Парадокс Шпицбергена: «российские поселки внутри НАТО»

3

В 2022 году российские населенные пункты, располагающиеся на Шпицбергене, попали в крайне неприятную ситуацию. Компании «Артикуголь», занимающейся добычей угля на руднике Баренцбург, отказали в перевозке грузов на архипелаг через материковую часть Норвегии — пропускной пункт «Стурскуг» на российско-норвежской границе. Постараемся разобраться, каким образом будут развиваться взаимоотношения между Российской Федерацией и Норвегией в вопросах, касающихся экономического развития Шпицбергена.

Международно-правовой статус архипелага во многом определяется Шпицбергенским трактатом, который был подписан в 1920 году. Данный документ устанавливает над этой территорией суверенитет Норвегии, а государствам-участникам договора (его подписало 39 стран, в том числе и Россия) гарантировалось равное право на эксплуатацию естественных ресурсов Шпицбергена и его территориальных вод.



В тридцатые годы прошлого века на архипелаге силами советской стороны активными темпами создаются и развиваются населенные пункты (Баренцбург, Пирамида и Грумант). Делалось это Советским Союзом для демонстрации присутствия в регионе. В 1931 году в СССР был организован трест «Арктикуголь». Специализацией нового предприятия становится добыча и сбыт угля и других ископаемых на архипелаге для обеспечения нужд Мурманской и Архангельской областей и структурных подразделений Северного военно-морского флота. Стоит отметить, что данный шаг носил чисто политический характер, с экономической точки зрения разработка месторождений на Шпицбергене уже тогда выглядела нерентабельной и бесперспективной. Однако вопрос, связанный с ростом административного влияния в регионе, нашей стране решить удалось. Долгое время, вплоть до распада СССР, численность советского населения на архипелаге даже превышала численность граждан Норвегии.

Необходимо понимать, что добыча угля на Шпицбергене осуществлялась в экстремально сложных горно-геологических и климатических условиях, что в негативном плане сказывалось на рентабельности производства. Во время Второй мировой войны большая часть инфраструктуры советских населенных пунктов была разрушена военными силами нацистской Германии. В послевоенное время активными темпами велось восстановление уничтоженных объектов, а уже в семидесятых годах была создана практически вся социальная инфраструктура, которая функционирует в российских поселках архипелага и в настоящее время.

На данный момент российская сторона занимается на Шпицбергене добычей угля силами ФГУП ГТ «Арктикуголь». Сырье идет исключительно на поддержание энергетической жизнедеятельности Баренцбурга. Кроме того, особое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности, добыче биоресурсов и развитию туристических маршрутов. Также периодически в средствах массовой информации появляются сообщения о желании различных структур и компаний реализовать на территории архипелага максимально экзотические проекты. Так, например, речь шла о строительстве офтальмологических и бальнеологических центров или добыче и обработке водорослей для производства птичьего корма.

Летом 2022 года дальнейшее комфортное существование российских населенных пунктов на Шпицбергене оказалось под вопросом. На фоне изменившихся геополитических условий Норвегия (страна НАТО с 1949 года) не согласилась сделать исключение для товаров, которые были направлены российским шахтерам в поселок Баренцбург. Виной всему были принятые ранее санкции. В итоге двадцать тонн грузов, которые предназначались для наших соотечественников, проживающих на архипелаге, застряли на российско-норвежском пропускном пункте «Стурскуг». Самое любопытное, что подобной ситуации можно было бы избежать, но регулярного сообщения со Шпицбергеном у России нет, хотя все технические и географические возможности для этого имеются. Поэтому на данный момент необходимые для жизнеобеспечения жителей архипелага товары может доставить единственное грузовое судно Bring, которое регулярно ходит на Шпицберген из норвежского Тромсе и отправляется в свой маршрут каждые десять дней.

Тогда генеральный консул Российской Федерации на архипелаге Сергей Гущин прокомментировал «Известиям», что в настоящее время ведется активная подготовка российских населенных пунктов к зимнему сезону. Ощущается острая необходимость в различного рода комплектующих, техническом оборудовании, запчастями для тепловетростанции. К сожалению, все это застряло на контрольно-пропускном пункте «Стурскуг».

К ноябрю 2022 года сложилась следующая ситуация: норвежская сторона за десять месяцев, начиная с февраля, четыре раза пропустила через свою материковую границу товары, следующие из России на Шпицберген. Подобное решение в Норвегии объяснили тем, что российские населенные пункты на архипелаге находятся на особом положении, и заперт на транспортировку данных грузов может привести к критическим для их населения последствиям. Поэтому в данном случае было сделано исключение для товаров, которые попадают в санкционные списки Евросоюза, к которым ранее присоединилась и Норвегия.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что несмотря на тот факт, что ситуация с доставкой товаров на Шпицберген частично стабилизировалась, ее обострение может произойти в любой момент времени. В настоящее время Норвегия и Российская Федерация находятся на строго противоположных политических полюсах. В сложившихся условиях для России крайне важно придать всем процессам, связанным с обеспечением отечественных населенных пунктов, максимально самостоятельный и независимый характер, тем более все возможности для этого у нашей страны имеются. Кроме того, нельзя забывать о том, что функционирование российских поселений на архипелаге носит во многом имиджевый характер. Для РФ, как для арктического государства, крайне важно принимать самое активное участие во всех проектах за полярным кругом, так как данный регион входит в сферу национальных интересов России. Девяностые годы прошлого века очень негативно отразились на уровне жизни в «российской части» Шпицбергена, поэтому для Российской Федерации нужно приложить все силы к сохранению, а в дальнейшем и к развитию, того немногого, что осталось на архипелаге с советских времен.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    4 августа 2023 15:05
    А почему чёрт возьми, грузы из России идут через Норвегию? Что за хениальный стратег это придумал?
    1. +1
      4 августа 2023 16:50
      Так экономически выгоднее, всё просто.
  2. +1
    5 августа 2023 05:07
    Цитата: Виктор Ануфриев
    Так экономически выгоднее, всё просто.

    Когда-то у нас утверждали,что западные капиталисты не пойдут на то, что будет против их прибыли. Оказалось до наоборот. Удивительно