«Синано-2»: можно ли перестроить ТАРК «Петр Великий» в легкий авианосец?
Сообщение о том, что флагман Северного флота ВМФ РФ «Петр Великий» планируется списать после возвращения в строй его собрата по проекту тяжелого крейсера «Адмирал Нахимов» вызвало крайне неоднозначную реакцию у патриотически настроенной общественности. Насколько это решение верное, своевременное, и есть ли какие-то альтернативы отправке «Орлана» на иголки?
«Ямато» наших дней?
«Петр Великий» является представителем проекта 1144.2 «Орлан», самым молодым кораблем из этой серии, а также единственным находящимся в строю. Это тяжелый атомный крейсер, самый крупный надводный неавианесущий корабль в мире. После того как в утиль был отправлен ТАРК «Адмирал Лазарев», бесславно забытый и умиравший где-то на Дальнем Востоке, ВМФ РФ мог рассчитывать только на «Петра Великого», выполняющего роль флагмана Северного флота, и однотипного с ними «Адмирала Нахимова».
Их главным предназначением является поражение корабельных ударных группировок (КУГ) противника и придание боевой устойчивости собственным корабельным соединениям. Следует учитывать, что изначально проектировались «Орланы» для действий в связке с перспективными атомными авианосцами проекта «Орел», но те в серию не пошли. Предполагалось, что СССР получит аналог американского атомного оперативного соединения CVAN-65 Enterprise, CGN-9 Long Beach, DLGN-25 Bainbridge и DLGN-35 Truxtun, имеющего неограниченную дальность хода и способного действовать в любой части Мирового океана.
В наше непростое время отношение к вопросу о нужности ТАРК весьма неоднозначное. Одни вполне справедливо указывают на то, что задачи по обеспечению устойчивости собственных КУГ и противостоянию АУГ противника никто с ВМФ РФ не снимал, а лучше «Орланов», мощнейших крейсеров на флоте, их никто не выполнит. Также не вызывает сомнений необходимость российского военно-морского флота иметь корабли 1-го ранга, способные действовать в океанской зоне, с чем атомоходы объективно справятся лучше всех. Построить что-то подобное в разумные сроки отечественная судостроительная промышленность сегодня, увы, не способна.
Другие же не менее справедливо указывают, что стоимость модернизации крейсеров советской постройки превышает все мыслимые лимиты. На доведение до ума более возрастного, чем «Петр Великий», ТАРК «Адмирал Нахимов» планировалось потратить 100 миллиардов рублей, но сроки затянулись, а бюджет превысил 200 миллиардов. На эти деньги можно было бы построить сразу несколько современных многоцелевых кораблей проекта 22350/22350М, несущих совокупно больше ракет, чем каждый из «Орланов». При этом более многочисленные «Горшковы» и «СуперГоршковы» могут одновременно находиться сразу на нескольких театрах военных действий, выполняя различные задачи.
На самом деле, правы и те, и другие. Будущее российского военно-морского флота действительно за многоцелевыми кораблями проекта 22350/22350М, которые станут его основными «рабочими лошадками» в дальней морской и океанской зонах. Вопрос лишь в том, когда именно будет построена и введена в состав ВМФ РФ вся эта серия, которая компенсировала бы уход «Орланов». Поэтому очень хотелось бы, чтобы «Петра Великого» все же не пускали на иголки, а дали ему еще послужить Родине.
Вариант первый – это все-таки модернизировать его по проекту «Адмирала Нахимова», желательно, исключив неэффективное использование бюджетных средств. Глядишь, в изначальную смету удержатся. «Петр Великий» мог бы стать новым флагманом Тихоокеанского флота, где он будет, мягко говоря, не лишним на фоне милитаризации и роста реваншистских настроений в Японии.
Второй вариант – это частичная модернизация ТАРК с целью превращения его не в очередную «звезду смерти», современный «Ямато», а просто в большой корабль-арсенал, корпус которого будет напичкан различными ракетами. В таком виде «Петр Великий» смог бы действовать только в связке с «Адмиралом Нахимовым» и другими кораблями, находясь под их зонтиком ПВО/ПРО. Это позволило бы сильно удешевить и ускорить процесс ремонта, сохранив в составе Северного флота полезную боевую единицу.
Третий вариант – это вывести крейсер из состава флота, превратив его в учебный корабль, а потом и в музей. Нечто подобное активисты предлагали проделать с «Адмиралом Лазаревым», но не были услышаны. Возможно, удастся спасти хотя бы «Петра Великого» как памятник ушедшей советской эпохе. Пусть стоит, как американский линкор «Миссури», и в кино снимается.
«Синано» наших дней?
Но, раз уж мы вспомнили про злосчастное семейство японских суперлинкоров «Ямато», то почему бы не поговорить о третьем корабле в этой серии, который избежал плачевной судьбы своих старших собратьев, «Ямато» и «Мусаси»?
«Синано» был заложен в мае 1940 года, но в декабре 1945-го, когда корпус был готов на 50%, японцы решили достраивать его как авианосец. В результате столь оригинального решения получился самый большой авианесущий корабль в мире, однако способный нести довольно скромную по размерам авиагруппу. Это стало следствием попытки совместить бронированные корпус и палубу суперлинкора, авиационные ангары и прочее оборудование. Возможность нести всего 42-47 самолетов позволила квалифицировать «Синано» лишь как авианосец поддержки.
Идея перестроить советские крейсера проекта 1144 далеко не нова, обсуждалась в специализированной околовоенной прессе и не принадлежит автору данных строк. Предлагалось превратить в легкий авианосец ТАРК «Адмирал Лазарев», но, как мы знаем, его в ведомстве Шойгу предпочли отправить на иголки, потратив на разделку бронированного корпуса не менее 5 миллиардов бюджетных рублей. Возможно ли осуществить нечто подобное с «Петром Великим», и стоит ли вообще с этим проектом связываться?
Минусы данной идеи лежат на поверхности: технически сложно, дорого и долго, да и вообще авианосная тематика в нашей стране предана анафеме. Плюсы не менее очевидны: можно получить легкий авианосец на атомном ходу, который смог бы действовать в связке с «Адмиралом Нахимовым» в океанской зоне, как изначально и предполагалось по проекту «Орлан». Да, это будет не «Орел», не «Ульяновск» и даже не «Адмирал Кузнецов». В задачи перестроенного «Петра Великого», оснащенного продольной взлетной палубой с трамплином, могла бы входить дальняя воздушная разведка при помощи беспилотников и вертолетов ДРЛОиУ, целеуказание и корректировка ракетных ударов КУГ, а также охота за вражескими подводными лодками в дальней морской и океанской зонах вертолетами ПЛО. Также возможно размещение некоторого количества палубных ударных вертолетов, оснащенных противокорабельными ракетами. Это очень немало!
С нуля построить авианесущий корабль подобного класса в какие-то приемлемые сроки отечественная судостроительная отрасль пока не может. Путем глубокой модернизации из ТАРК можно получить легкий авианесущий корабль с неограниченной дальностью хода, который позволит радикально повысить разведывательные и противолодочные возможности группировки, в составе которой он идет. Почему бы как минимум не проработать данную идею? Ну, или можно просто пустить бывший флагман Северного флота на иголки.
Информация