Зачем управление судостроительной отраслью России отдали банкирам из ВТБ

16

Война войной, а обед по расписанию. В наших российских реалиях было бы более точно заменить слово «обед» на «приватизацию», и тогда все встанет на свои места. Начавшийся в 1991 году с развала СССР процесс перехода государственной (общественной) собственности в частные руки, на самом деле, никогда и не прекращался, просто заменялся различными эвфемизмами.

«Неожиданное» предложение


Накануне на встрече с главой ВТБ Андреем Костиным президент Путин огорошил банкира неожиданным, но чрезвычайно приятным и щедрым предложением, от которого тот не смог отказаться. Глава государства заявил, что в доверительное управление банка сроком на ближайшие 5 лет будет передан контрольный пакет акций Объединенной судостроительной корпорации (ОСК):



Правительство Российской Федерации проработало вопрос и вышло с предложением передать ВТБ государственный пакет акций Объединенной судостроительной корпорации. Я поддерживаю это предложение, знаю, что с вами об этом коллеги тоже говорили, прорабатывали предварительно.

На это господин Костин деланно слегка засмущался, но выразил готовность засучить рукава и начать поднимать с колен отечественное судостроение:

Владимир Владимирович, спасибо за доверие. Когда я об этом первый раз услышал, было, конечно, достаточно неожиданно.

Реакция экспертного сообщества и широкой общественности на данное событие оказалась не столь однозначной. Что такое ОСК?

Объединенная судостроительная корпорация представляет собой почти всю судостроительную отрасль нашей страны, на нее приходится 80% всех военных и гражданских заказов. Туда входят «Адмиралтейские верфи», Выборгский судостроительный завод, «Северная верфь», «Севмаш», «Красное Сормово» и другие. С ее стапелей на воду спускаются транспортные, промысловые и пассажирские суда, ледоколы, боевые и патрульные корабли, а также подводные лодки. В общем, это без преувеличения целая отрасль, имеющая стратегическое значение, которое еще более возросло в условиях экономической и технологической изоляции. Зачем же понадобилось передавать ее в доверительное управление банкирам?

Вопрос очень интересный. С одной стороны, серьезный удар по результатам деятельности ОСК нанесли западные санкции, о чем недавно пожаловался гендиректор госкорпорации Алексей Рахманов в интервью Интерфаксу:

В основном снижение связано с тем, что часть заказов была перенесена, а часть судов была передана с опозданием. Это произошло из-за срыва поставок комплектующего оборудования. Кроме того, рыболовецкие суда были спроектированы иностранцами - и ими же оснащены. Да, они суперсовременные, самые технологичные, но, к сожалению, это все иностранные поставки, которые в условиях жестких санкций существенно подкосили нас с двух точек зрения. Во-первых, мы не получили само оборудование, во-вторых, иностранцы отказались от выполнения пусконаладки.

Собственно говоря, а чему тут удивляться? Это закономерный результат трех десятилетий попыток встроиться в мировое разделение труда на правах младших партнеров и сырьевой полуколонии. Те же проблемы сейчас испытывает гражданское авиастроение и другие высокотехнологичные отрасли. Их, к слову, тоже потом передадут в управление банкам?

С другой стороны, серьезные претензии к эффективности деятельности ОСК, в частности, по затягиванию сроков, имелись уже очень давно. Но это еще одно следствие ставки на монструозные госкорпорации и финансовую политику правительства, вынуждающего брать кредиты на развитие у коммерческих банков под высокие проценты. Об этом в том же интервью прямым текстом рассказал сам господин Рахманов:

Мы говорим только об одном: заниматься техперевооружением по ставкам коммерческих банков - означает загнать себя в финансовую яму. И это единственный комментарий, который могу дать. Мы готовы выйти через любой инструмент, включая прямую докапитализацию, но прямая докапитализация требует денег из бюджета. Если рассматривать облигационную программу, то нужно понимать, что нас ставка купона в 8-9% не сильно интересует. Должны быть особые условия и закрытая подписка, чтобы мы понимали, кто эти инвесторы и почему они вкладывают деньги в корпорацию.

Я абсолютно убежден: если будут реализованы меры государственного регулирования ценообразования по заказам, то мы сможем обслуживать и облигационные займы, и другие решения, в которых существует платность денег. У нас есть финансовая модель: норма чистой прибыли на уровне 8-12% позволит нам не обращаться ни за какими мерами государственной поддержки.

И что же сделало правительство в лице Минпромторга? Вместо смены топ-менеджмента неэффективно управляемой госкорпорации и/или изменения модели финансирования работы целой отрасли оно отдало ОСК в доверительное управление тем самым банкирам из ВТБ. По-своему, даже логично.

Неприватизация


И в кабинете министров, и в ВТБ поспешили заверить обеспокоенное население, что речь идет всего лишь о доверительном управлении сроком на 5 лет, и банкиры распродавать активы госкорпорации по частям не будут. Однако почему-то далеко не все в это поверили.

Возможно, причина в том, что минувшей весной господин Костин сам публично выступил за очередную Большую Приватизацию, программную статью которого мы подробно разбирали ранее. Создается впечатление, что там, «наверху», оценили крайне негативную реакцию широкой общественности на предложение главы ВТБ все оставшееся у государства «отнять и поделить» и решили удовлетворить алчность банков иным способом.

Напомним, что среди активов, на которые банкиры положили глаз, была как раз Объединенная судостроительная корпорация, столь неэффективно управляемая государством. Очевидно же, что в рамках либеральной экономической мысли ОСК надо сперва «оптимизировать», а потом начать распродавать непрофильные активы в более эффективные частные руки, верно?

