«Пранк вышел из-под контроля»: как ЧВК «Вагнер» докатилась до мятежа

29

Пожалуй, самый ёмкий пока что комментарий насчёт событий 23-24 июня дал иностранец – Питер Леонард, один из редакторов американского издания Eurasianet: «Я один весь день старался не читать автоматически «вагнеровцы» как «бандеровцы», хотя разницы остаётся всё меньше?» Впрочем, русский народ тоже отреагировал вполне характерными определениями в адрес ЧВК «Вагнер», которую теперь называют «ОПГ «Вагнер» или «ЧВК «Власов».

Горячая фаза мятежа (вроде бы) пройдена, хотя и неоднозначным путём: в кои-то веки, Россия с террористами всё-таки договорилась по-хорошему, но это не значит, что всё «закончилось» – нет, второй акт марлезонского балета неизбежно последует, и в нём тоже будет место драматизму. Самоочевидно, что «Вагнер» в прежнем виде перестал существовать, но его ещё нужно как минимум разоружить и распустить, а как максимум – взять за горло самого Пригожина, других зачинщиков мятежа и тех, кто стрелял по российским лётчикам и пограничникам.



Но это всё (или не всё) ещё только будет (или не будет) в перспективе, толочь воду в ступе прогнозов пока бессмысленно. А вот о чём можно и нужно подискутировать, так это о предпосылках мятежа, которые выходят за рамки классической «ненадёжности наёмников».

«Говорят, бунт ненастоящий!»


Мягко говоря, не секрет, что СВО – это в значительной мере «медиацентрическая» война, в которой созданная пропагандой виртуальная реальность нередко превалирует над собственно реальностью. С этой точки зрения, мятеж пригожинцев начался ещё утром 23 июня с публикации пространного и весьма странного интервью директора ЧВК, в котором он, по сути, обвинил Кремль в... немотивированной агрессии против киевского режима. Многие отметили, что часовой видеоролик был ужат до минимально приемлемого качества, чтобы с ним можно было ознакомиться и там, где с Интернетом плохо – например, неподалёку от фронта.

Не успела эта мулька толком разойтись, как медиаресурсы Пригожина вбросили следующую: о якобы имевшем место ударе «с тыльной стороны» по полевому лагерю «Вагнера». Тут уж у многих возникли вопросы типа «коллега, что за ерунду нам показывают?» – просто невозможно было отреагировать иначе на горящие в каком-то лесу три костерка, которые пытались выдать за последствия «ракетной атаки». Но паровозик было уже не остановить, и в 22:04 по столичному времени Пригожин объявил о начале похода на Москву.

Не буду корчить из себя самого проницательного: с утра 23 и до полудня 24 июня я не мог понять, что именно происходит, и склонялся к версии, что разыгрывается грандиозная постановка для зарубежных телезрителей. С очень уж откровенного фарса всё завертелось, гораздо более гротескного, чем все предыдущие «перформансы» Пригожина, даже танцы вокруг трупов (в госпринадлежности которых я теперь сомневаюсь). В логику «троллинга» вписывались и «радиосводки Марша справедливости», в которых главный диджей рассказывал о братаниях с пограничниками и переходе войск на его сторону, и (на тот момент) якобы сбитые борты, с доказательствами в виде столбов дыма где-то на горизонте. Утренняя беседа в штабе ЮВО казалась сценкой драмкружка с одним хорошим и двумя плохими (генералами Евкуровым и Алексеевым) актёрами, да и обращение Путина можно было счесть за вброшенную для натуральности и остроты приправу.

Добавляло уверенности и то, что поводы для такой вот масштабной мистификации очень даже были. В последние дни киевский режим как будто бы начал пытаться свернуть своё эпическое наступление: видимо, до Зеленского и компании дошло, что дело не клеится, и сжигать все резервы дотла не имеет смысла. Отсюда все эти заявления вроде кулебовского «оружия никогда не будет достаточно» и завуалированных обвинений в адрес Запада от Подоляка – это не более, чем информационно-политическая подготовка слива.

