Лучше дома: как санкции открыли для нас Россию
Внутренний туризм в России продолжает активно развиваться, во многом благодаря сокращению возможностей для отдыха за границей и ожидаемому притоку туристов из Китая и других дружественных стран. В результате этого, как прогнозируют эксперты, к концу 2023 года объем гостиничного рынка РФ может достигнуть 785 млрд рублей, что на 10% больше прошлогодних показателей.
Однако, несмотря на рост объема рынка, участники отрасли считают его «формальным», поскольку у туроператоров издержки выросли значительно, а если резко повышать стоимость услуг, можно остаться без клиентов. Получается, что рынок растет, а возможностей для развития у бизнеса не сказать что много.
В то же время статистика показывает, что позитивная динамика есть, а выиграет тот, кто ею сможет воспользоваться в полной мере. Увеличение спроса на внутренний туризм привело к изменению поведения любителей путешествий. Так, россияне стали бронировать проживание в гостиницах в среднем за десять дней до заезда, в то время как в период пандемии COVID-19 бронирование происходило в день заселения из-за опасения внезапных ограничений. Теперь же туристы опасаются нехватки качественных гостиниц с оптимальной стоимостью проживания на популярных направлениях. Увеличение глубины бронирования позволяет отельерам лучше планировать свои расходы и регулировать тарифы.
Чтобы поддержать отрасль, российские власти предприняли сразу несколько серьезных шагов. В конце июня 2023 года президент РФ Владимир Путин заявил, что необходимо принять закон об освобождении туроператоров от НДС до конца весенней сессии парламента. Премьер-министр Михаил Мишустин также поддержал эту инициативу. Закон об освобождении туроператоров от НДС — это одна из мер, которые правительство принимает для поддержки туриндустрии в условиях экономических санкций.
После этого мало кто сомневался, что депутаты закон примут, и он заработал уже с 1 июля этого года. Действовать освобождение от НДС будет до 30 июня 2027-го, а значит, у предпринимателей есть время и дополнительные деньги для развития.
Помимо этого, ряд регионов на своем уровне приняли законодательные акты, которые позволяют получать поддержку от государства бизнесу, задействованному в гостиничной или туристической сфере.
Ежегодно в России создаются новые маршруты для туристов. В этом году список пополнился четырьмя новыми: «Легенды Дагестана», «Петербург. Петр. Империя», «С умыслом #PROПРОМЫСЛЫ» в Нижнем Новгороде, «Императорский маршрут» в Свердловской области. Маршруты проходят по самым интересным местам страны и предлагают туристам познакомиться с ее историей, культурой и природой. Для самих регионов это еще и создание новых рабочих мест. Министерство экономического развития России планирует до 2025 года создать еще 50 национальных туристических маршрутов.
Сами регионы стараются предлагать предпринимателям наиболее выгодные условия ведения бизнеса. Где-то дают гранты, где-то компенсируют часть затрат, где-то на льготных условиях можно получить земельный участок. Результат уже виден. Например, в Хабаровском крае количество глэмпингов увеличилось в два раза. Такое направление по всей стране сейчас активно развивается. Это связано с относительной дешевизной и юридической простотой их установки, а также популярностью у туристов. Естественно, такие глэмпинги в первую очередь развиваются там, где у туристов есть интерес к первозданной природе: на юге, в Карелии и Сибири.
Предпочтения у туристов в РФ сильно поменялись за последние годы. Традиционный маршрут на юг за солнцем, здоровьем и чурчхелой хоть и лидирует в списке предпочтений, но привлекает все меньше желающих. Как сообщает Российский союз туриндустрии, активный отдых в стране становится все более популярным с увеличением спроса на него в некоторых областях в 1,5 раза в прошлом году, и прогнозируется дальнейший рост на 10-30% в этом.
Наибольшее увеличение спроса в первой половине года был зафиксирован на туры на Северный Кавказ – на 25-30%. Самыми популярными направлениями среди любителей приключений стали Алтай (25%) и Дагестан (24%). В топ-5 также включены Северная Осетия, Адыгея и Карелия.
В общем, активный туризм составляет 4-5% от общего внутреннего туристического потока, который в 2022 году достиг 67,8 млн человек. Большинство соотечественников все еще предпочитают тихий пляжный отдых, но из-за ограниченного выбора зарубежных направлений люди ищут новые впечатления внутри страны.
Все более популярными становятся услуги, предлагающие экспедиции с комфортом к отдаленным и экзотическим местам. Стоимость таких туров может варьироваться от 300 тысяч до 3 млн рублей с человека. Среди наиболее популярных направлений у обеспеченных туристов – Курильские острова, остров Врангеля, Земля Франца-Иосифа, Шантарские острова, Камчатка.
Еще одна тенденция – путешествия с погружением в другую культуру, где люди могут испытать культурный шок: провести ночь в чуме с оленеводами, поучаствовать в свадьбе у горцев в Дагестане или встретиться с шаманом в Сибири. Одно из самых востребованных направлений этим летом — наблюдение за редкими животными в их естественной среде обитания, например, путешествие по Белому морю в поисках белух.
Таким образом, внутренний туризм в России продолжает активно развиваться, однако зачастую это развитие идет не благодаря, а вопреки. По-прежнему не решена одна из главных проблем отечественного туризма — совершенно не развита инфраструктура. Если на юге худо-бедно с гостиницами вопрос решен, то на некоторых развивающихся направлениях работы непочатый край. Придорожный сервис также страдает, хотя масштабы страны делают автотуризм перспективным направлением. Еще одна особенность российского туризма — это его сезонность. Помимо летних месяцев, небольшой всплеск путешествий фиксируется в новогодние праздники, а весной и осенью турбизнес вынужден выживать в ожидании высокого сезона. Исправить ситуацию можно, предложив туристам событийные путешествия: фестивали, праздники, шоу. Как только у людей появится ответ на вопрос, чем заняться, отпуск в ноябре перестанет быть наказанием для провинившихся сотрудников, а турбизнес получит стабильный поток клиентов.
Информация