Крейсер «Адмирал Нахимов»: модернизация длиною в четверть века
14 августа заместитель главы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Владимир Королев заявил, что ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» будет возвращен в состав Северного флота после ремонта и модернизации в 2024 году. Корабль уже на протяжении 24 лет находится на северодвинском предприятии «Севмаш», где проводятся мероприятия по обновлению его систем. Попытаемся разобраться, почему модернизация крейсера затянулась уже почти на четверть века.
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» был построен на «Балтийском заводе», став третьим из четырех кораблей, спущенных на воду в рамках проекта 1144 «Орлан». С 1973 по 1996 год в состав Военно-морского флота нашей страны вошли крейсеры «Киров», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» (до 1992 года носил название «Калинин») и «Петр Великий». Стоит отметить, что данный проект предполагал строительство семи кораблей, три из которых так и не были введены в эксплуатацию.
Уже в 1999 году крейсер «Адмирал Нахимов» был поставлен на ремонт, ключевой причиной подобного решения многие эксперты считают неблагоприятную экономическую ситуацию, сложившуюся на тот момент в России. Она проявлялась в отсутствии необходимого финансирования, которое привело к невозможности осуществления адекватного текущего ремонта и постепенной деградации технического состояния корабля.
Однако до 2013 года реальные ремонтные работы на крейсере не велись, виной этому были все те же пресловутые финансовые сложности. По факту в течение 14 лет проводились лишь подготовительные мероприятия, заключающиеся в выгрузке отработанного ядерного топлива и поддержании корабля в приемлемом состоянии силами самого экипажа.
Только 13 июня 2013 года предприятие «Севмаш» заключило контракт с Министерством обороны Российской Федерации, который предполагал ремонт и модернизацию крейсера с возвращением его в боевой состав Северного флота в 2018 году. Заместитель генерального директора ОАО «ПО «Севмаш» Сергей Маричев тогда отмечал, что объем работ на тяжелом атомном ракетном крейсере можно сравнить с полной перестройкой крейсера «Адмирал Горшков», который после реконструкции сменил свое назначение, став полноценным авианосцем, войдя в состав Военно-морских сил Индии под названием «Викрамадитья». Подчеркивалось, что после модернизации «Адмирал Нахимов» должен стать самым современным тяжелым атомным ракетным крейсером в РФ. На нем будут установлены современные цифровые системы и пусковые установки, которые позволят осуществлять пуск нескольких типов ракет. Речь идет о различных версиях ОКР «Калибр», «Оникс» и гиперзвуковой ракете «Циркон», которая была принята на вооружение в текущем году.
Как это часто бывает, сроки завершения работ по модернизации корабля неоднократно переносили. Сначала – на 2020 год, потом – на 2021-й. В настоящее время заявляется, что крейсер должен вернуться в строй к 2024 году. Самое интересное, что от даты его возвращения в порт приписки во многом зависит судьба крейсера «Петр Великий», который, по информации некоторых источников, будет выведен из эксплуатации сразу после завершения всех работ на «Адмирале Нахимове» (на данный момент еще нет окончательного решения о будущем «Петра Великого», рассматриваются варианты как с модернизацией, так и с утилизацией корабля). Пока что крейсер является единственным находящемся в боевом строю судном проекта 1144 «Орлан».
Изначально специалисты оценивали проведение на «Адмирале Нахимове» работ по модернизации его систем в 50 миллиардов рублей. После довольно серьезного изменения курса в 2014-2015 годах стоимость ремонта увеличилась до 80-90 миллиардов. Можно предположить, что на данный момент ценник и вовсе лежит в районе 100 миллиардов рублей. Кроме того, столь затянувшееся пребывание крейсера на предприятии «Севмаш» отнимает весомую часть трудовых и инфраструктурных ресурсов, которыми располагает завод. Все это негативно сказывается на реализации специалистами «Севмаша» других проектов, которые связаны со строительством новых подводных лодок для военных нужд Российской Федерации.
Зачастую именно эти аргументы используют эксперты, выступающие против решения о модернизации крейсера, также вспоминая о том, что денежные средства, которые тратятся на ремонт «Адмирала Нахимова», можно было бы направить на строительство новых и современных судов подобного класса. Однако, учитывая определенную нехватку в России кораблей дальней морской зоны и общий кризис кораблестроительной отрасли, выражающийся в постоянно сдвигающихся сроках сдачи новых судов, можно предположить, что новые крейсеры смогли бы пополнить состав Военно-морского флота РФ не раньше конца текущего или начала следующего десятилетия, что негативно бы сказалось на обороноспособности нашей страны.
Также у многих экспертов весьма серьезные вопросы вызывает само качество ремонтных работ, которые проводятся на «Адмирале Нахимове». Отечественная кораблестроительная отрасль не понаслышке знакома с кадровыми проблемами, которые заключаются в нехватке специалистов высокого уровня. Кроме того, в сложившихся экономических условиях, связанных с санкционным давлением на Российскую Федерацию, к существующим факторам риска добавляются вопросы, которые касаются импорта различных материалов и комплектующих. В настоящее время отечественным предприятиям практически невозможно приобрести некоторые запчасти в недружественных РФ государствах.
Подводя итог, можно сделать вывод, что с учетом довольно низкой скорости современных боевых кораблей и не до конца понятных перспектив по спуску на воду кораблей подобного класса модернизацию крейсера «Адмирала Нахимова» можно считать вполне целесообразной как с политической, так и с экономической точек зрения. Положительный эффект от возвращения его в состав Военно-морского флота России должен превысить все минусы, связанные с колоссальной стоимостью его модернизации. Вполне вероятно, что обновленный крейсер сможет стать надежной точкой опоры ВМФ РФ на ближайшие десятилетия.
Информация