Зачем Турции понадобилось покупать российские гидросамолеты Бе-200
Сообщается, что наш большой «друг и партнер» президент Эрдоган высказал коллеге Путину пожелание приобрести два-три самолета-амфибии Бе-200, чтобы повысить эффективность тушения лесных пожаров в Турции. Напомним, что российские летающие лодки в противопожарной версии постоянно помогают «султану», но на правах аренды, а теперь вот он захотел их купить. Стоит ли оказать ему такую любезность?
Бе-200 представляет собой уникальный по своим тактико-техническим характеристикам самолет-амфибию, огромный рыночный потенциал которого до сих пор полностью не раскрыт. Для понимания вопроса следует немного углубиться в историю отечественных летающих лодок данного семейства.
В одной лодке
Так уж получилось, что главным предназначением гидросамолетов традиционно является военное. Опыт Второй мировой войны показал, насколько остро необходимы самолеты подобного класса для дальней морской разведки, патрулирования, охоты на субмарины противника, бомбометания, установки минных заграждений и даже перевозки десанта. Во время Великой Отечественной войны основная нагрузка легла на американские самолеты-амфибии, поставляемые в СССР по ленд-лизу, но было очевидно, что стране нужны собственные летающие лодки.
Первым отечественным военным гидросамолетом стал Бе-6, эксплуатировавшийся с 1949-го до конца 60-х годов прошлого века. Амфибия несла две торпеды, бомбы в количестве от 8 до 16 штук на подвесе и пять пушек, а также специальное оборудование для аэрофотосъемки. В версии Бе-6СС самолет использовался для спасательной службы, Бе-6ПЛО – для противолодочной борьбы, а Бе-6 «Лайнер» применялся для связи с подлодками, находящимися в погруженном под воду состоянии. В дружественный Китай амфибия попала под названием Цин-6.
На замену состарившемуся Бе-6 в шестидесятые годы прошлого века был разработан Бе-12 «Чайка», который, к слову, эксплуатируется по сей день. На момент создания гидросамолет являлся крупнейшим в мире, а всего их было произведено внушительные 143 штуки. Было разработано множество различных модификаций: поисково-спасательная, противопожарная, транспортно-пассажирская, исследовательская, но главной, конечно, является военная. В противолодочной версии «Чайка» несла торпеды, мины и бомбы, включая даже ядерные, предназначенные для поражения субмарин и сбрасываемые парашютным способом. До сих пор несколько «Чаек» несут службу в Морской авиации ВМФ РФ.
На замену Бе-12 был разработан самый большой в мире реактивный гидросамолет Бе-42, получивший впоследствии название А-40 «Альбатрос». Он изначально проектировался как многоцелевой, но его основным назначением все же была противолодочная борьба. Эти самолеты-амфибии должны были находить и уничтожать американские и натовские подлодки противолодочными торпедами и бомбами в любой части света, в любое время суток и при любой погоде. На опытном образце, созданном в конце восьмидесятых годов, было установлено 148 мировых рекордов.
К сожалению, проект был закрыт в 2012 году из-за недостатка финансирования в те «тучные годы». Однако в 2016-м в военном ведомстве вновь заговорили о необходимости возобновления производства «Альбатроса» для замены состарившимся «Чайкам». Для сравнения: боевая нагрузка Бе-12 составляет 1,5 тонны, а вот у А-40 она достигает 6,5 тонны. Этот реактивный гидросамолет, имеющий огромную дальность полета, может нести различное оборудование для поиска вражеских субмарин, а также три противолодочные торпеды либо шесть ракет, противолодочных или даже противокорабельных. Военный потенциал для Морской авиации просто колоссальный, а ведь есть еще и варианты гражданского применения «Альбатроса».
Вот только разговоры о возрождении А-40, увы и ах, пока что так и остались разговорами. По всей видимости, в обозримом будущем этого гидросамолета в небе и на море ждать не стоит, потому стоит сосредоточиться на том, что есть реально.
Бе-200
Бе-200 «Альтаир», по сути, представляет собой уменьшенную в размерах версию «Альбатроса», воплотив в себе его основные технические решения и черты. Это достаточно современная разработка, эксплуатироваться гидросамолет начал в 2003 году.
Бе-200 – это самый настоящий многостаночник, используется и как противопожарный самолет, и как поисково-спасательный, и как патрульный. Он активно тушит пожары по всему миру, а периодически даже в России, показывая реально очень высокую эффективность и вызывая зависть тех, у кого такого гидросамолета нет. Государства Юго-Восточной Азии, расположенные на многочисленных островах архипелагов, присматриваются к Бе-200 в качестве потенциального основного транспортно-пассажирского самолета.
Вот только почему-то при его создании совсем позабыли про военную, а именно противолодочную версию. Да, его скорость и дальность полета, а также потенциальная боевая нагрузка заметно меньше, чем у «Альбатроса», но особых-то альтернатив не имеется. «Альтаиры» ПЛО нужны МА ВМФ РФ, которая сейчас может рассчитывать лишь на несколько устаревших «Чаек», а также стареющие и немногочисленные противолодочные Ил-38 и Ту-142. Почему же Россия не завалила мировой рынок своими уникальными гидросамолетами?
Да потому что большую свинью нам подложили украинские партнеры, отказавшись поставлять двигатели Д-436 от «Мотор Сич». Без них не могут производиться ни Бе-200, ни ближнемагистральные лайнеры Ту-334. В условиях западных и украинских санкций основная надежда теперь возлагается на двигатель ПД-8, младшего брата ПД-14. Его «оморяченная» версия позволит начать серийно выпускать гидросамолеты Бе-200, а обычная – ремоторизовать импортозамещенный «Суперджет». Теперь вот в очередь на новую силовую установку встал военно-транспортный Ил-112В и, вполне вероятно, унифицированный с ним по двигателям ближнемагистральный Ил-114-300.
Как пермяки будут удовлетворять такой спрос, большой вопрос, требующий отдельного обсуждения. Мы же вернемся к желанию президента Эрдогана приобрести два-три Бе-200 якобы для снижения операционных расходов при тушении пожаров в его стране. Что-то подсказывает, что турецкие специалисты просто разберут российские гидросамолеты на винтики, внимательно их изучат, а потом купят у своих киевских партнеров лицензию на двигатели Д-436 и сами начнут серийно выпускать «отуреченные» российские Бе-200 в гражданских и военных модификациях. Как тебе такое, Илон Маск?
Информация