Ямало-Ненецкая опорная зона: углеводородный «Клондайк»

0

С 2014 года формирование опорных зон считалось основным механизмом развития Арктической зоны Российской Федерации. Соответствующая государственная программа предполагала создание в Арктике восьми подобных территорий, одной из которых являлась Ямало-Ненецкая опорная зона, представлявшаяся одной из наиболее перспективных и способной обеспечить стабильным грузопотоком порты Северного морского пути.

В 2017 году в России была принята обновленная государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», включавшая в себя подпрограмму «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». Данный документ предполагал создание в северных субъектах нашей страны восьми опорных зон (Кольская, Архангельская Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская, Северо-Якутская и Чукотская). Являющийся на тот момент премьер-министром РФ Дмитрий Медведев отмечал, что новая программа содержит в себе инструменты, которые позволят обеспечить решение всех поставленных перед Россией задач в Арктике, что выгодно отличает ее от прошлого документа, который был принят в 2014 году. Суммарные инвестиции в реализацию программных положений оценивались в 160 миллиардов рублей. Нельзя не отметить, что развитие каждой из опорных зон неразрывно было связано дальнейшей судьбой Северного морского пути, ведь именно через такого рода транспортные коридоры будет осуществляться подвоз грузов на данный маршрут.



Благодаря наличию на своей территории такого проекта, как «Ямал СПГ» (добыча и поставки природного газа), Ямало-Ненецкая опорная зона носила самый перспективный характер. Глава Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Дмитрий Кобылкин в 2017 году подчеркивал, что развитие опорной зоны будет базироваться на трех ключевых позициях. Речь идет о многофункциональном морском порте Сабетта, железнодорожном коридоре «Бованенково — Сабетта», а также железной дороге «Северный широтный ход» (СШХ). Развитие инфраструктуры должно было способствовать последующему освоению месторождений и транспортировке в экспортных целях добытого в ЯНАО «голубого топлива». Стоит отметить, что в регионе добывается порядка 80 процентов российского газа. Кроме того, предполагалось, что формирование Северо-Якутской опорной зоны должно стать пилотным проектом, а опыт, полученный в ходе ее развития, можно будет в дальнейшем распространить на всю территорию Арктической зоны.

Строительство арктического морского порта на западном берегу Обской губы Карского моря в районе поселка Сабетта стартовало еще в 2012 году, а уже через год его причалы приняли первые грузовые суда. Создание портовых мощностей на данной территории неразрывно связано с проектом «Ямал СПГ» и формированием Ямало-Ненецкой опорной зоны. Новый порт стал одним из ключевых компонентов в инвестиционном проекте «Ямал СПГ» и в настоящее время продолжает наращивать свои мощности.

На порядок хуже обстоит ситуация с развитием железнодорожной инфраструктуры. Ни один из вышеозвученных проектов не является в сложившихся экономических и политических условиях приоритетным, что максимально усложняет их финансирование и оттягивает сроки ввода объектов в эксплуатацию. Подобное положение дел крайне негативно сказывается на освоении и разработке расположенных на Ямале месторождений. Необходимо также обратить внимание на тот факт, что в 2019 году губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов сообщил о том, что строительство железнодорожной ветки от станции Бованенково до Сабетты обойдется в 73–77 миллиардов рублей. Стоимость же строительства более длинной части Северного широтного хода, по мнению специалистов, может составить 236 миллиардов рублей. Ранее в средствах массовой информации также озвучивались идеи о строительстве железнодорожной линии «Полуночная- Обская». Предполагалось, что создание данной линии даст порту Сабетте еще до 20 миллионов тонн грузов, но данный проект был отложен до лучших времен.

Намного эффективнее осуществляется развитие ключевого проекта «Ямал СПГ». Так, в мае 2021 года была запущенна четвертая линия проекта общей мощностью 0,9 миллионов тонн сжиженного природного газа. Кроме того, в позапрошлом году «Ямал СПГ» получил одобрение технической экспертизы о том, что первые три очереди проекта способны работать на уровне 120% от проектной мощности, несмотря на тот факт, что их деятельность происходит в условиях отрицательных температур. В 2022 году «Ямал СПГ» произвел 21 миллион тонн СПГ.

В 2021 году была утверждена обновленная госпрограмма развития Арктической зоны Российской Федерации, после чего утратила свою силу предыдущая редакция данного документа. Самое интересное, что в последнем вариации уже отсутствует само понятие опорных зон. Надо понимать, что данный факт не играет какой-либо значимой роли, ведь абсолютно неважно в рамках какого понятийного аппарата осуществляется реализация социально и экономически значимых проектов. На данный момент каждая из восьми существовавших в предыдущих редакциях опорных зон, является инфраструктурно значимым звеном в таком масштабном механизме, как Северный морской путь. Особо важную роль это приобретает в условиях экономической изоляции Российской Федерации. В настоящее время арктический путь из Европы в Азию можно считать едва ли не единственным геополитически безопасным маршрутом для экспорта определенных видов отечественных отваров.

Подводя итог, хочется еще раз обратить внимание на возрастающую значимость Арктики для отечественной экономики. На данной территории производится 80% российского природного газа, 17% нефти, 90% никеля и кобальта, 60% меди и почти 100% алмазов. Кроме того, не стоит забывать о редких и редкоземельных металлах. Создание транспортной и промышленной инфраструктуры в климатических условиях Крайнего Севера всегда сопряжено с повышенными финансовыми затратами, но всегда нужно помнить о том, какую экономическую выгоду подобные проекты могут дать уже в обозримом будущем.