Насколько готов к войне Черноморский флот России

36

Специальная военная операция на Украине стала тяжелым испытанием для российской армии, выявив, к сожалению, немалое количество ее проблем. В настоящее время наши Сухопутные войска уже прошли большой пусть по повышению своей реальной боеспособности, превращаясь из «парадной» армии мирного времени в настоящую, умеющую противостоять самому грозному противнику. Но что насчет российского военно-морского флота?

Вызовы времени


Так уж исторически сложилось, что в «великой континентальной державе» России флот всегда был на последнем месте по приоритетам после сухопутной армии и авиации. После распада СССР, когда вполне современные боевые корабли шли на иголки или продавались за рубеж, этот дисбаланс только усилился.



Имевшиеся в ВМФ РФ проблемы были усугублены, когда после событий 2014 года Украина поставила подножку российской кораблестроительной программе, отказавшись поставлять силовые установки для новых фрегатов. Это фактически поставило крест на продолжении строительства фрегатов проекта 11356 и очень сильно сдвинуло вправо сроки спуска на воду фрегатов проекта 22350/22350М, которые должны будут стать основными «рабочими лошадками» ВМФ РФ в дальней морской и океанской зонах. В этих условиях де-факто произошла «москитизация» нашего военно-морского флота, когда главную ставку пришлось делать на корветы и малые ракетные корабли, строящиеся большими сериями.

Таковы реалии, которые необходимы учитывать при определении будущих тенденций. Именно в таком состоянии ВМФ РФ подошел к прямому вооруженному конфликту с Украиной и прокси-конфликту с блоком НАТО в Старом свете и союзниками США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Географически российский флот сегодня разделен на четыре флота – Северный и Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский, а также на одну флотилию – Каспийскую. Первые два флота имеют стратегическое значение, поскольку там базируются наши немногочисленные ПЛАРБ, несущие МБР. Главная задача СФ и ТОФ – это обеспечение безопасного развертывания наших подводных ракетоносцев, являющихся важнейшей составляющей «ядерной триады». Потенциальным противником североморцев является объединенный флот блока НАТО, тихоокеанцев – Силы самообороны Японии и ВМС США.

Каковы реальные боевые задачи Балтийского флота, когда Балтийское море де-факто превратилось во «внутреннее» для Североатлантического альянса, Калининград представляет собой эксклав, а бывшая ГДР и страны Прибалтики превратились из союзников в потенциальных противников, не совсем понятно. Помимо объединенного флота стран блока НАТО, основными угрозами для ДКБФ являются, скорее, авиация Североатлантического альянса и даже обычная крупнокалиберная ствольная артиллерия Войска Польского, которой она может утопить наши корабли прямо на базе в Балтийске.

На удивление, не лишней оказалась Каспийская флотилия, лихо наносившая удары крылатыми ракетами «Калибр» по объектам террористических группировок в Сирии. Судьба Средиземноморской эскадры, которую необходимо снабжать через подконтрольные Турции и блоку НАТО проливы, в случае начала боевых действий была предопределена еще в советский период как «гордо погибнуть, унеся с собой как можно больше врагов». Реально же с самыми большими проблемами столкнулся наш Черноморский флот.

Угрозы


За период СВО на Черном море утонули три военных корабля – флагман ракетный крейсер «Москва», БДК «Саратов» и буксир «Василий Бех». Еще два средних разведывательных корабля – «Иван Хурс» и «Приазовье» – были атакованы украинскими морскими беспилотниками, но смогли отбиться. Также благополучно сумел уйти от них относительно слабо вооруженный патрульный корабль «Сергей Котов». Атакам воздушных и морских беспилотников ВСУ и ВМСУ неоднократно подвергалась главная военно-морская база ВМФ РФ в Севастополе. Происходили взрывы и на аэродроме Морской авиации ВМФ РФ в Крыму.

