Возрождение российского космоса началось?
Некогда гордость великой державы, сегодня российская космическая отрасль представляет собой довольно жалкое зрелище. Ракеты падают из-за того, что приборы в них при сборке установлены вверх ногами. В обшивке космических кораблей «криворукие» слесаря делают лишние дырки, после чего замазывают их клеем.
В России разучились самостоятельно делать спутники, собирая их из импортных комплектующих. Западные конкуренты создают многоразовые ракеты и двигатели нового поколения для них в то время, как «Роскосмос» предпочитает эксплуатировать старые советские технологии. Есть ли шанс выбраться из этой ямы, или у российского космоса уже нет будущего?
Принято считать, что главными виновниками краха этой отрасли являются Горбачев и Ельцин, которые развалили сверхдержаву, после чего распались производственные цепочки, остановились заводы, остались без работы конструкторские бюро. И это правда. Но особенно ничего для возрождения космической отрасли не было сделано и в «тучные двухтысячные». Так в 2015 году нынешний глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сетовал:
Бурная нефтедолларовая река годами обходила стороной космическую отрасль, которая была расчленена на множество организаций с громкими названиями, но минимум полезных функций. При этом разница в оплате между их менеджментом и рядовыми работниками отличалась на порядок. Оборудование состарилось. При этом сам Рогозин одну из основных проблем почему-то видит в почтенном возрасте директоров отрасли (средний - 62 года), из-за чего якобы марсоходы нам только снятся. Следует отметить, что президент Путин в 2014 году решил усилить отечественный космос, назначив руководителем Объединенной ракетно-космической корпорации энергичного 50-летнего Игоря Комарова, бывшего до этого главой «АвтоВАЗа» («АвтоВАЗа», Карл!). А в 2015 году президент перевел его в должность главы «Роскосмоса», где тот отвечал за всю отрасль до 24 мая 2018 года. Однако опытный топ-менеджер, судя по заявлению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, не смог разгрести «авгиевы конюшни» неэффективного использования государственных средств:
Итак, что же делает на своем посту новый глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин?
Во-первых, происходит смена руководства, например, руководить АО «РКЦ Прогресс» в Самаре назначен энергичный 48-летний Анатолий Баранов.
Во-вторых, анонсировано увеличение заработных плат сотрудникам, правда, за счет сокращения на 15% непроизводственного персонала.
В-третьих, активно идет оптимизация расходной части госкорпорации: траты на собственные поликлиники, детские сады, санатории и пионерлагеря по указанию Рогозина должны быть пересмотрены.
В-четвертых, «Роскосмос» обновляет устаревшие производственные линии на импортное оборудование немецкого и японского производства.
В частности, в РКК «Энергия» за счет роботизированных агрегатов, приобретенный в Германии, удалось сократить количество производственных циклов и их продолжительность с десяти месяцев до двух недель. Объем инвестиций в немецкое и японское оборудование за последние семь лет составил пять миллиардов рублей. Помимо производственных, руководству РКК осталось решить и организационную проблему:
Также значительные средства вложили в техническое перевооружение и модернизацию стендовой базы научно-испытательного комплекса в НПО «Энергомаш» им. Глушко. Общий бюджет составляет 10 миллиардов рублей, из них на указанные цели в 2018 году выделено уже 4 миллиарда. Это очень важно, поскольку со следующего года «Энергомаш» должен приступить к испытанию двигателя РД-171МВ. Возможно даже, что в дальнейшем агрегаты для перспективного двигателя РД-191 будут создавать при помощи 3D-печати. С этой целью на Объединении внедряется информационная система управления предприятием и цифрового проектирования.
Переоснащаются современным оборудованием и другие предприятия космической отрасли. Механический завод в Воронеже, производящий «Союзы» и «Протоны», приобрел пару импортных станков с ЧПУ по 17 миллионов рублей за каждый. На Красноярском машиностроительном заводе появилась автоматизированная электронно-лучевая пушка для выполнения сварных швов сложной конфигурации. Обновляются цеха и в ГРЦ им. Макеева. А в НПО им. Лавочкина разработали окрасочно-сушильную камеру для крупногабаритной космической техники.
Как мы видим, техническое перевооружение отрасли постепенно идет. Остается надеяться, что это со временем даст толчок развитию и отечественного станкостроения.
