Китайский стелс-истребитель J-20 с новым двигателем встревожил военных США
Военно-космический сектор Китайской Народной Республики в последние годы предпочитает умалчивать о своих важных технологических достижениях даже во время крупных международных выставок, где любые новинки обычно преподносят с большой помпой. На недавнем Парижском авиасалоне Китайская корпорация авиационной промышленности (AVIC) не заявляла никаких новостей о своем самом передовом истребителе-невидимке 5-го поколения Chengdu J-20, ограничившись лишь показом его миниатюрной модели среди многих прочих на фирменном стенде в выставочном зале.
Но вскоре после окончания парижского авиашоу появилось видео, на котором J-20 совершает свой первый публичный полет, будучи оснащенным парой новых отечественных двигателей Woshan-15 (WS-15), построенных в Сиане. Это представляет собой серьезный прорыв, особенно на фоне того, что широко разрекламированный новый «адаптивный двигатель» для американских F-35, в разработку которого Пентагон вложил около 4 млрд долларов, оказался настолько далек от готовности, что теперь речь о нем заходит лишь применительно к концу 2020-х годов.
Доведение WS-15 до успешного эксплуатационного состояния является важной вехой для китайской аэрокосмической отрасли. То, что у НОАК теперь есть двигатель, который обеспечивает характеристики дальности и полезной нагрузки, для которых J-20 был разработан с самого начала, делает истребитель более опасным для США и стран-партнеров в Тихом океане, которые потенциально могут столкнуться с ним в бою. Новые двигатели обеспечивают значительный прирост производительности по сравнению с предыдущими моделями, использовавшимися на J-20, — российскими АЛ-31ФН и модернизированными вариантами WS-10, построенными Shenyang Liming Aircraft Engine Company
— указывает американское военное издание Breaking Defense.
По оценкам военных аналитиков, разработка собственных конструкций передовых реактивных двигателей для военной авиатехники в течение трех десятилетий была важнейшим фактором, который позволял считать авиапромышленность КНР «отстающей» от мировых лидеров. Все эти годы военные авиационные программы AVIC были вынуждены полагаться почти исключительно на реактивные двигатели, производимые и импортируемые из России.
J-20, как и истребитель предыдущего поколения J-10, разработанный китайскими авиаконструкторами из Чэнду, изначально оснащались российскими двигателями. Закупив АЛ-31ФН производства завода «Сатурн», китайцы еще в начале 2010-х годов осознавали, что их будущий WS-15 не будет готов для первых серийных партий самолетов, и запросили у Москвы закупку большого количества реактивных двигателей серии АЛ-41Ф («глубокая модернизация» силовой установки серии АЛ-31Ф, в настоящее время используется на Су-35С, а также на первых серийных партиях Су-57 5-го поколения).
Москва китайцам отказала, заявив, что единственный способ получить доступ к конструкции двигателя и технологии — это закупить экспортную модель Су-35С. Процесс переговоров затянулся на годы, и в конце 2015-го сделка по поставке НОАК 24 самолетов Су-35С на общую сумму более 2 миллиардов долларов была оформлена. В рамках этого же контракта в КНР поставлялись и «запасные» двигатели, точное число которых не сообщалось. Из высказываний представителей «Сатурна», сделанных в то время, следовало, что китайцы закупили «примерно восемь запасных двигателей на каждый самолет».
Но Китай при этом вложил немало усилий и ресурсов, чтобы продвинуть на передовые позиции собственное производство авиадвигателей. Уже в августе 2016 года было объявлено, что различные подразделения по производству реактивных двигателей в составе AVIC будут объединены в новую самостоятельную организацию AeroEngine Corporation of China (AECC) с уставным капиталом 7,5 миллиарда долларов и персоналом в 96 000 человек. Разработка и выпуск WS-15 был только одним из нескольких амбициозных проектов.
Модели двигателей китайского производства, которыми оснащались различные серийные партии J-20, постепенно повышали летно-технические характеристики самолета. Тяга оригинальной модели двигателя WS-10 составляла 7,5 тонны, вариант с улучшенной тягой (WS-10B) оценивается близко к 9,0, а WS-10C имеет показатель 9,5 или лучше — что уже считается достаточным для способности J-20 к суперкрейсерскому полету. Тяга двигателя WS-15 Emei, предположительно, превышает 10 тонн
— сообщает гонконгское издание South China Morning Post (SCMP).
Впрочем, китайский конкурент российского «Изделия 30» пока что еще не вышел на стадию серийного производства, и у западных экспертов имеются изрядные сомнения в части его надежности и ряда других параметров.
Двигатели WS-15, которые до сих пор можно было увидеть на фотографиях, по-видимому, не имеют модуля управления вектором тяги, которого требуют эксплуатационные характеристики J-20. Но, если не свернуть экспорт в КНР одних из самых совершенных в мире 5- и 7-координатных станков, эти и все прочие недостатки со временем исчезнут
— отмечает Breaking Defense.
Информация