Коллеги из «Коммерсанта» приводят экспертное мнение Надежды Малышевой, главного редактора медиа-группы PortNews, которая считает, что в среднесрочной перспективе банк может рассмотреть вопрос о дальнейшем будущем Балтзавода и иных гражданских активов. Звучит вполне правдоподобно.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    12 августа 2023 13:10
    война войной, а лунная программа России развивается. ВТБ дублирует Сбер там где тот не решается по тем или иным причинам. давно не новость.
  2. 0
    12 августа 2023 13:36
    Знаком в натуре с менеджментом ВТБ и Сбербанка. Одно скажу квалификация и управление в Сбере лучше. Почему выбрали ВТБ - загадка. Не исключены мотивы нам не известные.
  3. +1
    12 августа 2023 18:29
    Цитата: Алексей Лан
    Почему выбрали ВТБ - загадка

    Ленинградцы - дети мои.
    Ленинградцы - гордость моя...


    Костину доверяет больше, чем сберовскому тридварасу.
    Поздравляю всех нас с началом нового этапа приватизации.
  4. +5
    12 августа 2023 22:16
    Банкиры-судостроители, что-то новое, почти как спортсмены-депутаты или как артисты-пропагандисты или как слесарь-гинеколог, специалисты широкого профиля.
  5. +8
    13 августа 2023 00:35
    Готовится очередной распил государственной собственности.
  6. +1
    13 августа 2023 05:54
    Сначала подобный симбиоз надо было опробовать на футбольном клубе.
  7. 1_2
    +6
    13 августа 2023 15:55
    ну как зачем? Костин довел до банкротства ВТБ, денег больше нет, вот теперь сможет сдать на металл верфи и купит своей азертелеведущей очередной особняк за десяток млн баксов
  8. +4
    14 августа 2023 00:40
    Хождение по граблям - любимый спорт власти в России - в статье упоминается заслуги Минпромторга по возрождению гражданского авиастроения в РФ. Как известно "Сухой Суперджет" слепили из заграничных компонентов, сегодня он сошел с радаров.
    Руководство отраслью действительность (санкции) заставила вспомнить о советских технологиях, наработках еще докапиталистической науки, сейчас это все внедряется и продвигается - и делают это все те же люди мужественно преодолевая трудности санкционного режима и зная, что за свои опыты с финансированием и разделением труда в высокотехнологичных производствах их даже не пожурят и это не отразится на толщине кошелька..
    Один из лозунгов индустриального строительства в СССР был

    Кадры решают все

    Конечно Мантуров очень крупный спец, ведь возглавлять практически два разнонаправленных (на мой взгляд) направления - промышленность и торговлю и при этом оставаться непотопляемым. Видимо это ожидает корабли и суда обновленного ОСК под руководством банкиров-судостроителей.
  9. +5
    14 августа 2023 08:34
    Эффективность действий 70-летнего президента стремительно нарастает. Икону - церкви, предприятия судостроения - банкирам...Единение чистых рук, холодных голов и горячих сердец......
  10. +2
    14 августа 2023 09:25
    Danone тоже в крайне эффективные руки передали. Сдаётся мне, Путин покупает лояльность этими активами.
  11. +5
    14 августа 2023 12:26
    Все никак не нажрутся, гниды...
  12. +2
    15 августа 2023 08:17
    Все прибыльные отрасли должны, обязаны быть только и только в государственной собственности, все что связано с военной обороны, природные ресурсы должно быть ТОЛЬКО в государственной собственности. Привлекат грамотные руководителей, инженеров, техников и следить за утечками данных. Ничего в частных руках на должно быть. Пусть олигархи сами себе построят фабрики, а не все им дарить наготове. Мы все это строили десятилетиями а они получают бесплатно всё и потом распродают. Им не интересно корабостроение, там окупаемост наступает лишь после десяти лет эксплуатации судно и то зависитот много факторов.
  13. Voo
    +2
    16 августа 2023 01:38
    Вот, что значит не забывать про друзей. Вякнул - хочу, на держи. Это вам не глас управдома. За 5 лет можно столько наворотить, в карман естессна.
    1. Voo
      0
      17 августа 2023 00:17
      Чубайс слинял, но обещал вернуться.
  14. 0
    22 августа 2023 12:48
    наше правительство и чиновники которые его представляют, как всегда не справились с организацией работы судостроительной промышленности. Да и с чем и где оно собственно справилось? В правительстве нет по настоящему государственных деятелей, способных понимать как поднять и развивать судостроение, в каком направлении двигаться, найти и сплотить людей которые смогут решить поставленные задачи. Вместо этого члены правительства ответственные за эту отрасль экономики отстранились от дела, пустили все на самотек. Сейчас же когда наше судостроение оказалось в тупике, многие планы рухнули, сроки по проектам сорвались, правительство решило снять с себя всю ответственность за это и переложить решение накопившихся проблем на банк ВТБ. Фактически это означает что ОСК обанкротилась и передается во внешнее управление ее основному кредитору ВТБ. Как будет эта финансовая организация управлять судостроением, непонятно. К чему все это приведет, не ясно. Но судя по всему ничего хорошего из этого для отрасли не будет. ОСК это не просто обанкротившейся рядовой банк, который можно отдать ВТБ на санацию. Это совсем другая история.
  15. 0
    22 августа 2023 14:34
    Зачем управление судостроительной отраслью России отдали банкирам из ВТБ

    Что бы окончательно похоронить это судостроение.