Почему советские авиалайнеры стоит превратить в самолеты-арсеналы

11

Непрерывно идущая эскалация вооруженного конфликта на территории Украины день ото дня повышает возможность прямого столкновения России с блоком НАТО. Вполне очевидно, что первый удар в таком случае будет за «западными партнерами», которые попытаются превентивно максимально обезоружить нашу страну, минимизировав вес ответно-встречного удара, а то и саму возможность Минобороны РФ по его нанесению.

Самолеты-арсеналы


Во времена холодной войны разгром СССР в Пентагоне видели следующим образом. Уничтожение основных узлов советской системы ПВО/ПРО отводилось американским МБР подводного и шахтного базирования, а также стелс-бомбардировщикам, которые тоже должны были начать охоту на мобильные наземные ракетные комплексы. Во второй волне в атаку должны были пойти тысячи крылатых ракет как с ядерными, так и с конвенциональными боевыми частями, довершая ликвидацию оборонного потенциала нашей страны.



Залогом успеха этого дьявольского замысла должны были стать скрытность развертывания АПЛ ВМС США и других носителей, а также, возможно, большее количество ракет в залпе, способное перегрузить советскую систему ПВО/ПРО. В связи с этим представляет интерес программа создания самолета-арсенала на базе гражданского авиалайнера, над которой в Соединенных Штатах всерьез работали в 70-80 годах прошлого века, получившая название CMCA (Cruise Missile Carrier Aircraft — самолет – носитель крылатых ракет).

Концепция эта технически достаточно проста, реализуема и одновременно весьма оригинальна по замыслу. На замену стареющим уже тогда стратегическим бомбардировщикам B-52 было предложено использовать серийно производимые гражданские авиалайнеры, имеющие большую дальность полета и относительно небольшой расход топлива, если сравнивать их с настоящими военными самолетами, где во главу угла ставятся мощность и скорость.

Специалисты корпорации Boeing предложили оснастить свою модель под индексом 747 специальной установкой в грузовом отсеке, где на рельсах были размещены девять барабанов. Внутри каждого из них находилось бы по восемь крылатых ракет воздушного базирования, а всего 72 ракеты AGM-86 ALCM. Отстрел каждой через люк внизу фюзеляжа должен был занимать 10 секунд, барабанная установка опорожнялась бы всего за 80 секунд, а на смену ей вставала новая. Иначе говоря, переоборудованный в воздушный арсенал грузовой Boeing-747 мог бы менее чем за 15 минут выпустить по целям 72 крылатые ракеты большой дальности, оставаясь вне зоны действия советской ПВО.

Это значит, что 10 таких лайнеров могли обеспечить одновременный залп в 720 ракет, а 100 – сами можете подсчитать. Подобный удар на стратегическом участке выдержать не смогла бы даже эшелонированная система ПВО/ПРО. Дополнительную опасность для СССР представляло бы то, что визуально эти самолеты ничем не отличались от обычных гражданских транспортников, которые могли ежедневно осуществлять перелеты где-то в странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. Неожиданный превентивный удар по нашей стране мог быть нанесен с обычных воздушных маршрутов.

Видя перед собой перспективный жирный контракт от Пентагона, в гонку за военный бюджет также вступила корпорация McDonnell Douglas. Она представила вариант превращения своего лайнера DC-10 в воздушный ракетоносец, несущий всего 42 крылатые ракеты. В отличие от Boeing-747, ракеты должны были сбрасываться не через один, а сразу через четыре люка, что ускоряло процесс. Корпорация Lockheed Martin разработала два варианта самолета-арсенала. Широкофюзеляжный L-1011 CMCA мог нести всего 50 крылатых ракет в барабанных установках, выпускаемых из двух люков, а боевая нагрузка C-5 «Гэлакси» составляла уже очень внушительные 110 ракет, выпускаемых каждые 10 секунд.

Чтобы не отставать от конкурентов, Boeing представил вариант модернизации лайнера YC-14 до ракетоносца, где крылатые ракеты размещались в два ряда по 18 штук в каждом. Настоящим монстром от этой американской корпорации могла бы стать модель 1044, где, по сравнению с Boeing-747, барабанов должно было быть не 8, а 16. То есть его боевая нагрузка составила бы уже 144 крылатые ракеты.