Тем временем сливать-то ещё есть, что: по разным оценкам, до половины подготовленных для наступления «натовских» бригад ещё находится в относительном здравии. Конечно же, российской стороне было бы гораздо выгоднее заставить их разбиться о наши рубежи в бесплодных атаках, чем выковыривать из населённых пунктов – но как это сделать, если противник уже потерял кураж? Вот тут масштабная провокация с якобы бунтом «Вагнера» в тылу российских войск могла бы сработать, и очень многие из тех, кто верил в постановочный характер всех событий, как раз этим их и обосновывали.

Но это, так сказать, оперативный повод для спектакля – а ведь был ещё и стратегический. Хорошо известно, с какой страстью Украина и её западные кураторы желают возникновения в России большого гражданского конфликта, да оно и понятно, ведь развал страны изнутри – это единственный вариант, при котором РФ проиграет войну. Опереточный «бунт Пригожина» с его не менее театральным «разгромом» мог послужить хорошей демонстрацией бессмысленности надежд Запада и внести в и так нестройные ряды «союзников» Украины дополнительный раскол.

Собственно, именно об этом я и думал до тех пор, пока не появились кадры горящих остовов на земле и стрельбы по «Аллигатору» из ПЗРК, закончившейся взрывом и пожаром на нефтебазе. С такими «спецэффектами» стало ясно, что мятеж происходит не понарошку.

Зарежем. – Небольно?


Понять логику путчистов и особенно их вожака, по-моему, гораздо сложнее, чем изложенные выше схемы; большая часть «вагнеровцев» её и не поняла, и отказалась участвовать в авантюре. Очевидно, что никакой пятидесятикилометровой колонны, никаких 25 тысяч бойцов, которые «пройдут всю пустыню за одну ночь», у Пригожина не было – едва ли пара тысяч, а скорее несколько сот штыков.

Это, конечно, тоже сила, но не армия, и начнись стрельба, единственным закономерным итогом было бы уничтожение мятежников до последнего человека (естественно, с большими потерями и наших войск, и гражданских). На что же тогда Пригожин рассчитывал, не спятил же он в медицинском смысле, право слово?

В Сети набирает популярность предположение, что мятеж готовился очень давно и в постоянном взаимодействии с врагом. Действительно, версия, что по плану ВСУ должны были прорвать фронт, а пригожинцы – выдвинуться в столицу свергать «лампасов-предателей, проигравших войну» звучит логично. Она хорошо бьётся с последними аудиосообщениями Пригожина, в которых он называет себя «патриотом», а власти – «подонками». Правдоподобна и мысль, что пригожинцев бросили в атаку в надежде ну хоть как-то смутить наших воинов на передовой и расшатать фронт на панике.

Соответственно, главным оружием путча должен был стать не сам «Вагнер», а заработанный потом и кровью бойцов ЧВК, и «правдорубством» директора личный авторитет Пригожина. Выходит, что весь этот «конфликт с Минобороны», который многие (включая меня) считали дезинформацией для Киева и Запада, на деле был дезинформацией для Кремля и простых россиян? По-видимому, да.

По-видимому, Пригожину удалось убедить Путина и военное руководство, что матерные выпады в сторону Минобороны, подчёркнуто вежливое общение с украинскими фашистами и власовцами, и прочий «лёгкий троллинг» пойдёт на пользу спецоперации. Вроде бы, так оно и было: ведь удерживали же ВСУ Бахмут, уповая на «снарядный голод у «Вагнера», так?

Да, удерживали, и теперь меня терзают смутные сомнения на этот счёт. Не была ли вся многомесячная осада Бахмута постановкой в том смысле, что Зеленский отправлял десятки тысяч «захистников» на смерть по предварительной договорённости, чтобы в их крови закалилась та пика, которая должна была через пару месяцев воткнуться Кремлю в глаз? В конце концов, грандиозный медиакульт «Вагнера» и бонапартизм Пригожина во многом сформировались именно на ходе и исходе Бахмутской операции.

