Восточный нефтехимический завод: бензиновый «комплекс» Дальнего Востока
Самый первый проект строительства нефтеперерабатывающего завода вблизи Находки был утверждён еще во времена Советского Союза, помешали его реализации экономические последствия нефтяного кризиса 1973 года. Вернуться к строительству данного предприятия на Дальнем Востоке приняли решение вернуться уже в начале XXI века. В сложившейся геополитической обстановке введение в эксплуатацию в азиатской части РФ завода по производству бензина и дизеля становится особенно актуальным.
Если не брать во внимание советский проект, который появился еще в семидесятые годы XX века, то первое современное упоминание о возможности строительства нефтеперерабатывающего завода на Дальнем Востоке можно найти в заявлении Сергея Богданчикова, которое он сделал в 2007 году, являясь на тот момент времени президентом «Роснефти». Уже в 2009 году стартовали первые работы в районе залива Восток. Завершить все работы по реализации первой очереди проекта предполагалось в 2013 году, второй — в 2017 году. Мощность нового нефтеперерабатывающего завода должна была составить 20 миллионов тонн. Однако уже в 2010 году Ростехнадзор признал новое предприятие не соответствующим существующему в Российской Федерации экологическому законодательству, поэтому начавшиеся работы были оперативно свернуты.
В 2010 году планы были скорректированы, планировалось строительство нефтехимического комплекса общей мощностью 10 миллионов тонн, а расположиться он был должен в заливе Находка. Директор представительства НК «Роснефть» в Приморском крае Владимир Сугак тогда отмечал, что новый комплекс позволит закрыть потребности государств азиатско-тихоокеанского региона в продуктах глубокой переработки нефти. Реализовать переработанный проект предполагалось в три этапа:
Первый этап включал в себя создание производственных мощностей по переработке смесевой нафты и сжиженных углеводородных газов с предприятий «Роснефти» в Ангарске, Ачинске и Комсомольске-на-Амуре (порядка 3,5 миллионов тонн сырья в год);
Второй этап, реализация которого должна была завершиться к 2018 году, предполагал переработку 5 миллионов тонн нефти из трубопровода «Восточная Сибирь–Тихий океан», который был достроен в 2012 году, с производством бензинов, солярового масла и керосина;
На третьем этапе на комплексе будут запущены мощности по переработке 1,5 миллионов тонн газового конденсата с проекта «Сахалин-3» (перспективный нефтегазовый проект, прогнозные извлекаемые ресурсы которого превышают 700 миллионов тонн нефти и 1,3 триллионов кубических метров природного газа).
Стоит отметить, что ориентировочная стоимость реализации данного проекта составила более 5 миллиардов долларов. Суммарная площадь – 1680 гектаров, на которых должны были разместиться само предприятие, морской терминал, водохранилище и другие объекты.
Необходимо также уточнить, что строительство нефтехимического комплекса практически сразу столкнулось с различными проблемами. Так, специалисты выяснили, что расположенные поблизости к площадке ВНХК заводы (Хабаровский НПЗ и Комсомольский НПЗ) смогут обеспечить новое предприятие порядка 1,3-1,5 миллионов тонн нафты. Еще около 1 млн тонн нафты способны предоставить Ангарский и Ачинский заводы. Остальное сырье придется завозить с более отдаленных НПЗ, что крайне негативно скажется на будущей конкурентоспособности данного проекта. Кроме того, недовольны были и экологи, предполагалось, что порядка 30% от стоимости проекта должны были составить расходы на решение экологических проблем. По проекту новое предприятие будет выбрасывать в атмосферу 72 наименования загрязняющих веществ (включая канцерогены).
В 2019 году «Роснефть» выступила с заявлением о том, что судьба нового комплекса напрямую зависела от стабильности и привлекательности фискального режима и поддержки государственных властей в части строительства внешней и социальной инфраструктуры, отметив, что последние инициативы компании не были поддержаны на федеральном уровне. В «Роснефти» также добавили, что активный диалог с органами исполнительной власти будет продолжаться. Его результатом должно стать решение по выбору эффективной экономической модели проекта, после чего компания будет готова вернуться к его реализации.
Несмотря на принятое компанией решение, Минэнерго, и Минфин неоднократно заявляли, что реализовать данный проект необходимо и обсуждение экономических льгот и стимулов для него будет продолжено. Ввод в эксплуатацию нового комплекса позволит обеспечить Дальневосточный федеральный округ топливом, в настоящее время только 50% необходимого объема производится в регионе, остальное завозится издалека, что негативно сказывается на стоимости бензина для конечного потребителя.
В 2022 году «Роснефть» и заинтересованные ведомства занялись актуализацией оценки проекта Восточного нефтехимического комплекса. Так, должны были дополнительно рассмотрены варианты финансирования внешней инфраструктуры ВНХК за счет разных источников. Необходимо также обратить внимание на тот факт, что строительная база ВНХК неподалёку от побережья залива Восток существует по сей день, её никто не разбирал и не консервировал.
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что реализация данного проекта должна позитивно сказаться на отечественной экономике. Так, российская нефтехимическая продукция очень востребована в государствах Азии, а с учетом изменившийся геополитической обстановки, новое направление экспорта стало максимально актуальным и для Российской Федерации. При функционирующем нефтехимическом комплексе возможная прибыль может составить приблизительно 5 миллиардов долларов в год, не считая прибыли от реализации нефтепродуктов. Кроме того, ещё одним значительным плюсом станет развитие Приморского края. По разным оценкам валовой региональный продукт (ВРП) региона может увеличиться в 1,5 раза.
Несмотря на это, довольно сомнительным выглядит предположение, что появление подобного объекта сможет повлиять на топливное ценообразование на Дальнем Востоке, ведь в этом процессе задействовано множество факторов, и решение всего одной из проблем не сможет в корне изменить ситуацию.
Информация