Несмотря на многочисленные очевидные достоинства, данная программа Пентагона была свернута в 1981 году в пользу перевооружения стратегического бомбардировщика B-52 на ракеты ALCM, разработки стелс-бомбардировщика АТВ и сверхзвукового низковысотного B-1В. Как говорится, и слава богу!

Сделать у нас


Почему эта тема может быть интересна нам? Потому что это абсолютно реальная программа вооружения обычных гражданских самолетов крылатыми ракетами большой дальности, позволяющими превратить их в воздушные арсеналы.

Боевая нагрузка от 72 до 110 ракет делает мирный авиалайнер по ударной мощи сопоставимым с эсминцем УРО ВМС США типа «Арли Берк», а если их на борту будет под 144 штуки, то это побольше даже, чем у американского крейсера УРО типа «Тигондерога». По сравнению с боевыми кораблями как носителями крылатых ракет самолеты имеют высочайшую мобильность, большую скорость и дальность полета и могут базироваться на гражданских аэродромах, в том числе скрытно.

В наших реалиях в качестве воздушных ракетоносцев могли бы использоваться транспортные самолеты Ил-76 и грузовая версия Ил-96, а также лайнеры семейства Ту-204/214. Нести они могли бы крылатые ракеты воздушного базирования, ударные дроны-камикадзе и в перспективе – гиперзвуковые ракеты. В частности, о том, что «Циркон» может получить версию воздушного базирования, заявлял заместитель генерального директора НПО машиностроения Анатолий Свинцов:

По авиационной версии у нас тоже есть большой задел. Когда придет время, мы обязательно продолжим эту работу, а пока страна уже имеет гиперзвуковую авиационную ракету — это ракета «Кинжал». Заказчиком было принято решение на первом этапе активизировать работу по созданию именно морской версии ракеты.

Самолеты-арсеналы, вооруженные крылатыми и гиперзвуковыми ракетами, могли бы активно применяться в конвенциональных конфликтах типа украинского или сирийского, а также служить средством стратегического сдерживания. В отличие от производства иных носителей высокоточного оружия, переоборудовать гражданский авиалайнер или транспортник в ракетоносец можно довольно быстро и за очень разумные деньги.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    7 июля 2023 14:03
    Почему советские авиалайнеры стоит превратить в самолеты-арсеналы

    Все три? Вы, Сергей, как декабрист, только они страшно далеки от народа а вы от реальности.
    1. 0
      8 июля 2023 00:39
      А в чем отдаление от реальности? ТУ 160 стоит 16 млрд, а Ил-76 4 млрд. И если не заходить в зону ПВО противника, то какая разница с чего пускать. Хоть с АН-2.
      1. 0
        8 июля 2023 12:45
        А в том отдаление от реальности, что чтобы сделать арсенал нужна база, из чего делать, Ил-96 практически не производится, а то количество, что производится нужно для других целей, Ил-76 тоже в дефиците, но и по любому не тянет на стратегический носитель, а в Европе и штатных хватит (или упомянутого Ан-2 для скрытного одиночного удара)
  2. +2
    8 июля 2023 13:56
    А что, неплохая идея! Кстати, у нас вроде как завис приличный парк лизингового авиатранспорта, который мы вроде как не собираемся отдавать, понурив голову. Его что, бережем до восстановления любви-мира-дружбы?
    Даже в этом случае, дооборудовать втихаря, ну и пусть полетают себе над международными водами, на Кубу и обратно, к примеру
    1. +1
      8 июля 2023 14:18
      Цитата: borisvt
      Его что, бережем до восстановления любви-мира-дружбы?

      Используем по прямому назначению, перевозим авиапассажиров.
  3. 0
    8 июля 2023 16:33
    Согласен, что связка современный носитель-устаревший боеприпас проигрывает всухую связке современный высокоточный боеприпас-устаревший (либо наскоро приспособленный) носитель. Разумеется, лучше иметь высококлассные носители и такие же средства поражения, но здесь уже вопрос упирается в стоимость такой роскоши - она может оказаться неподъёмной, если производить оружие приходится для войны, а не для выставок и парадов с показушными учениями, в единичных экземплярах.
    1. +1
      11 июля 2023 14:38
      Понятно, что Ил-76, как носитель ядерных и прочих ракет, хуже ТУ95. Однако есть и будут области применения его на равне с ТУ. Не везде, и не всегда. Однако в этих областях применения он будет куда дешевле. Военный бюджет же не безразмерный.
  4. 0
    8 июля 2023 18:15
    У нас есть Аэробусы и Боинги взятые в лизинг: пусть послужат Отечеству.
  5. -1
    9 июля 2023 11:12
    У нас уже ездит по стране сармат-жигуль.

