Моногорода России: трудный путь развития
В 2019 году в Российской Федерации насчитывалось 320 моногородов, в них проживало более 13,5 млн человек, что составляло практически 10% от населения страны. Активное возникновение таких населенных пунктов в России зачастую было обусловлено развитием промышленности в условиях плановой экономики Советского Союза. В настоящее время моногорода дают порядка 20-40% ВВП РФ, обладая при этом рядом социально-экономических проблем, препятствующих их дальнейшему развитию.
Моногорода – это населенные пункты, основанные при градообразующих предприятиях с целью обеспечения производства кадровыми ресурсами. Ключевой проблемой развития моногородов на территории Российской Федерации является их сильная зависимость от экономической ситуации на предприятии, вокруг которого создавался населенный пункт. Кроме того, не стоит забывать и о том, что зачастую моногорода располагаются на значительном удалении от крупных экономических центров и транспортной инфраструктуры, что также в значительной мере препятствует их развитию.
С особым риском сталкиваются моногорода, градообразующие предприятия которых специализируются на добыче ресурсов. Для экономики таких населенных пунктов серьезным испытанием становится постепенное исчерпание ресурсной базы, за счет которой функционирует промышленная составляющая моногорода. При подобном положении дел больше всего страдают жители (увеличивается безработица, ухудшается криминогенная обстановка, падает уровень предоставления социально значимых услуг населению).
Стоит отметить, что ключевым промышленным направлением российских моногородов является металлургия, которая включает не только производство металлов, но и добычу руды и редких металлов. На данной отрасли экономики специализируются предприятия 84 моногородов, что составляет более 25% от общего количества населенных пунктов такого типа. На втором месте расположилась машиностроительная отрасль, в ней задействованы 59 предприятий российских моногородов (около 18%). Крупнейшим на данный момент моногородом РФ является Тольятти с населением 685 тысяч человек.
С 2013 года все административные обязанности по классификации моногородов были переданы Министерству экономического развития Российской Федерации. В 2014-м постановлением правительства были закреплены окончательные характеристики, которые позволяли российскому населенному пункту иметь статус моногорода. Так, речь идет о четко выраженном градообразующем предприятии, где работает более 20% населения моногорода. Кроме того, количество жителей обязательно должно превышать три тысячи человек. Все населенные пункты, попавшие в сформированный перечень, разделили на кризисные, стабильные и находящиеся в зоне риска. Для определения группы учитывались основные социально-экономические показатели. Например, уровень безработицы, ситуация на отраслевом рынке градообразующего предприятия и оценка положения дел населением. Стоит уточнить, что по состоянию на 2015 год кризисная группа насчитывала 94 моногорода, а стабильная — 154.
В настоящее время существующие на территории Российской Федерации монопрофильные муниципальные образования имеют ряд специфических проблем, которые сформировались в связи с особенностями экономического развития нашей страны.
1. Номинальный подход отечественного бизнеса к социальной функции. Руководящие структуры большинства градообразующих предприятий в России рассматривают свое дело исключительно как источник финансовой прибыли. Развитие общественной инфраструктуры считается дополнительной статьей расходов, которую, по их мнению, необходимо снижать.
2. Особенности российской межбюджетной политики приводят к тому, что большая часть налоговых сборов отправляются в федеральный бюджет, оставляя муниципалитетам и региональным властям не более 20% от общей суммы всех налоговых поступлений. При этом градообразующие предприятия зачастую регистрируют свой юридический адрес в Москве, что лишает администрации моногородов и той небольшой доли налоговых сборов, которая могла быть ими получена.
3. Градообразующим предприятиям оказываются минимальные меры поддержки по выходу на международные рынки с собственной продукцией. Власти страны практически не взаимодействуют с малым и средним бизнесом по вопросам возможного экспорта произведенных товаров в другие государства. Самостоятельно же предприятиям довольно сложно решить вопросы, связанные с получением всех необходимых сертификатов, и разобраться в таможенных тонкостях.
4. В Российской Федерации наблюдается недостаточное финансирование моногородов по сравнению с другими населенными пунктами. Так, в моногородах, где проживает каждый десятый житель страны, в 2006 году, по подсчетам экономистов, выделялось 537 рублей инвестиций на человека, а в среднем по России — более двух тысяч рублей.
Кроме того, помимо специфических проблем, на развитие моногородов оказывают негативное влияние и классические трудности, которые характерны для населенных пунктов такого типа в любой стране. Например, высокий уровень безработицы, минимальный уровень инновационной активности, низкий уровень развития законодательной базы, недостаточный уровень топ-менеджмента на градообразующих предприятиях и низкий уровень диверсификации экономических процессов.
Можно сделать вывод, что каждый моногород имеет индивидуальные особенности, поэтому единственно верного решения для их развития не существует. В каждом случае следует учитывать уникальную природу появления моногородов. Несмотря на это, в условиях российской действительности все зачастую сводится к финансовым дотациям от федеральных властей, которые неэффективно поглощаются, не принося существенного развития.
Подытоживая все вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что развитие и поддержка моногородов является одной из ключевых задач государства, которая, вопреки мнению многих представителей федеральной власти, заключается не только в финансировании. Следует придерживаться именно комплексного подхода, который будет включать в себя и законодательные изменения, и активное взаимодействие с бизнесом, и административную поддержку проектов по развитию социальной инфраструктуры.
Информация