Главные угрозы для кораблей и подводных лодок Черноморского флота РФ таковы:

Во-первых, это противокорабельные ракеты наземного базирования «Нептун» и «Гарпун», не позволяющие безопасно приближаться к украинскому побережью. Надводных кораблей, способных гарантированно перехватить низколетящую ПКР, в составе ЧФ всего несколько: фрегаты проекта 11356, а также недавно вошедший в его состав МРК «Циклон» проекта 22800 «Каракурт».

Во-вторых, это морские беспилотники, или безэкипажные катера, начиненные мощными зарядами взрывчатки, что превращает их в дистанционно управляемые брандеры. Именно они использовались ВСУ и ВМСУ при атаках на Крымский мост, базу ВМФ РФ в Севастополе, а также на разведывательные и патрульный корабли. Это очень серьезный, опасный вид вооружения, который может быть применен как против российских боевых кораблей, так и против гражданских. Кроме того, следует помнить, что Украина при помощи британских специалистов ведет работу над ударными подводными беспилотниками, что повышает уровень угрозы на Черном море на порядок.

В-третьих, еще большую угрозу для кораблей ВМФ РФ и береговой инфраструктуры будут представлять натовские истребители, оснащенные противокорабельными ракетами воздушного базирования. То, что они раньше или позже, а скорее, раньше, появятся у Киева, не вызывает ни малейшего сомнения. Кроме того, опасны для российских «Варшавянок» противолодочные вертолеты, некоторое количество которых на Украине сохранилось, плюс могут быть поставлены винтокрылые машины западного производства.

Решения


О том, что на Черном море нашему флоту придется реально серьезно воевать, можно судить по следующему заявлению киевского режима, сделанному после выхода России из зерновой сделки:

с 21 июля 2023 00:00 по киевскому времени все суда в черноморских водах, направляющиеся в порты Российской Федерации или во временно оккупированные порты Украины, могут рассматриваться для оценки риска как суда, перевозящие военные грузы.

Очевидно, что атаки на наши военные корабли продолжатся, и их интенсивность будет только нарастать. Помимо этого, велика вероятность того, что будут осуществлены провокации против гражданских судов. С одной стороны, украинские беспилотники могут утопить какой-нибудь мирный сухогруз, после чего судовладельцы сами откажутся от заходов в российские порты. С другой стороны, боевые пловцы ВМСУ, обученные британскими специалистами, могут подорвать гражданское судно на минной постановке, обвинив впоследствии в этом Москву. Цель – новые антироссийские санкции и легализация присутствия на Черном море, а именно, в Одессе, турецкого военно-морского флота для защиты.

Что можно сделать реально в противодействие?

Прежде всего, необходима жесткая и беспристрастная ревизия положения дел в ВМФ РФ с оргвыводами в отношении командования. Далее нужно готовить флот к войне с реальным противником: начать постоянно проводить учения по борьбе с подводными лодками, по перехвату низколетящих ПКР системами ПВО, чтобы экипажи были готовы к тому, с чем им придется реально столкнуться. Необходимо заложить большую серию малых корветов ПЛО на базе МРК проекта 22800 «Каракурт» с увеличенным водоизмещением, начать производство гидросамолетов Бе-200 в противолодочной версии.

Что касается конкретно Черноморского флота, то необходимо активизировать действия Морской авиации: постоянное патрулирование моря самолетами ПЛО для обнаружения вражеских дронов, сопровождение кораблей истребительной авиацией во избежание «неожиданной засады» вражеской авиации, которая подойдет на малой высоте и даст залп противокорабельными ракетами воздушного базирования.

Вполне очевидно, что в тех неблагоприятных условиях, в которых оказался ДКБФ, необходимо начать перевод части его надводного состава на Черное море по внутренней речной системе. Туда нужно отправить все балтийские «Каракурты», имеющие приличную систему ПВО морского базирования, малые противолодочные и малые десантные корабли. Это позволит одномоментно усилить зонтик ПВО/ПРО над Черноморским флотом, а также даст основания надеяться на проведение в дальнейшем наступательных операций в Причерноморье.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    31 июля 2023 16:26
    Вполне очевидно, что в тех неблагоприятных условиях, в которых оказался ДКБФ, необходимо начать перевод части его надводного состава на Черное море по внутренней речной системе. Туда нужно отправить все балтийские «Каракурты», имеющие приличную систему ПВО морского базирования, малые противолодочные и малые десантные корабли.

