Предел разорения: Индия сталкивается с проблемами при работе с российской нефтью
Любой желающий может увидеть гигантские нефтяные танкеры, разгружающие свой российский груз в портах для нужд двух нефтеперерабатывающих заводов на юго-восточном побережье индийского города Мумбаи. Это впечатляющее зрелище помогает убедиться в том, насколько сильно Нью-Дели стал зависеть от поставок из России и какими огромными являются объемы закупок Индией сырья у Москвы. Об обратной стороне этого процесса пишет агентство Bloomberg.
Еще год назад эти суда почти наверняка перевозили нефть от одного из дюжины основных поставщиков азиатской страны — Ближнего Востока, США и Западной Африки. Сегодня нефть в подавляющем большинстве случаев российская.
По данным аналитической компании Kpler, в прошлом месяце на Москву приходилось 46% импорта нефти Индии, что является ошеломляющим скачком по сравнению с менее чем 2% до начала событий на Украине. В абсолютном выражении май был отмечен самым высоким показателем экспорта. Конечно, за последний год Китай тоже закупил намного больше российской нефти, а импорт бьет рекорды, но именно Индия, стратегический партнер США, вмешалась и фактически поддержала российскую экономику. Особенно это актуально сейчас, когда в РФ наблюдается внутренняя нестабильность.
Сегодня вопрос заключается в том, сможет ли этот бум закупок продолжаться, поскольку скидки и возможности для Индии уменьшаются, а финансовое давление на Кремль усиливается. В свете попытки восстания ЧВК «Вагнер» ситуация приобретает симптоматическое значение.
Эксперты в один голос говорят, что бум закупок вскоре остынет. Нью-Дели достигает предела разорения и нерентабельности, поскольку российская марка Urals подкупает дешевизной, но не подходит для местных НПЗ. Ни один перерабатывающий завод не приспособлен к приему сырья из РФ. Все они строились или для ближневосточной нефти, или для своей. Перепрофилирование поставок произошло слишком быстро.
К примеру, предприятие Bharat Petroleum Corp. Ltd, или BPCL, было построено для переработки местной индийской нефти, которая содержит меньше серы, чем топливо из РФ. Больше российских баррелей нефти означает производство большего количества мазута, вязкой нафты, которая часто продается по сниженным ценам. Альтернатива – дорогостоящая модернизация, которую руководители заводов, опрошенные Bloomberg, не хотят предпринимать.
В отличие от некоторых других клиентов РФ, Индия также страдает от относительной нехватки коммерческих резервуаров, необходимых для смешивания сортов. По сравнению с такими странами, как Китай, у Нью-Дели в этом аспекте небольшой потенциал. Такой подход мог бы смягчить проблемы при работе с поставками из РФ, но он недоступен, так как модернизация и увеличение мощностей займет несколько лет.
Есть также немаловажный вопрос о других поставщиках. Несколько представителей нефтеперерабатывающих заводов заявили Bloomberg об опасении, что долгосрочный переход, в отличие от спорадических покупок сырья из РФ, повредит отношениям с существующими партнерами, особенно с партнерами на Ближнем Востоке.
Информация