По-новому теперь выглядят и некоторые практические идеи Пригожина, особенно этот его медийный «Второй фронт» и горячая поддержка формирования теробороны в приграничных регионах. Что это было, если не попытка создать целый плацдарм на фронте и множество ячеек в тылу, ещё и за счёт врага (то есть Российской Федерации)?

Если такая многоходовочка действительно имела место, то это уже какой-то Warhammer, «Ересь Хоруса» в прямом эфире. Правда, в отличие от литературного прототипа, в реальности ставка на «ауру шикарности» Пригожина оказалась бита, причём дважды: сначала за ним не пошёл, в большинстве своём, его собственный легион, а затем и вся страна отвергла такого «воителя».

Впрочем, и сам «воитель» (пока что, во всяком случае) не упал на пулю и не ударился лбом о ракету, а отделался лёгким испугом. Возможно, такой «слив» со стороны Кремля оправдан: неизвестно, как войска на фронте отреагировали бы на полноценную «войну» в Ростове или где-нибудь под Москвой. Но кто сдулся на самом деле, так это вожак путчистов, и теперь можно надеяться, что разоружение оставшихся без него боевиков пройдёт с минимумом проблем. Разочарование итогами мятежа на Западе тоже заметно невооружённым глазом, и оно может иметь стратегические последствия.

Что же касается самого предателя Пригожина, то есть мнение, что его «пенсия» в Белоруссии продлится недолго. Одно из двух: он либо как-то просочится на сторону врага и начнёт под камеру целоваться в дёсна с прочими «оппозиционерами», либо внезапно уйдёт из жизни в результате несчастного случая – падения кувалды на голову, например.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +16
    25 июня 2023 17:48
    Что за бред я читаю?
    Зеля кидал в мясорубку на убой десятки тысяч солдат что бы закалить? Горящую технику наверное тоже закаливали?
    А время,которое выиграл Вагнера что бы армия создала мощную оборону,о которую сейчас десятками тысяч укропов убиваются,причём самых элитных,тоже закалка?

    Правда, в отличие от литературного прототипа, в реальности ставка на «ауру шикарности» Пригожина оказалась бита, причём дважды: сначала за ним не пошёл, в большинстве своём, его собственный легион, а затем и вся страна отвергла такого «воителя».

