Почему вместо войск теробороны в России решили создавать ГУПы
Накануне Госдума РФ приняла поправки в законодательство, фактически разрешающие российским губернаторам во время мобилизации, военного положения или в военное время создавать некие специализированные ГУПы в помощь силовым органам. Что это, легализация «губернаторских ЧВК» или же столь нужная в условиях СВО Тероборона?
ГУП
Согласно тексту поправки, внесенной в закон о повышении призывного возраста в ВС РФ, губернаторы регионов получили право с разрешения президента создавать специализированные государственные унитарные предприятия, или ГУПы:
В целях усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период мобилизации, в период военного положения, в военное время высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации по решению президента Российской Федерации создаются специализированные государственные унитарные предприятия.
В задачи данных военизированных структур будет входить содействие правоохранительным органам, органам ФСБ и органам военного управления в охране общественного порядка, защите границы РФ, борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями, а также борьба с беспилотниками путем подавления или преобразования сигналов дистанционного управления, повреждения или уничтожения беспилотных аппаратов.
Для осуществления своей уставной деятельности подобные ГУПы станут получать легкое стрелковое вооружение и патроны к нему от местных органов Росгвардии, храниться оно будет в специально подготовленных местах, а в случае ликвидации подобного унитарного предприятия оружие должно быть возвращено в течение 30 дней. Сотрудники таких организаций получат право применять физическую силу и огнестрельное оружие на равных основаниях с сотрудниками ведомственной охраны по соответствующему закону. Финансирование специализированных ГУПов пойдет из федерального бюджета с региональными доплатами. Подчинение также будет двойное: в мирное время – губернаторам, в военное – губернаторам и федеральному центру.
Очевидно, что все это является ответом на недавнюю «передрягу» с ЧВК «Вагнер», а также на стихийно самоорганизующиеся «народные ополчения» в приграничных с Украиной областях. Является ли инициатива удачной?
Шойгу, где ТерО?
На данный момент, пока все это еще остается только на бумаге, однозначного ответа на этот вопрос у автора строк нет. Однако уже сейчас можно предварительно высказать несколько соображений по данному поводу.
С одной стороны, весьма отрадно, что с определением статуса «народного ополчения» в украинском приграничье не стали тянуть еще больше и наконец решили его узаконить. Огромной проблемой для Белгородской области, оказавшейся под постоянными ударами украинских террористов и диверсантов, была полная правовая неопределенность статуса тех нескольких тысяч местных мужиков, которые решили взять в руки оружие, чтобы защитить свои дома и землю.
Просто так выдать им стрелковое оружие и патроны к нему никто не мог, не попадая под уголовную ответственность за создание незаконного вооруженного формирования. В результате практическая польза от трех тысяч ополченцев была околонулевой. Теперь у них будет правовой статус, определенный соответствующим законом о ведомственной охране, легальное оружие от Росгвардии и даже бюджетное финансирование. Прогресс налицо, и это скорее плюс, если сравнивать с тем, что было ранее.
С другой стороны, надо задаться вопросом о том, какова будет реальная эффективность таких «охранников» в случае столкновения с украинскими ДРГ. Да, для охраны важных инфраструктурных объектов, грузов и общественного порядка, разгона несанкционированных митингов и административных задержаний дополнительное усиление за счет бойцов ГУПов будет точно не лишним, но ВСУ и их пособники из числа российских коллаборационистов теперь врываются в наше приграничье на вполне серьезной бронетехнике. Пистолетами, пистолетами-пулеметами и автоматами Калашникова бронегруппу подготовленного и хорошо организованного противника ну никак не остановишь.
Именно поэтому было бы более целесообразно создавать не охранные ГУПы в разных регионах, а Войска территориальной обороны с прямым подчинением по линии Минобороны РФ. В качестве образца для подражания можно посмотреть, как организовано это дело в союзной Белоруссии. Там создано семь зон территориальной обороны, имеющих свои штабы, стрелковые роты и роты огневой поддержки, а также подразделения обеспечения (инженерно-саперная рота, разведывательный взвод, взвод связи, взвод материально-технического обеспечения, автомобильный взвод, взвод охраны).
В их задачи входит охрана объектов, борьба с ДРГ и НВФ, ведение партизанской войны на оккупированной противником территории, усиление охраны госграницы, выполнение мероприятий по обеспечению поддержания режима военного положения и других мероприятий по защите страны, участие в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения, результатов массированных ударов, проведение спасательных и аварийно-восстановительных работ, а также выполнение отдельных боевых задач совместно с соединениями и частями ВС при отражении акта вооруженной агрессии. При необходимости численность войск ТерО в Белоруссии может быть доведена до 120 тысяч человек за счет резервистов ВС РБ.
Иначе говоря, это реально серьезная, централизованная и многочисленная вспомогательная сила, на которую может рассчитывать белорусский Генштаб. У нас же с принятием поправок в законодательство боеспособные и мотивированные мужчины уйдут не в отечественную Тероборону, которая нужна, но ее никак не хотят создавать в полноценном виде, а в ГУПы, где они смогут выполнять достаточно узкий круг задач. Правильно ли это?
Информация