    Какая это уже по счету статья о волшебном превращении нехватаемых авиалайнеров в носителей ракет и дронов?
    А воз и ныне там.

    Или ракет нет в необходимом количестве, или подходящих лайнеров (похожая идея была об несуществующем экранолете Чайка), или разумного выгрыша от использования, или просто никому не надо

    Так и заканчивались многие похожие идеи.....Аэродром из мели у берегов ЮСА, авиа-ракето-дрононосец из койтейнеровоза, вертолет-ПВО, Чайка с ПКР, Одесские партизаны, негры-добровольцы,
    Идей много , денег мало....
  6. 0
    9 июля 2023 12:19
    Да дайте уже эту СВО закончить! Хоть с каким-то результатом! Создавать надо что-то , что способно "воевать" с тем, что есть у противника. Вот сначала хоть спутники повесить, чтоб знать, где они шарятся. И морских камикадзе, маленьких, запустить, чтоб боялись за свои корыта. Настоящих, не парадных. Но разработать пару таких загрузочно-разгрузочных блоков для авиалайнеров(быстрой сборки, типовых) тоже неплохая идея. Под то , что у России уже есть.
  7. 0
    20 августа 2023 22:59
    В отличие от производства иных носителей высокоточного оружия, переоборудовать гражданский авиалайнер или транспортник в ракетоносец можно довольно быстро и за очень разумные деньги.

    Вы уважаемый автор явно недооцениваете трудности создания такого самолета, хотя перед вами пример США, где тужились, тужились, а дальше концептуальных разработок не продвинулись. Потому что на пути реализации этой идеи встает ряд проблем, которые теоретически разрешимы, но практически их решения труднореализуемы.

    Проблема 1): для пуска ракет в нижней части фюзеляжа надо сделать люк, т.е. отверстие длиной 6.5-7 метров для ракет Х-55, Х-555 длиной 5.88-6.04 метра или для ракеты Х-101 длиной 7.48 метра надо отверстие 8-8.5 метра. По всей длине отверстия будут перерезаны шпангоуты и прорезана обшивка. Значит нужна мощная рама к которой будут прикреплены шпангоуты и обшивка. Т.е. теоретически проблема разрешима. Причем в идеале хорошо бы чтобы люков было восемь на каждый барабан с ракетами. Это бы упростило решение проблемы 2 и сняло бы проблему 3, но тогда весь низ фюзеляжа заняли бы люки - отверстия, что по прочностным проблемам недопустимо. Даже четыре таких отверстия, скажем так вызывают вопросы.

    Проблема 2): тележки с барабаном последовательно встающие над люком и освобождающиеся от ракет меняют центровку самолета, центр тяжести смещается вперед (если люк в хвостовой части) и эту проблему можно решить очень точно перемещая все тележки с ракетами назад так, чтобы центр тяжести самолета оставался в диапазоне центровок. И ясно что сбой в перемещении этих тележек может привести к катастрофе. А это проблемно.

    Проблема 3): после того как барабан с ракетами отстрелялся телжку с ним надо убрать, чтобы освободить место над люком для следующего барабана с ракетами. И возникает вопрос как и куда убрать? Учитывая что тележка с барабаном может весить тонну, а то и больше. Для поперечной центровки идеально если использованные тележки равномерно размещаются справа и слева от основного "рельсового пути" и перемещаются к центру масс самолета, а не скопляются в хвостовой части (уже из соображений продольной центровки). В Ил-96 это со скрипом может и получится, а в Ил-76 не получится точно, места мало.

    В итоге приходим к выводу: сделать такой самолет из Ил-96-400 "быстро и за очень разумные деньги" невозможно. Даже просто сделать такой самолет за очень большой срок и очень большие деньги будет большим достижением, у американцев ведь "не вышел каменный цветок", а так да казалось бы чего проще прорубай отверстие под люк да прикати к нему тележку с ракетами всего и делов, но не одного опытного экземпляра не было построено! Теоретически конструкция возможна, но теоретически возможно всё, а практически увы.