Нужны ли России эрзац-самолеты ДРЛОиУ

17

Несколько дней назад украинские террористы осуществили очередную воздушную атаку на Москву и Подмосковье. Пять ударных беспилотников, начиненных мощными зарядами взрывчатки, были сбиты или выведены из строя средствами РЭБ. По счастью, обошлось без жертв среди мирного населения. Однако возникает вопрос, почему вражеские дроны по-прежнему способны долетать до столичного региона России?

Меч и щит


Ответ прост и одновременно неприятен. С одной стороны, над нашей страной просто нет сплошного радиолокационного поля, и украинские БПЛА, ведомые натовскими навигационными системами, способны проникать через имеющиеся бреши. В прошлом году беспилотники Ту-141 «Стриж» еще советского производства, превращенные ВСУ в дроны-«камикадзе», дважды смогли добраться до аэродрома Дальней авиации ВКС РФ в Энгельсе.



С другой стороны, система ПВО/ПРО над Москвой была разработана еще при СССР для отражения баллистических ракет США и просто не была рассчитана на такую цель, как малоразмерные низколетящие БПЛА. Полностью прикрыть современными зенитно-ракетными комплексами гигантскую столичную агломерацию также проблематично, поскольку ЗРК и ЗРПК у нас имеется далеко не бесконечное количество, и они крайне необходимы на фронте, где сейчас очень жарко.

В совокупности это означает, что террористическая угроза со стороны Украины для российских городов будет носить перманентный характер. Кроме тыловых регионов, чрезвычайно актуальной является задача по повышению уровня оперативной осведомленности ВС РФ о всех действиях противника в зоне СВО: перемещениях украинских войск, запусках ракет и подъеме в небо вражеской авиации. Поэтому в экспертном сообществе высказываются самые различные предложения, как можно было бы быстро решить столь серьезную проблему.

В частности, небезызвестный военный эксперт Илья Крамник в своем Телеграм-канале предложил компенсировать дефицит специализированных разведывательных самолетов ДРЛОиУ А-50 эрзацами в виде старых Ан-12, оснащенных более простыми РЛС:

Задача: разведывательный самолет продолжительностью барражирования от 6 часов, способный обнаруживать как воздушные, так и наземные цели. Условие: использование имеющихся в строю (на хранении) самолетов, чтобы не тратить время на заказ и производство новых, и имеющегося в наличии серийного оборудования.

Решение: военно-транспортный самолет Ан-12 с БРЛС Н035 «Ирбис» и комплексом оптики бокового обзора. БРЛС на первом этапе снимаются с находящихся в ремонте истребителей Су-35 на время их ремонта (число Су-35 в ремонте в целом постоянно, и с учетом идущей войны и интенсивных полетов – не так мало, как хотелось бы, ресурс тратится активно, и у электроники он выше, чем у самолета), а дальше можно и новых несколько штук отгрузить. Информация с БРЛС и камер подается на 4-6 рабочих мест операторов, оборудуемых в грузовом отсеке. На выходе получается нечто вроде Nimrod AEW в родных осинах.

Идея действительно неплохая. К минусам можно отнести относительное небольшое время барражирования такого эрзац-самолета ДРЛОиУ в воздухе, составляющее всего 6 часов, что потребует организации непрерывного посменного дежурства из нескольких летательных аппаратов и их экипажей. Для их эксплуатации также потребуется соответствующая инфраструктура. Все взлеты и посадки модернизированных Ан-12 будут фиксироваться вражеской спутниковой группировкой, а место их базирования будет представлять собой первоочередную цель для дальнобойных ракет и украинских ДРГ.

Впрочем, на войне как на войне, если нормально наладить службу, то эти проблемы решаются в рабочем порядке. Однако, со своей стороны, хотелось бы в очередной раз озвучить не менее эффективный способ создания постоянного радиолокационного поля для нашей ПВО.

«Боевые дирижабли»


Да, идея подвесить на зафиксированном на специальном тросе аэростате РЛС далеко не нова. Подобные технические решения уже достаточно давно используются в Израиле для контроля границы с Израилем. Самое интересное заключается в том, что в нашей стране для этого имеется соответствующая материально-техническая база.

Это, например, разработанный компанией НПО «Авгуръ – РосАэроСистемы» привязной аэростатический комплекс (ПАК) Au-33 «Гепард». Это не что-то там поспешно слепленное на коленке, аппарат был разработан в рамках гособоронзаказа и успешно прошел испытания еще в 2009 году. Его предназначением является обнаружение низколетящих воздушных целей. «Гепард» может в течение двух недель находиться в небе на высоте до 2 километров. Грузоподъемность привязного аэростата составляет 300 килограммов, что позволило бы разместить на нем, скажем, упомянутый господином Крамником БРЛС Н035 «Ирбис» с комплексом оптики бокового обзора. Электроснабжение РЛС осуществляется по кабелю.