    Трудно сказать сразу, верно это или нет. Морская война имеет много специфики. На Балтике большие корабли сейчас выглядят уязвимыми. Тем более надо сохранить там москитный флот. Так что отправка "Каракуртов" не вполне рациональное решение. А вот малые десантные корабли возможно есть смысл переправить в Чёрное море.
    Проблема сильной ПВО/ПЛО, как всегда, упирается в водоизмещение. Большие корабли -это цель для противника. А в малые приличную ПВО не втиснуть.
    На то и существуют адмиралы, чтобы думать.
    1. +3
      31 июля 2023 19:36
      в общем поддерживаю, но можно легко втиснуть в малый корабль самую приличную ПВО например С300, только там не останется места для калибров, но это не проблема, они же могут ходить парой, а скорее четверкой, кпракурт ПВО, каркурт ПЛО, Каракурт УРО и тральщик, это выгоне и надежнке фрегата, и карураты ходят реками и каналами между морями, каракуртами этих типов нужно укомплектоввыать все моря, а все фрегаты перевести на океаны где каракурты не удобны про пгодным условиям моря
      1. 0
        1 августа 2023 20:38
        Хорошее решение относительно Каракуртов!
        1. 0
          1 августа 2023 21:39
          Спасибо, только нужно чтобы не только мы, а адмиралы это поняли
    2. +1
      31 июля 2023 23:33
      Судьба РФ решается сейчас не на Балтике
      1. +1
        1 августа 2023 06:58
        Слово "сейчас" определяющее.
        Позицию и действия Польши на ближайшие несколько месяцев просчитать сможете? А Трибалтов с Финляндией?
        1. +1
          1 августа 2023 22:06
          И чем поможет при таком раскладе БФ? Когда в последний раз Балтийский флот нашей страны (РИ/СССР/РФ) играл значительную роль именно как флот, а не поставщик революционных матросов, неподвижные артиллерийские батареи, в качестве которых выступали боевые корабли? То же самое, если не в большей степени, относится и к ЧФ. Оба этих флота слишком легко запереть и нейтрализовать, что неоднократно с успехом и демонстрировалось нашими противниками. И если уж это реализовывалось, когда береговая линия России на Балтике и Чёрном море составляла процентов 50 от её общей протяжённости, то что уж говорить про сейчас? БФ вообще впору переименовывать во флот Маркизовой лужи.
          1. -1
            2 августа 2023 05:53
            То что Флот СССР не был на высоте, не означает, что Флот не нужен. На Балтике нужны МРК с Калибрами на вооружении. Большие корабли можно перевести на Чёрное море. Именно потому, что на Балтике развернуться негде.
            Запереть и нейтрализовать ЧФ достаточно сложно. И корабли здесь нужны именно десантные. И в целом, на Черном море нужен полноценный Флот.

            Возвращаясь к первому посту. Где именно

            решается судьба России

            Вы сказать не сможете. Потому что экстрасенсов нет. А геополитическая ситуация на севере может измениться очень быстро. И без морских Калибров с дальностью действия 2500 км России на Балтике не обойтись.
            1. +3
              2 августа 2023 19:48
              И без морских Калибров с дальностью действия 2500 км России на Балтике не обойтись.

