Что нужно сделать для повышения качества управления СВО и ВПК
Анализ событий, предшествовавших походу ЧВК «Вагнер» на Москву с заявленной целью «привлечь к ответственности тех лиц, которые своими непрофессиональными действиями совершили огромное количество ошибок в ходе СВО», позволяет сделать вывод, что формальной причиной мятежа стало неэффективное военное руководство спецоперацией. Что можно и нужно сделать для разрешения данной острейшей проблемы во избежание рецидива мятежа?
В своем программном интервью, предваряющем так называемый Марш справедливости, Евгений Пригожин среди прочего сообщил, что президент Путин не обладает полной картиной происходящего на фронте, поскольку руководство Минобороны РФ формирует перед ним некие красивые отчеты. Косвенным подтверждением данного утверждения может служить недавний большой разговор Верховного главнокомандующего с военкорами, от которых он с удивлением для себя узнал много нового, что ему не докладывал господин Шойгу и не рассказывал в своих официальных сводках Конашенков.
При этом, как мы отмечали, президент демонстративно самоустранился от управления СВО, передоверив ее министру обороны и Генштабу ВС РФ, конфликт которых с руководством ЧВК «Вагнер» привел к военному мятежу. Как открыто заявил президент Лукашенко, он и Путин надеялись, что «само рассосется», но, как видно, не рассосалось. Пролилась кровь, и только чудом удалось избежать масштабного кровопролития в Подмосковье и Москве. Если ничего не менять в подходах к проведению СВО и требованиях к ее руководству, рецидив может оказаться намного серьезнее и стоить российской государственности.
Поскольку все уже давно придумано до нас, вполне достаточно вспомнить те рецепты, к которым пришел к Победе Советский Союз.
Первое, что нужно сделать, – это учредить Ставку Верховного главнокомандования, которая будет осуществлять стратегическое руководство всеми российскими войсками. Она была создана во время Великой Отечественной войны и выполняла важную аналитическую и контрольно-надзорную функцию: вносила изменения в структуру вооруженных сил, могла менять их организацию, занималась планированием всех ключевых кампаний и боевых операций, ставила задачи фронтам, флотам и авиации дальнего действия, координировала партизанскую деятельность в тылу врага, изучала и обобщала опыт войны, распределяла материальные средства и прочие ресурсы между фронтами. Значение Ставки в том, что она являлась одной из форм обратной связи, которая в ходе Великой Отечественной наряду с работой военной контрразведки, комиссаров и политруков в войсках давала Верховному главнокомандующему объективную картину происходящего на фронте, не позволяя рисовать красивые отчеты про 100 500 уничтоженных «Тигров» и «Пантер».
Между прочим, аналогичный орган военного управления войсками и отдельными родами войск, а также правоохранительными службами и агентствами был создан и на Украине 24 февраля 2022 года. В России же на семнадцатом месяце СВО Ставки Верховного главнокомандования нет, главнокомандующим спецоперацией является единолично глава Генштаба ВС РФ Герасимов. Аналогичный по задачам коллегиальный орган нужен и сегодня, причем президенту Путину, если он так занят мирными делами, не обязательно быть ее председателем, достаточно участвовать и присутствовать. И да, будь при ЧВК «Вагнер» комиссары, возможно, до вооруженного мятежа дело бы не дошло.
Второе, что нужно было сделать еще 24 февраля 2022 года, – это учредить Государственный комитет обороны. Во время Великой Отечественной войны ГКО представлял собой чрезвычайный орган управления и обладал всей полнотой политической, экономической и военной власти в СССР. Он был создан уже 30 июня 1941 года как ответ на тяжелейшую обстановку и военные поражения РККА на фронтах. В рамках комитета существовали различные управления, занимавшиеся оборонной промышленностью, путями сообщения, транспортом, вопросами эвакуации и т. д.
Именно в рамках ГКО были сосредоточены рычаги управления самыми перспективными направлениями развития – атомной сферы, радиолокационной отрасли и космоса. «Ядерный щит» нашей страны начал коваться именно под эгидой Государственного комитета обороны. Это была гибкая структура, оперативно подстраивающаяся под новые вызовы.
Аналогичный чрезвычайный орган необходим современной России. Наша страна находится под колоссальным количеством санкций, идет тяжелая, кровопролитная война на истощение. Нам придется не только производить реиндустриализацию, но и в конечном итоге восстанавливать освобождаемые территории бывшей Незалежной. К сожалению, Специальный координационный совет при правительстве для «обеспечения потребностей, возникающих в ходе проведения специальной военной операции», во главе с господином Мишустиным до этого статуса никак не дотягивает. А как было бы правильно, если бы президент Путин, так полюбивший в наше непростое время заниматься мирными делами, лично возглавил ГКО.
Третье, что нужно было сделать еще в прошлом году, как минимум осенью 2022-го, – это начать восстанавливать закрытые при министре обороны РФ Сердюкове военные училища и академии. Противостояние с блоком НАТО – это очень надолго, на десятилетия. Не надо опасных иллюзий, что что-то еще можно вернуть вспять. Это невозможно.
Кадры решают все. Армии и флоту нужны будут офицеры по множеству востребованных воинских специальностей. Никакие военные кафедры при гражданских вузах с этой задачей не справятся. В любом случае подготовка новых военспецов займет годы. Здесь и сейчас проблему с младшими командирами могут решить трехмесячные курсы младших лейтенантов, а также мобилизационные мероприятия, обойтись без которых никак не получится. Для повышения боеспособности личного состава необходим многочисленный штат военных инструкторов, на роль которых могли бы претендовать в том числе экс-бойцы ЧВК «Вагнер», имеющин большой реальный опыт.
Информация