Кроме «Гепарда», в России разработана и испытана его более крупная версия под названием Пума». ПАК «Пума» способен находиться на высоте от 2 до 5 километров на протяжении 25 суток. Его грузоподъемность может достигать, по некоторым данным, 2 тонн. Помимо РЛС и другого разведывательного оборудования, аэростат может нести на борту аппаратуру связи и ретрансляции, цифровые передатчики голосовых данных, телевизионного изображения и радиоволн, что гарантирует связь на частотах любого типа на территории до 100 000 квадратных километров. По состоянию на 2011 год, стоимость одного аэростата составляла порядка 3 миллионов долларов, и Минобороны РФ тогда вроде как собиралось заказать их аж 50 штук.

Кстати, где они?

Вполне достаточно будет разместить десяток-другой таких аппаратов вдоль границы с Украиной и где-то на полпути к российскому столичному региону, чтобы создать сплошное радиолокационное поле, через которое не сможет проскочить незамеченным ни один вражеский дрон. Зачем изобретать велосипед, клепая эрзац-самолеты ДРЛОиУ из старых Ан-12, если есть уже отработанные и прошедшие государственные испытания «боевые дирижабли»? Конструктивно это предельно примитивные летательные аппараты, где нет никаких нанотехнологий или подсанкционных импортных комплектующих. Компонентная база имеется отечественная. Какие проблемы начать их собирать серийно и ставить на вооружение?
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    5 июля 2023 19:50
    стоимость одного аэростата составляла порядка 3 миллионов долларов

    ?! Если даже аэростаты будут обнаруживать 100% целей ‒ то, что толку от этого, если:

    Полностью прикрыть современными зенитно-ракетными комплексами гигантскую столичную агломерацию также проблематично, поскольку ЗРК и ЗРПК у нас имеется далеко не бесконечное количество

    Сбивать БПЛА из рогаток?
    1. D O
      0
      5 июля 2023 21:14
      Сбивать БПЛА из рогаток?

      Может, с вертолётов, в том числе малых беспилотных, или, например, с соответствующе оборудованых Як-130, или с быстрых беспилотников?
    2. D O
      0
      5 июля 2023 21:45
      P. S. Если РЛС-дирижабли будут атакованы не тихоходными винтовыми дронами, а серьёзными противорадарными ракетами, то единственный небольшой шанс уцелеть дирижаблям - иметь на борту противоракеты.
  2. D O
    0
    5 июля 2023 19:51
    Да, дирижабли это экономично.
    Но необходимо понимать, что перед массированной атакой беспилотников противника, первый удар придётся по РЛС-дирижаблям ПВО, с целью сделать бреши в радиолокационной поле.
    Поэтому целесообразно постоянно держать на "горячем старте" Альтиусы/их аналоги с подвесными РЛС, достаточно быстро замещающие сбитые дирижабли.
    Пилотируемые самолёты ДРЛО вроде Ан-12, в такой ситуации с неприемлемо большой вероятностью будут сбиты.
    1. 0
      5 июля 2023 22:40
      Цитата: D O
      Но необходимо понимать, что перед массированной атакой беспилотников противника, первый удар придётся по РЛС-дирижаблям ПВО, с целью сделать бреши в радиолокационной поле.

      А АН-12 супергерой, перед массированной атакой беспилотников? Кого легче защитить, постоянно движущуюся цель, или неподвижные?
      1. D O
        0
        6 июля 2023 00:16
        Кого легче защитить, постоянно движущуюся цель, или неподвижные?

        Медленный и маломаневренный транспортник Ан-12 будет сбит ракетой примерно с одинаковой вероятностью что и неподвижный дирижабль.
        Есть и недавняя иллюстрация, сбитый первой же ракетой Ил-22 - то ли из ЗРК «Стрела», то ли «Панцирь-С1».
        1. 0
          18 июля 2023 00:20
          Цитата: D O
          Медленный и маломаневренный транспортник Ан-12 будет сбит ракетой примерно с одинаковой вероятностью что и неподвижный дирижабль.