              И какой именно на Балтике в них смысл? В принципе, они и нужны были тогда, когда действовал договор на запрет сухопутных ракет средней и меньшей дальности. Сейчас договор мёртв, и никто не мешает развёртывать сухопутные аналоги "Калибров", которые будут гораздо устойчивее (рассредоточение, маскировка) морских носителей, которые будут взяты на сопровождение сразу, как только покажутся к западу от Кронштадта.
              Смысл был бы, если рассуждать о доставке ракет к точке запуска сильно ближе к территории вероятного противника, но в мирное время это не имеет смысла, а в военное - все эти МРК будут утоплены сразу, как выйдут из-под зонтика береговой ПВО/ПРО. А в Балтийске их утопят даже не ракетами, а РСЗО с территории Польши. Там при нынешних раскладах никаких ракетных кораблей, даже малых держать вообще нельзя - это беззащитные мишени. Там нужны только кораблики эскорта, для символического сопровождения гражданских транспортов в эксклав, ну и может тральщики.
              А насчёт десантных кораблей на Чёрном море, которое простреливается насквозь комплексами берегового базирования - даже обсуждать не хочу. У нас умеют представить подвигом любые последствия чьей-то вопиющей некомпетентности, но несколько батальонов морпехов можно использовать умнее, чем отправить на дно вслед за "Москвой", не дав возможности даже выстрелить по врагу.
              1. -2
                2 августа 2023 21:50
                Малые корабли на то и малые, что их может быть много. Если следовать Вашей логике, то вообще никакие не нужны. Ну, кроме "символического сопровождения".
                ЗРК ближнего действия на них есть. Но в Фолклендской войне англичане пришли к выводу, что этого недостаточно. И использовали связку тип 21 и тип 42. То есть фрегат-эсминец.
                В Маркизовой луже можно использовать связку С300 на берегу и Панцирь на Каракурте. Было бы желание и отработка на маневрах. И если такая ПВО сработает, то Каракурты станут очень большой головной болью для всех прибалтийских стран.
                Кстати, как раз сейчас идут учения БалтФлота.

                На Черном море нужен полноценный Флот. С разными кораблями. Не надо забывать и о Варшавянках. А уж малые десантные корабли очень пригодятся. БДК для "сирийского экспресса", а Зубрам тоже можно найти работу.
                1. +2
                  5 августа 2023 20:08
                  Цитата: Bakht
                  вообще никакие не нужны. Ну, кроме "символического сопровождения".
                  ЗРК ближнего действия на них есть. Но в Фолклендской войне англичане пришли к выводу, что этого недостаточно. И использовали связку тип 21 и тип 42. То есть фрегат-эсминец.

                  вы попутали атлантический океан с маркизовой лужей, объясняю! океан ее шире глубже и он в отличиие от балтики недосягаем для большинства береговых ракет, то есть именно истинго почти никакие надводные корабли кроме кораблей третьего ранга для сопровождения сухогрузов и танкеров (подойдет и тральщик и мпк) не нужны не только на балтике, но и в черном, каспийском и японском море, это очевидно!!!!! все корветы фрегаты эсминец и крейсер с этих луж нужно выводить и срочно
                  1. 0
                    9 августа 2023 08:18
                    Это Ваша фраза

                    все корветы фрегаты эсминец и крейсер с этих луж нужно выводить и срочно

                    Это моя

                    На Балтике большие корабли сейчас выглядят уязвимыми. Тем более надо сохранить там москитный флот.

                    У Вас просто желание поспорить? Вы не вникание в то, что пишет оппонент. Как раз Маркизову лужу и Атлантику я не путаю. В Атлантике англичане использовали связку фрегат-эсминец. Я разве предлагал то же самое? Я предлагал связку береговой ЗРК- Панцирь на Каракурте.

                    У нас разногласие только по Черному морю. Там нужен флот для реализации "сирийского экспресса"
          2. +1
            2 августа 2023 09:20
            Цитата: УАЗ 452
            Когда в последний раз Балтийский флот нашей страны (РИ/СССР/РФ) играл значительную роль именно как флот

            В XVIII веке.
            и то так себе результаты.