    Вся страна?Точно?Я видел только слова,причём в большинстве только текст в сети,от нескольких губернаторов,Дмитрия Медведева и несколько видео из зоны СВО.Но простите,это ни весь народ.А кто тогда фотался с Вагнера,бил морду тем кто кидался на солдат ЧВК в Ростове,кто скандировал уезжающим из города оркестрантам?
    Я не встаю чью либо сторону и никого не оправдываю,я сам сутки был в недоумение но у меня были одни вопросы но ни к ЧВК Вагнера.Я не понимал кто давал команду стрелять с вертушек по колонне ЧВК,кто давал команды на взлёт и уничтожение.а ведь колонны шли в колоннах и не стреляли налево и направо.Ещё куча вопросов к тем,на кого был наезд,почему они не вышли,если они мужчины и считают себя офицерами,почему не имели мужества и не вышли на разговор.А насколько знаю МО молчит до сих пор.
    Ещё раз повторюсь,я никого не оправдываю,просто вспоминаю как Иосиф Кобзон шёл к отпетым головорезам и настоящим террористам,увешанными взрывчаткой на переговоры и выводил заложников,и он был обычным человеком народным артистом и как вижу настоящим мужчиной,хоть и был на тот момент ни офицером в погонах а простым гражданским.
    Вот это были величайшие люди и настоящие мужчины а что сейчас?
    Сверкающие пятки из Ростова.
    Деградация достойных и уважаемых людей? Скорее да чем нет.
    ПыСы: https://topcor.ru/36563-podschitano-kolichestvo-tehniki-v-kolonnah-chvk-vagner-kotorye-dvigalis-k-moskve.html
    ваши коллеги пишут что Вагнера были коллоны,если суммарно посчитать то тысячи.И где по вашему автор там несколько сотен мятежников,если управлять хотя бы 2000 техникой надо хотя бы по одному человеку,плюс расчёты ПВО что шли на марше готовые к бою,плюс грузовики для перевозки ЛС ну и люди в гражданском,а там были люди из ЧВК в гражданском.
    1. -1
      25 июня 2023 18:20
      зеля поставлен чтобы зачистить руину от аборигенов. он и сотни тысяч кинет и миллионы.
    2. +4
      25 июня 2023 22:11
      Вы правы! Противно читать тех, кто сначала кричит "Осанна в вышних", а через день - "Распни его!" Ложь выдает угодливость властям.
    3. Комментарий был удален.
    4. Комментарий был удален.
  3. +5
    25 июня 2023 18:19
    Трудно поверить что многомесячная операция по взятию Бахмута была на самом деле фарсом и никто этого не разглядел
  4. Комментарий был удален.
  5. Комментарий был удален.
  6. Комментарий был удален.
  7. +8
    25 июня 2023 19:17
    То, что произошло с ЧВК Вагнер, знает правильный ответ несколько десятков, может с сотню людей в мире. Я бы на месте писателей сделал бы паузу в своих суждениях, иначе можно попасть впросак.
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      26 июня 2023 08:23
      А они и попали в просак. Уголовное дело прекращено, принято решение, что это не мятеж, А Пригожин не предатель.

      Умом Россию не понять...
      1. 0
        28 июня 2023 03:17
        Кто сказал, что изменилась оценка этого вооруженного мятежа как предательства. 24, 25, 26, 27 июня Путин об этом четко и ясно повторяет. Если у вас есть доказательства, что он оценивает это по другому, приведите, иначе вы в лучшем случае просто болтун. Ну это если мягко сказать.
  8. 0
    25 июня 2023 19:19
    Собственно, именно об этом я и думал до тех пор, пока не появились кадры горящих остовов на земле и стрельбы по «Аллигатору» из ПЗРК, закончившейся взрывом и пожаром на нефтебазе. С такими «спецэффектами» стало ясно, что мятеж происходит не понарошку.

    Ну это-то как раз легко объяснимо. Простые бойцы должны были быть в шоке от происходящего и "на нервах" могли начать палить без приказа.
  9. +8
    25 июня 2023 19:49
    В это тревожное время только ленивый не пнул СССР. Хотя в советское время такое можно было представить только во сне.
  10. +5
    25 июня 2023 20:21
    Да, народная поддержка вагнеровцев в походе на Кремль, созвучна всенародному походу Минина и Пожарского на антироссийских оккупантов в Кремле, по факту обстоятельства схожи. Да зарубили поход на корню, сперва пробовали силой, авиацией уничтожать, так боевые части не так просто, .далее подтянули авторитетного в патриотичных кругах А.Лукашенка, тут сработало. Но проблема осталась, имеем явно антинародный клан при власти РФ, не сегодня, завтра это должно разрешиться. Тягомотина с В.В. Путиным ( да жив ли настоящий) явно переросла все нормы демократии и здравого смысла. В сухом остатке, враждебные национальным интересам Росси силы дербанят богатсва РФ находясь при властных рычагах, оставляя основных собственников,- гракждан РФ в нищете.
  11. -4
    25 июня 2023 22:32
    в статье главная мысль, это то, что пригожину башню снесло от своей популярности по всёму миру, так сказать зазвездился... и не какой он не патриот, а незаурядный бизнесмен, который за деньги продаст верёвку на которой его самого и вздёрнут!
  12. +3
    25 июня 2023 23:51
    На самом деле народ в разговорах посмеивается - мол как обычно, власть утром говорит одно, вечером другое.
    Это только платные агитаторы торопятся клеить ярлыки.(что уголовка конечно, но им разрешили)

    Вся байда то началась ,когда Шойгу велел заключить каждому ЧВКшнику договора с ВС- т.е отжать ЧВК у олигарха. Тот и начал барахтаться, но..не сдюжил перед рейдерами и решил видимо хлопнуть дверью...

