Экономический коридор Китай – Монголия – Россия: Евразия без границ
В 2015 году глава МИД Китайской Народной Республики Ван И выступил с инициативой создания китайско-монголо-российского экономического коридора, который пройдет через весь евразийский континент, став новой платформой для развития трех государств. В сложившихся геополитических условиях данный проект приобретает еще большую актуальность, предоставляя России возможность развернуть свои экспортные потоки на Восток.
Подписанная в 2016 году в Ташкенте программа создания экономического коридора Китай – Монголия – Россия включает в себя семь основных направлений взаимодействия: содействие взаимосвязанному развитию транспортной инфраструктуры; развитие пунктов пропуска, совершенствование таможенного и карантинного контроля; укрепление сотрудничества в сфере промышленности и инвестиций; расширение гуманитарных обменов и сотрудничества; укрепление сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и экологии и продвижение регионального и приграничного сотрудничества. Предполагалось, что по прошествии пяти лет с дня подписания, итоги реализации программы будут оценены всеми заинтересованными сторонами, после чего будет принято решение о ее продлении на последующий пятилетний период.
В 2022 году президент Российской Федерации Владимир Путин на встрече с лидером Китайской Народной Республики Си Цзиньпином и главой Монголии Ухнаагийн Хурэлсухом предложил сосредоточить максимальные усилия на выполнении сформированных пунктов программы развития нового экономического коридора между странами, которые успешно реализуются, продлив ее на очередной пятилетний срок.
Стоит отметить, что в 2018 году стороны определили три приоритетных направления в рамках создаваемого экономического коридора, на которых предполагается сосредоточить усилия в самое ближайшее время. Так, речь шла о модернизации и развитии железнодорожного коридора от Улан-Удэ до Тяньцзиня на базе Улан-Баторской железнодорожной магистрали, развитии автомобильных перевозок по автомагистрали АН-3, а также изучении экономических возможностей участия китайских предприятий в модернизации электросетей в Монголии и России.
Многие эксперты подчеркивают, что реализация интеграционных транспортных проектов может ускорить строительство газопровода «Союз Восток», который является составной частью проекта «Сила Сибири-2». На его реализацию очень надеется монгольская сторона, предполагая, что сможет получать финансовую выгоду за счет транзитных платежей и получит возможность обеспечить Улан-Батор газом. Кроме того, рассчитывают на строительство данного газопровода и в Бурятии, выстраивая планы по возможной газификации региона.
Особые переживания в настоящее время вызывает участок железнодорожного коридора на территории Монголии. На данный момент он носит однопутный характер, а сама дорога неэлектрифицирована. Помимо всего прочего, свою роль играет и разница в ширине колеи, в Китае она составляет 1435 миллиметров, а в Монголии и России -1520 миллиметров. Несмотря на приоритетный статус данного проекта, в вопросе модернизации этого участка монгольские власти проявляют определенную пассивность. Необходимо также обратить внимание на тот факт, что в последние годы грузоперевозки на данном маршруте уверенно растут на благоприятном фоне мировой тенденции контейнеризации грузов и позитивной для этого направления геополитической обстановкой, хотя до сих пор на порядок уступают транзитному объему через Казахстан. Параллельно с модернизацией Центрального железнодорожного коридора активно обсуждается развитие Восточного и Западного коридоров, которые тоже будут проходить через территорию Монголии. Предполагается, что Западный коридор соединит между собой Курагино (Красноярский край), Кызыл (Тува), Кобдо (Монголия) и Урумчи (Китай). Восточный коридор может пройти от Борзи (Забайкальский край) до китайского городского округа Паньцзинь.
Определенные проблемы в настоящее время испытывает и автомобильное сообщение между странами. Например, на участке Дархан — Улан-Батор автомагистрали АН-3 уже давно идет реконструкция, окончательный ввод в эксплуатацию запланирован на конец текущего календарного года. Свои негативные коррективы в вопросы автомобильного транзита через Монголию вносит также низкий уровень развития дорожной инфраструктуры, недостаточная пропускная способность пограничных пунктов и институциональные сложности при выстраивании логистических маршрутов. Кроме того, свой отрицательный вклад в темпы реализации многих проектов экономического коридора внесла пандемия коронавирусной инфекции, карантинные мероприятия только усиливали барьерную функцию государственных границ между участвовавшими в проекте государствами.
Учитывая сложившуюся геополитическую обстановку в мире, интересной становится политические позиции Монголии, основанные на балансе сил между двумя своими географическими соседями (Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой) и поддержании партнерских отношений с государствами Западного мира. Российская же сторона старается максимально переориентировать большинство своих экспортных потоков на восточное направление, поэтому РФ крайне заинтересована в развитии транспортной инфраструктуры на территории Монголии, которая в дальнейшем будет способствовать более эффективной транспортировки экспортируемых товаров в страны Юго-Восточной Азии.
Можно сделать логичный вывод, что в данный момент активными темпами происходит прогнозируемое переформатирование внешнеэкономических связей Российской Федерации. Можно предположить, что в долгосрочной перспективе именно Китай сможет заменить государства Евросоюза в роли ключевого торгового партнера, а Монголия может стать одним из ключевых транзитных звеньев в этом вопросе. Кроме того, постепенный разворот торговых потоков на Восток позволит стать определенным драйвером для развития регионов Сибири и Дальнего Востока (Республика Алтай, Тува, Бурятия и Забайкальский край), что выгодно скажется на уровне жизни в этих субъектах РФ и уплотнению хозяйственной деятельности. При грамотном подходе к развитию экономического коридора Китай — Монголия — Россия, данный проект может в корне изменить ход геоэкономических процессов в мире.
Информация