            Уже в начале XIX, в очередной добрососедской войнушке, на флот махнули рукой и на территорию Швеции вышли по льду залива + в обход, чем войну и выиграли.
            1. -2
              3 августа 2023 09:08
              Предлагаете повторить?
  2. +7
    31 июля 2023 16:57
    Лучшее ПВО это танки на аэродроме противника, победа флота на Чёрном море это захват Одессы и Николаева, дополнительная пара тройка кораблей переброшенных с Балтики погоды не сделают если сидеть в обороне на базах. Для перспективы чтобы противостоять Турции необходим флот построенный непосредственно на Чёрном море, через проливы могут и не пустить.
    1. +5
      31 июля 2023 19:41
      При Союзе в Керчи, Крым, на заводе Залив строили Супер танкеры водоизмещением 180 тыс. тонн, всего построили 6 штук, последний в 1980 г., также строили для военных тральщики, и др.корабли. Сейчас завод Залив в рабочем состоянии, недавно построили и передали военный корабль, так что можно наладить выпуск любых кораблей. В Феодосии и Севастополе тоже заводы судостроительные есть, при желании и возможностях всё можно построить. А то Эрдоган натовец, продажная сволочь, веры ему нет, перекроет по указке сша пролив и суши вёсла.
    2. +1
      31 июля 2023 23:34
      В силу сложившихся реалий это невозможно.
    3. +2
      1 августа 2023 00:33
      Цитата: Молот 75
      необходим флот построенный непосредственно на Чёрном море

      Ну для этого Николаев не помешал бы, во времена СССР там даже авианосец строить начали реально впечетляющи выглядел.
    4. 0
      1 августа 2023 20:46
      Тут надо внимательно посмотреть какие судостроительные мощности имеем у Чëрного моря!
  3. +2
    31 июля 2023 19:30
    полностью поддерживаю уважаемого автора, только с балтики нужно вводить не только каракурты для усиления ЧФ, где сейчас СВО, но и все фрегаты корветы и эсминец их клнечн вывести на север, помимо этого нужно усилить ЧФ за счет пары корветов с КФЛ, еще нужно усиливать Камчатку за счет ненужного флота японского моря. В общепм все надводные корабли второго и тем более первог ранга должны быть ТОЛЬКО на Камчатке и Северном флоте, флоту везде нужно усиливать береговые ракетные комплексы, и береговую авиацию, согласен с идеей автора срочно строить самолеты БЕ200 ПЛО, их нужно много
  4. +2
    31 июля 2023 19:50
    Необходимо заложить большую серию малых корветов ПЛО на базе МРК проекта 22800 «Каракурт» с увеличенным водоизмещением

    На ЧМ больше толку от усиленного ПВО. ПЛО нужны на севере и востоке.
    1. +3
      31 июля 2023 21:49
      Ну, если не вести десантные операции по украинскому берегу и не блокировать побережье, то ПЛО и не нужна. А нужен ли тогда Черноморский флот? С ПВО проще. Кстати от Севастополя до Одессы 250 км. Радары с Крымских гор и берега спокойно просвечивают всю дистанцию до украинского побережья. Вопрос в организации ПВО. Понятно, что 100% ПВО не бывает, но все же ....
      1. +3
        1 августа 2023 00:35
        Без флота однако сложно будет блокировать доступ кораблям с оружием идущим в порты Украины.
      2. 0
        1 августа 2023 08:30
        согласен на закрытых морях и ПВО и ПЛО и УРО удобнее обеспечивать с берега, кораблям там достаточно и ближнего ПВО, тем более вообще использовние надводных кораблей в этих акваториях затруднено, однако паркетные адмиралы рассовали по этим лужам почти весь флот (преступление /предательство), оставив камчатку почти не прикрытой, а северный флот по моему мнению недостаточно развит в ввиду важнейших его задач для сохраниения государства и мировой безопсности, думаю что Рф нужно иметь тольк два флота мощных и равитых во всех отношениях (ПЛ, береговые стредсва, береговая авиация надводные корабли), это север и камчатка, а морские акватори должны иметь флотилии исключительно из кораблей третьего ранга и береговых систем (на ЧФ и в японском море также нужны НАПЛ), тогда флотская система станет функциональной стройной логичной и обретет боевую эффективность, перестанет быть случайным набором всяких кораблей слабых и малочисленных, везде где бы не находились, не сооветствующих боевым задачам и дизфункцинальных безполезных инструметнтов распила довольствия
      3. +1
        1 августа 2023 19:29
        Цитата: Алексей Лан
        Ну, если не вести десантные операции по украинскому берегу и не блокировать побережье

        В этом случае по кораблям прилетит все что только возможно запустить. Не вариант.