          Но к маломаневренному АН-12, "Панцирь" не подцепишь, в отличии от аэростата.
  3. 0
    5 июля 2023 20:34
    Коли не достигнуты цели операции,теперь надо заботиться о своей защите.
    1. D O
      0
      5 июля 2023 21:20
      unc-2, не исключены прилёты не только из Украины, но, например, со стороны Финского залива, или прямо из соседней страны НАТО.
  4. 0
    5 июля 2023 21:09
    Эхъ, все непросто в нашем заскорузлом МО. Безусловно, здравая идея, однако насколько представляю, она потребует создания подразделения боевых дирижаблей, которое нужно будет обеспечить проживанием для личного состава, обеспечить обмундированием и всем чем положено новообразованной воинской части, обеспечить соответствующее обучение обращению с дорогостоящим и малознакомым оборудованием.
    Перед этим потребуется министру отдать приказ о начале работ, отталкиваясь от которого финансовые работники МО включат будущую военединицу в бюджет на следующий год - этот-то все, уже тютю - урезав какуюнить другую статью, допустим ущипнув от закупок снарядов и патронов для крупнокалиберных пулеметов, мол все равно палят зажмурившись куда-то там, утвердить штатное расписание с денежным довольствием для всех участников и объявить внутренний тендер для уполномоченных предприятий на закупку тех самых дирижаблей.
    Если серьезно, то реализация этой идеи не хохма, а приличные деньги, люди, и в конце концов дирижабли, которые надо изыскать. К тому же, не зная характеристик

    БРЛС Н035 «Ирбис» с комплексом оптики бокового обзора

    все же полагаю, что смысл предлагаемого заключается как раз в данных устройствах. Если они позволят заранее обнаружить вражеские поползновения, и предотвратить как поражение самих дирижаблей, так и на пути к цели эти поползновения поразить, конечно надо делать!
  5. 0
    5 июля 2023 22:56
    Все забыли новый ДРЛОиУ А-100. Где он?
    Аэростат ДРЛОиУ дёшево и сердито. Только высоко его не поднять, а для ДРЛОиУ чем выше тем лучше и безопаснее. Для этих целей нужен дирижабль.
    Дирижабль с полезной нагрузкой 10-15 тонн. Полезный вес, это антенны, передатчики, приемники и др. аппаратура. Устанавливается набор антенн перекрывающих диапазон от метров до миллиметров. Сканирование, как механическое, так и фазовая пассивная, активная антенная решетка. Все наработки можно взять с А-100. Рабочая высота 15 км. Время непрерывной работы на высоте, 6 месяцев (опускается и обслуживается). Дирижабль выводится в заданную точку и электродвигателями поддерживает заданные координаты. С землёй дирижабль соединен кабель-тросом. По кабель-тросу на дирижабль подается электропитание, осуществляется управление, снятие информации и др. На земле находится дизель-генератор, лебёдка, служба управления, приема и обработки информации. Кабель-трос не является несущим, он держит только сам себя. С высоты 15 км оптическая дальность видимости 470 км. Такой дирижабль, ДРЛОиУ не зависит от погоды, его трудно сбить. Имея оптическое и тепловое обнаружение, позволяет обнаружить и отследить любой беспилотник - даже сверхмалых размеров, надутый шар, птицу, также наземные объекты.
    1. D O
      +1
      6 июля 2023 01:05
      vlad127490, да, для того чтобы натовцам сбить дирижабль на расстоянии от границы 470 км и на высоте 15 км, им потребуется истребитель. Но поскольку сия подсистема ПВО задумывается против дронов, сбить истребитель скорее всего для неё будет проблемой. А дирижабль с предлагаемой Вами начинкой стоит ого-го сколько.
      То есть такое решение было бы оправдано не в рамках дешёвой подсистемы ПВО против дронов, а для серьезной эшелонированной ПВО против любых угроз.
      1. +1
        6 июля 2023 08:36
        наверное предполагаются использование всего спектра ДРЛО ПВО, где дирижабли займут отпределеное место в комплеске с другми средствами
      2. +1
        6 июля 2023 19:29
        В 2012 году по инициативной теме были проведены расчеты эффективности работы ДРЛОиУ на аэростате (Израиль использует) и дирижабле. Дирижабль много эффективнее. При наличии композитного кабель-троса, внутри которого проходят оптоволоконная жила, две жилы силовых проводов, дирижабль можно поднять на высоту 21 км. Всё тормозит кабель-трос и энерго потребление электромоторов и аппаратуры. Автономно без эл. питания с земли, т.е. дирижабль - дрон может работать на высоте 35 км неделю, продолжительность работы ограничена наличием топлива для генерации эл. энергии. Наработки по аппаратуре можно взять с А-100. Тогда, Минпромторг не поддержал НИОКР. Дальнейшую судьбу не знаю.
  6. +1
    6 июля 2023 02:18
    Эрзац всегда проще , чем возрождение радиоэлектронной промышленности
  7. 0
    6 июля 2023 09:10
    Кстати, где они?

    Ответ прост и очевиден.
    С дешевой темы, как аэростат или дирижабль, много не "напилишь".
    То ли дело А-100.
    Самолёта нет, а денег истрачено немеряно... и никто не сможет сказать на что.
  8. 1_2
    0
    6 июля 2023 14:02
    конечно нужны такие эрзац ДРЛО, можно подвесить ПФАР су35 который "бьет" лучом на 400км. питание по кабелю с земли. вот только прорабам это не нужно