    Наверняка 9/10 осталось за кадром, но и 1/10 показывает ,что чВК "отжимали"
    1. +1
      26 июня 2023 08:29
      Так и было, есть ЧАСТНАЯ!!!! ВК "Вагнер" , которая приносит не малые деньги. И тут такой шойгу, типа пацаны у вас теперь будет новый хозяин, это я. И вместо Африки будете ходить на моих парадах и участвовать в моих биатлонах. За Родину! За Путина!
    2. 0
      28 июня 2023 03:21
      Это в какой стране вы видели посмеивающийся народ. В России в над военным мятежом и предательством не смеялись. Вы это ещё родственникам Наших лётчиков, или ребятам на фронте скажите.
  13. +2
    26 июня 2023 01:08
    Другие американцы считают что это коммерческая разборка. При этом исполнитель контракта занял один из офисов заказчика и послал своих людей в другой офис заказчика с требованием справедливости по выполнению контракта. Но, это был не близкий к исполнителю ЧОП с охранниками, а их сотрудники (вполне такая вооружённая до зубов войсковая единица) из ЧВК. Что у ЧОП, что у ЧВК есть как известно право на ношение оружия как у частных коммерческих структур. Так вот, глава компании исполнителя, приехал в офис заказчика и потребовал к себе глав заказчика. Те, не захотели разговаривать с исполнителем. Какой же вопрос был главный в этом конфликте? Конечно же о деньгах и работе. Если бы вопрос шёл о смене государственного строя, то вряд ли стороны смогли за сутки договориться. В результате Исполнитель уехал из офиса заказчика, а также отозвал свою группу сотрудников с дороги в основной офис заказчика. А заказчик отозвал заявление о возбуждении уголовного дела на исполнителя. Примитивно, но почему бы и нет?
  14. Комментарий был удален.
  15. +1
    26 июня 2023 06:56
    Маржецкий говорит о нескольких колонах на Москву . Автор говорит,что несколько сот. Topvar называет цифру 6 тысяч. Так ,сколько в действительности?
    1. +3
      26 июня 2023 08:45
      Цитата: Vera D
      Маржецкий говорит о нескольких колонах на Москву . Автор говорит,что несколько сот. Topvar называет цифру 6 тысяч. Так ,сколько в действительности?

      Если взять за основу, сообщение о трёх колоннах, с тысячью транспортных единиц, то уже не сотни (минимум водитель). На пикапах, не менее, чем по четыре человека, грузовики тоже не пустые, экипажи бронетехники, зенитные расчёты и т.д.
  16. +4
    26 июня 2023 07:01
    Цитата: Полковник Кудасов
    Трудно поверить что многомесячная операция по взятию Бахмута была на самом деле фарсом и никто этого не разглядел

