевозящие от 2 миллионов баррелей нефти за одну ходку.
Тарифы на доставку, как правило, растут в периоды повышенного спроса или геополитической напряженности. Нынешняя ситуации характеризуются наличием обоих факторов. Операторы судов требуют более высокой компенсации за отправку их в опасные воды, причем для страховщиков теперь таковыми считаются также альтернативные маршруты, по которым течет сырье из РФ. Санкции в отношении энергетического и морского секторов России вынудили покупателей сырой нефти приобретать ее на других рынках, где весь спектр услуг дешевле: погрузка, страхование, стоимость фрахта. Одновременно с этим услуги теневого флота гораздо меньше отягощены всяческими законодательными нормативами, свойственными западной юрисдикции. Рано или поздно это приводит тех же европейцев в серую зону, ограниченную санкциями. В этом секторе предоставлен полный цикл услуг: от погрузки до транспортировки. Западное законодательство, условия, а также флот становятся попросту ненужными.
Ставки на танкеры средней дальности также растут: владельцы чистых танкеров для коротких маршрутов переходят на перевозку грязной нефти, стремясь получить более высокие доходы от тайм-чартера в секторе малого и среднего размера. Нефтяные танкеры обычно делятся на две группы: чистые и грязные. Чистые перевозят нефтепродукты с низким содержанием серы, в том числе продукты нефтепереработки, такие как автомобильный бензин, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей и нафта. Грязные в основном перевозят сырую нефть, но они также могут доставлять нефтепродукты с высоким содержанием серы, такие как мазут.
В таких условиях теневой флот России, увеличившийся радикально в течение нескольких месяцев прошлого и текущего годов, попросту уничтожает как неконкурентную западную флотилию, страдающую прежде всего от собственных правил ЕС и США. Ведение бизнеса осложняют правила страхования, судоходства, дефицит тоннажа, требования экологичности и соблюдения возраста судна. Все это влияет на доходы поставщика.
В отличие от западного сектора глобального рынка, сегмент, обслуживаемый теневым флотом РФ, выглядит предпочтительнее, доходнее, более демократичнее, как бы странно это ни звучало для сферы оборота подсанкционного сырья и старых танкеров. С учетом такого положения вещей смысла в существовании «официальной» флотилии мирового торгового флота, страдающей от юридической сверхрегуляции, становится все меньше. И очередное удорожание услуг по перевозке ставит его на грань выживания.
Информация