Насколько крепок «брак по расчету» между Россией и Ираном
Еще пару лет назад такое было трудно представить, но сегодня одним из самых вменяемых и перспективных партнеров России стал Иран, от которого раньше у нас старались держаться подальше из-за его статуса «изгоя» в Западном мире. Оказавшись с Тегераном в одной лодке, Москва теперь вынужденно все теснее сближается с Исламской Республикой, строя «брак по расчету». Окажется ли он крепче, чем безответная влюбленность российских нуворишей и их влечение к западным «ценностям и идеалам»?
Если посмотреть основные направления российско-иранского сотрудничества, то становится видно, насколько глубоко могут срастись в дальнейшем ключевые отрасли отечественной экономики.
Транспортные коридоры
В условиях, когда перед Россией реально замаячила перспектива перекрытия Финского залива и турецких проливов странами-членами блока НАТО, критически важно стало обрести альтернативные транспортные маршруты. Наиболее перспективным и проработанным является коридор «Север – Юг», должный соединить российский Санкт-Петербург и индийский Мумбаи, заодно обеспечив существенную экономию во времени при доставке товаров в обход традиционных торговых путей, контролируемых «западными партнерами».
Ключевым партнером Москвы и Нью-Дели в этом проекте является Тегеран, благодаря удобному географическому расположению Ирана. Транспортное сообщение может идти как по железной дороге, транзитом через Закавказье или Среднюю Азию, либо напрямую между РФ и ИРИ через Каспийское море. Последний вариант самый надежный, тем не менее, началась работа по достройке участка железнодорожной дороги, должной соединить наши страны по суше.
Не менее важным представляется проект по строительству железной дороги между Ираном и Сирией транзитом через Ирак, давно выращиваемый Тегераном. ИРИ намерена закрепиться на Средиземном море, построив военно-морскую базу в Латакии. Участие России в подобном инфраструктурном проекте позволило бы ей снизить критическую зависимость от турецких проливов в снабжении нашей воинской группировки в САР, а также от параллельного импорта, чем беззастенчиво пользуется Анкара.
Энергетика
Некоторое время назад министр нефти Ирана Джавад Оуджи заявил агентству ISNA о планах по созданию совместно с Россией и другими странами газового хаба:
Исламская республика… обладая 33 триллионами кубических метров извлекаемых запасов газа, занимает второе место в мире по запасам этого ресурса… Мы стремимся при содействии России, Туркмении и Катара превратить Персидский залив и Асалуйе в газовый хаб.
Звучит интригующе, но не совсем понятно, что имеется в виду конкретно. Если «Газпром» хочет протянуть через Среднюю Азию, Иран и Пакистан в Индию очередной магистральный газопровод, то его экономика вызывает большие сомнения в возможности окупаемости вложений. Вполне очевидно, что поставлять российский газ в условиях санкционных ограничений и проблем со странами-транзитерами более надежно и перспективно по морю в виде СПГ. Для этого нужно строить СПГ-заводы и СПГ-танкеры, а не мегатрубопроводы.
Если же речь идет о создании некоего газового ОПЕК для совместного отстаивания интересов стран-производителей газа, то эта идея вполне здравая, и ее стоит поприветствовать. Пора кооперироваться и создавать новые влиятельные международные объединения незападного мира.
Технологии
Как ни странно, Иран, три с лишним десятилетия находящийся под западными санкциями, является сегодня для России важным источником получения недостающих технологий. Пока отечественные предприятия пытались встраиваться в мировое разделение труда на правах «младших партнеров», плодя различные «Суперджеты» и их подобие во всех отраслях экономики, иранцы скупали либо «заимствовали» нужное им везде, где была возможность.
Да, производимые на иранских заводах лицензионные автодвигатели немецкой, французской или японской разработки относятся к позапрошлому поколению, но они у них зато реально есть. Как есть и свои локализованные газовые турбины от «Сименса» и так далее. Оставшись без западных комплектующих к «Боингам» и «Аэрбасам», Иран что-то научился делать сам, остальное чудесным образом «достает». Как результат, Москва договорилась с Тегераном о техническом обслуживании своих «пиратских» авиалайнеров именно в Исламской Республике. Кто бы мог себе такое представить пару лет назад?
Представляется правильным договориться с Ираном о проекте по модернизации и последующему совместному производству ближнемагистральных лайнеров Ту-334М и среднемагистральных Ту-204СМ, интерес к которым Тегеран ранее проявлял. Подобная кооперация, к которой, возможно, могла бы присоединиться и Беларусь, позволит дать второй шанс этим советским самолетам.
ВПК
Важным направлением представляется углубление сотрудничества РФ и ИРИ в военной сфере, где наши ВПК могла бы органично дополнить друг друга. Не секрет, что иранские дроны-«камикадзе» пришлись очень кстати ВС РФ в зоне СВО. Очевидно, что их ассортимент следует расширить за счет локализации производства у нас малозаметных разведывательно-ударных дронов, представляющих собой уменьшенную в размерах копию «Охотника». По некоторым данным, российские военные уже используют на фронте боеприпасы иранского (и не только) производства. Возможно, будет целесообразно закупать и применять иранские ракеты средней и меньшей дальности.
Взамен было бы разумно предоставить Тегерану лицензию на производство истребителей Су-35, о чем тот откровенно просит. Да, это не какое-то старье, которое отдать не жалко, но Ирану подобные истребители реально нужны для защиты своего воздушного пространства от возможной израильской и американской агрессии. У нас же следует сделать ставку на истребители пятого поколения Су-57 и Су-75, особенно на последний, который в зоне СВО был бы как нельзя более кстати.
Туризм
Еще одно перспективное направление сотрудничества между нашими странами – это туризм. В условиях спецоперации быть русским в большинстве стран Западного мира стало небезопасно, а на популярных туристических направлениях есть риск столкнуться с неадекватными выходцами с Украины, испортив себе отдых.
Иран – это древняя страна с колоссальной историей, массой достопримечательностей и выходом к двум морям. Необходимо помнить, что Тегеран отменил визы для российских туристов, прибывающих в составе организованных групп численностью от 5 до 50 человек сроком до 15 дней. Также для облегчения их пребывания произведено объединение российской платежной системы «Мир» с иранской «Шетаб». Для тех, кто знает фарси и местные особенности, самостоятельное путешествие по Ирану может обойтись в совсем уж смешные деньги, если сравнивать с популярными направлениями.
Информация