    Согласна,это бред
  17. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  18. +3
    26 июня 2023 07:40
    Что ж, хорошо, что власть поняла как её народ поддерживает. То-то Гурулев у Соловьева требовал убить Пригожина. Остальные в основном восхищались мудростью президента. И то, если б вагнеровцев уничтожать стали, то.... короче президент проявил мудрость!
    1. 0
      31 июля 2023 11:51
      Вам ,хотелось крови?
      "Проявил мудрость" тут правда,но правды ради другого :" и не было
      1)СМИ распиарили Пригожина до небес:"Вагнера" единственная надежда и проч. Все стали восхищаться матерщиной Пригожина. И вдруг повернуть на 190 градусов? Президента,мягко говоря,не поймут.
      Так что он проявил"вынужденную"мудрость
  19. +2
    26 июня 2023 08:34
    Автор покайтесь, вы оболгали честного порядочного человека Пригожина. Уголовное дело прекращено, мятежа не было. ЧВК "Вагнер" через Беларусь убывает в Африку зарабатывать деньги. А у шойгу минус 20-25к опытных бойцов.Картина маслом. А кто будет штурмовать Славянск и Краматорск? Шойгу и Герасимов? Ну тогда это будет очень не скоро.
    1. 0
      28 июня 2023 03:24
      Приведи слова президента России, что мятежа не было, или здесь сегодня одни болтуны собрались из секты?
    2. 0
      31 июля 2023 12:15
      "убывает в Африку", у них раскол: часть "музыкантов" будет интегрирована в белорусскую армию (по последним данным,на общих основаниях) часть"кадровых" образца: мая 2022, подписали контракт с МО
      Сын говорит, к ним в полк, пришло много офицеров"вагнеровцев"
      Уж,извините,но я сыну верю больше чем репортерам
  20. +1
    26 июня 2023 08:38
    Интернет создан для того, чтобы любители потрындеть могли это сделать не выходя из дома. Все знатоки жуткие.
  21. +4
    26 июня 2023 08:39
    я получал образование ещё в 1970-х и нас учили, что подобные события ( бунт Пригожина ) просто так ( на ровном месте ) не происходят ! .... такие события становятся возможными только тогда - "Когда низы не хотят жить по старому, а верхи уже ничего не могут". так что, я считаю, что виновных в этом достаточно много, тем более, что это назревало, это было уже видно большинству, а верхи сидели и ждали .... чего ждали ? ... надеялись что рассосётся само собою ? ... вот и дождались.
    Трудно было вызвать Пригожина в Москву для беседы и поговорить, на худой конец самим к нему съездить - это всё таки человек не простой, только его Армия реально продвигается вперёд, а все остальные окопались и чего то выжидают ( уже как ГОД ! ) ... А выжидают когда ? ... ответ один - когда воевать нечем, если бы было достаточно оружия и боезапаса, то поверьте - МЫ бы, уже давно разбили бы Украину и НАТО. Но как видно - НЕЧЕМ. А кто в этом виновен ... что нечем бить врага ? ... Вот Пригожин и поднял этот вопрос, виновные - ЕСТЬ, но они как были в руководстве Армии, так там и остаются.
    Если человек не справился с обязанностями, его как минимум увольняют с должности ( раз завалил Специальную Войсковую Операцию ), но поверьте ... таких не награждают уж точно, а у нас ЧТО ? А у нас генералы получили за провал СВО и звания и награды. Но психика у людей разная, одни махнут на несправедливость рукой, а другие возмутятся и потребуют решительного наказания виновных. Пригожин как раз из последних.
  22. +1
    26 июня 2023 10:02
    Кувалда это хорошо.
  23. +1
    26 июня 2023 11:02
    Токмаков - фантазер, но это в лучшем случае..., помнится и экономика некоторых соседних стран у него в кризисе и депрессии.., хотя статистика за 30 лет свидетельствует о совершенно противоположном процессе...
    1. 0
      27 июня 2023 15:11
      Цитата: R.U.R.
      Токмаков - фантазер, но это в лучшем случае..., помнится и экономика некоторых соседних стран у него в кризисе и депрессии.., хотя статистика за 30 лет свидетельствует о совершенно противоположном процессе...

      Не только это, но и ещё и странная случайность: чем более неоднозначна его статья (культурно выражаясь), тем больше критических комментариев будет удалено. lol
  24. Комментарий был удален.
  25. 0
    1 июля 2023 15:32
    Когда пишешь статью то логично думать что автор разбирается в теме. Хотелось бы для начала понять обоснованость претензий Пригожина по снабжению и поддержки его людей которые находятся в атаке, не в обороне. Не надо ссылаться что ЧВК это не минобороны и должны все добывать сами. Они за чью страну воевали? Полностью поддерживаю Путина и СВО, а так же нашу героическую армию.