        Цитата: Алексей Лан
        А нужен ли тогда Черноморский флот?

        Нужен, для охраны своего побережья и действий на удалении от побережья противника.
      4. 0
        2 августа 2023 17:19
        И что этот просвет дает?
      5. -1
        5 августа 2023 20:19
        Цитата: Алексей Лан
        А нужен ли тогда Черноморский флот?

        очевидно что громоздкий небоеспрособный безполезный черноморский флот в том виде как он есть сейчас не нужен и даже вреден ибо пилит бюджеты нужные сухопутчикам , ракетчикам, космосу ,авиации, и северному флоту... оптимальный состав чф это 6 НАПЛ, 6 БДК (это транспорты вооружений мирного времени) десяток тральщиков, 4 БУЯН М, 4 каракурта, Серны Дюгони, катера, но много береговых ракет и береговой авиации всех видов, самолеты , и желаельно по 4 каркурта ПЛО (МПК) и 4 каракурта ПВО.... все остальное на север! с КФЛ оба корвета на СЕвер! весь БФ кроме кораблей третьего ранга и кроме БДК на север! весь флот японского моря кроме пары ДЭПЛ и БДК и кроме кораблей третьего ранга на камчатку!
  5. +2
    31 июля 2023 20:04
    Уровень боеспособности Черноморского флота определен ракетным крейсером «Москва».
    Если воевать с целью полной победы над Украиной, с последующим присоединением территории Украины в состав России, то ЧФ надо усиливать.
    Перегонять корабли и ПЛ в Азовское, Черное моря по внутренним каналом. Суда длиной 100 - 120 метров, понятно, что проводка потребует времени и подготовки. Вопрос в том, есть ли корабли и ПЛ у РФ, которые можно перегнать.
    1. +1
      5 августа 2023 20:25
      Цитата: vlad127490
      Вопрос в том, есть ли корабли и ПЛ у РФ, которые можно перегнать.

      легко переводятся внутреними водными путями только корабли третьего ранга. их много безполезно прохлаждаются на Балтике и Каспии
      1. 0
        6 августа 2023 13:17
        Согласен. В Черном море нужны ПЛ (Варшавянка), эсминцы, сторожевые корабли. Пока тепло. Все корабли можно перегнать с БФ и СФ по внутренним каналам РФ. Также можно перегнать Северным морским путем с ТОФ, время, до середины сентября или южным, но это 2-3 месяца и попадем в зиму. Всё можно сделать, вот только у кремля нет желания.
    2. 0
      6 августа 2023 18:11
      Цитата: vlad127490
      Суда длиной 100 - 120 метров, понятно, что проводка потребует времени и подготовки. Вопрос в том, есть ли корабли и ПЛ у РФ, которые можно перегнать.

      длина не так важна как осадка сколькон готовься не перегонишь ни фрегат ни корвет
  6. -3
    1 августа 2023 06:02
    Размышления дилетанта, который слабо разбирается во- флотских делах.(((
  7. +1
    1 августа 2023 20:25
    Главная задача ЧФ РФ,не допустить в черное море корабли НАТО,Турцию в расчёт не берём,с этим справятся,ну и с беспилотниками тоже, " по потеть" прийдётся правда и морякам и разработчикам! lol
    1. +1
      5 августа 2023 20:27
      Цитата: Михаил Дадеко
      Главная задача ЧФ РФ,не допустить в черное море корабли НАТО,Турцию в расчёт не берём,

      прекрасная задача для ТУ 160, и ТУ 95, а также для береговых ракет
  8. +3
    1 августа 2023 20:31
    Какие учения на черноморского военното флота России? Нет флот у нас на чёрном море. Надо, Надо строить очень быстро и в очень, очень огромных количествах безэкипажные военные боевые корабли способные нести по 500кг или даже больше боевые снаряды. Будущее за безпилотными аппаратами как в небе так на море и земле.
    И ещё, не только морские безэкипажные, а так же очень важно это сделать и для реках. Например Днепр, граница с украина.
  9. надо отслужить молебен во всей России, тогда злой дух отступит!