В России разучились самостоятельно делать спутники, собирая их из импортных комплектующих. Западные конкуренты создают многоразовые ракеты и двигатели нового поколения для них в то время, как «Роскосмос» предпочитает эксплуатировать старые советские технологии. Есть ли шанс выбраться из этой ямы, или у российского космоса уже нет будущего?
Принято считать, что главными виновниками краха этой отрасли являются Горбачев и Ельцин, которые развалили сверхдержаву, после чего распались производственные цепочки, остановились заводы, остались без работы конструкторские бюро. И это правда. Но особенно ничего для возрождения космической отрасли не было сделано и в «тучные двухтысячные». Так в 2015 году нынешний глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сетовал:
Космическая отрасль, к сожалению, начала реформироваться лишь полтора года назад (в начале 2014-го). Поэтому в авиации мы сейчас не можем себе представить создание новых самолетов без их цифровых моделей, а в Роскосмосе каждое бюро до сих пор работает на кульмане с карандашом в руке.
Бурная нефтедолларовая река годами обходила стороной космическую отрасль, которая была расчленена на множество организаций с громкими названиями, но минимум полезных функций. При этом разница в оплате между их менеджментом и рядовыми работниками отличалась на порядок. Оборудование состарилось. При этом сам Рогозин одну из основных проблем почему-то видит в почтенном возрасте директоров отрасли (средний - 62 года), из-за чего якобы марсоходы нам только снятся. Следует отметить, что президент Путин в 2014 году решил усилить отечественный космос, назначив руководителем Объединенной ракетно-космической корпорации энергичного 50-летнего Игоря Комарова, бывшего до этого главой «АвтоВАЗа» («АвтоВАЗа», Карл!). А в 2015 году президент перевел его в должность главы «Роскосмоса», где тот отвечал за всю отрасль до 24 мая 2018 года. Однако опытный топ-менеджер, судя по заявлению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, не смог разгрести «авгиевы конюшни» неэффективного использования государственных средств:
Сразу скажу, что 760 миллиардов рублей – это нарушения по учету в «Роскосмосе».
Итак, что же делает на своем посту новый глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин?
Во-первых, происходит смена руководства, например, руководить АО «РКЦ Прогресс» в Самаре назначен энергичный 48-летний Анатолий Баранов.
Во-вторых, анонсировано увеличение заработных плат сотрудникам, правда, за счет сокращения на 15% непроизводственного персонала.
В-третьих, активно идет оптимизация расходной части госкорпорации: траты на собственные поликлиники, детские сады, санатории и пионерлагеря по указанию Рогозина должны быть пересмотрены.
В-четвертых, «Роскосмос» обновляет устаревшие производственные линии на импортное оборудование немецкого и японского производства.
В частности, в РКК «Энергия» за счет роботизированных агрегатов, приобретенный в Германии, удалось сократить количество производственных циклов и их продолжительность с десяти месяцев до двух недель. Объем инвестиций в немецкое и японское оборудование за последние семь лет составил пять миллиардов рублей. Помимо производственных, руководству РКК осталось решить и организационную проблему:
Сотрудники это видят, понимают и чувствуют. Есть очень большие перекосы в заработной плате.
Также значительные средства вложили в техническое перевооружение и модернизацию стендовой базы научно-испытательного комплекса в НПО «Энергомаш» им. Глушко. Общий бюджет составляет 10 миллиардов рублей, из них на указанные цели в 2018 году выделено уже 4 миллиарда. Это очень важно, поскольку со следующего года «Энергомаш» должен приступить к испытанию двигателя РД-171МВ. Возможно даже, что в дальнейшем агрегаты для перспективного двигателя РД-191 будут создавать при помощи 3D-печати. С этой целью на Объединении внедряется информационная система управления предприятием и цифрового проектирования.
Переоснащаются современным оборудованием и другие предприятия космической отрасли. Механический завод в Воронеже, производящий «Союзы» и «Протоны», приобрел пару импортных станков с ЧПУ по 17 миллионов рублей за каждый. На Красноярском машиностроительном заводе появилась автоматизированная электронно-лучевая пушка для выполнения сварных швов сложной конфигурации. Обновляются цеха и в ГРЦ им. Макеева. А в НПО им. Лавочкина разработали окрасочно-сушильную камеру для крупногабаритной космической техники.
Как мы видим, техническое перевооружение отрасли постепенно идет. Остается надеяться, что это со временем даст толчок развитию и отечественного станкостроения.
Информация