Крейсер «Адмирал Нахимов»: модернизация длиною в четверть века

13

14 августа заместитель главы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Владимир Королев заявил, что ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» будет возвращен в состав Северного флота после ремонта и модернизации в 2024 году. Корабль уже на протяжении 24 лет находится на северодвинском предприятии «Севмаш», где проводятся мероприятия по обновлению его систем. Попытаемся разобраться, почему модернизация крейсера затянулась уже почти на четверть века.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» был построен на «Балтийском заводе», став третьим из четырех кораблей, спущенных на воду в рамках проекта 1144 «Орлан». С 1973 по 1996 год в состав Военно-морского флота нашей страны вошли крейсеры «Киров», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» (до 1992 года носил название «Калинин») и «Петр Великий». Стоит отметить, что данный проект предполагал строительство семи кораблей, три из которых так и не были введены в эксплуатацию.



Уже в 1999 году крейсер «Адмирал Нахимов» был поставлен на ремонт, ключевой причиной подобного решения многие эксперты считают неблагоприятную экономическую ситуацию, сложившуюся на тот момент в России. Она проявлялась в отсутствии необходимого финансирования, которое привело к невозможности осуществления адекватного текущего ремонта и постепенной деградации технического состояния корабля.

Однако до 2013 года реальные ремонтные работы на крейсере не велись, виной этому были все те же пресловутые финансовые сложности. По факту в течение 14 лет проводились лишь подготовительные мероприятия, заключающиеся в выгрузке отработанного ядерного топлива и поддержании корабля в приемлемом состоянии силами самого экипажа.

Только 13 июня 2013 года предприятие «Севмаш» заключило контракт с Министерством обороны Российской Федерации, который предполагал ремонт и модернизацию крейсера с возвращением его в боевой состав Северного флота в 2018 году. Заместитель генерального директора ОАО «ПО «Севмаш» Сергей Маричев тогда отмечал, что объем работ на тяжелом атомном ракетном крейсере можно сравнить с полной перестройкой крейсера «Адмирал Горшков», который после реконструкции сменил свое назначение, став полноценным авианосцем, войдя в состав Военно-морских сил Индии под названием «Викрамадитья». Подчеркивалось, что после модернизации «Адмирал Нахимов» должен стать самым современным тяжелым атомным ракетным крейсером в РФ. На нем будут установлены современные цифровые системы и пусковые установки, которые позволят осуществлять пуск нескольких типов ракет. Речь идет о различных версиях ОКР «Калибр», «Оникс» и гиперзвуковой ракете «Циркон», которая была принята на вооружение в текущем году.

Как это часто бывает, сроки завершения работ по модернизации корабля неоднократно переносили. Сначала – на 2020 год, потом – на 2021-й. В настоящее время заявляется, что крейсер должен вернуться в строй к 2024 году. Самое интересное, что от даты его возвращения в порт приписки во многом зависит судьба крейсера «Петр Великий», который, по информации некоторых источников, будет выведен из эксплуатации сразу после завершения всех работ на «Адмирале Нахимове» (на данный момент еще нет окончательного решения о будущем «Петра Великого», рассматриваются варианты как с модернизацией, так и с утилизацией корабля). Пока что крейсер является единственным находящемся в боевом строю судном проекта 1144 «Орлан».

Изначально специалисты оценивали проведение на «Адмирале Нахимове» работ по модернизации его систем в 50 миллиардов рублей. После довольно серьезного изменения курса в 2014-2015 годах стоимость ремонта увеличилась до 80-90 миллиардов. Можно предположить, что на данный момент ценник и вовсе лежит в районе 100 миллиардов рублей. Кроме того, столь затянувшееся пребывание крейсера на предприятии «Севмаш» отнимает весомую часть трудовых и инфраструктурных ресурсов, которыми располагает завод. Все это негативно сказывается на реализации специалистами «Севмаша» других проектов, которые связаны со строительством новых подводных лодок для военных нужд Российской Федерации.

Зачастую именно эти аргументы используют эксперты, выступающие против решения о модернизации крейсера, также вспоминая о том, что денежные средства, которые тратятся на ремонт «Адмирала Нахимова», можно было бы направить на строительство новых и современных судов подобного класса. Однако, учитывая определенную нехватку в России кораблей дальней морской зоны и общий кризис кораблестроительной отрасли, выражающийся в постоянно сдвигающихся сроках сдачи новых судов, можно предположить, что новые крейсеры смогли бы пополнить состав Военно-морского флота РФ не раньше конца текущего или начала следующего десятилетия, что негативно бы сказалось на обороноспособности нашей страны.

Также у многих экспертов весьма серьезные вопросы вызывает само качество ремонтных работ, которые проводятся на «Адмирале Нахимове». Отечественная кораблестроительная отрасль не понаслышке знакома с кадровыми проблемами, которые заключаются в нехватке специалистов высокого уровня. Кроме того, в сложившихся экономических условиях, связанных с санкционным давлением на Российскую Федерацию, к существующим факторам риска добавляются вопросы, которые касаются импорта различных материалов и комплектующих. В настоящее время отечественным предприятиям практически невозможно приобрести некоторые запчасти в недружественных РФ государствах.

Подводя итог, можно сделать вывод, что с учетом довольно низкой скорости современных боевых кораблей и не до конца понятных перспектив по спуску на воду кораблей подобного класса модернизацию крейсера «Адмирала Нахимова» можно считать вполне целесообразной как с политической, так и с экономической точек зрения. Положительный эффект от возвращения его в состав Военно-морского флота России должен превысить все минусы, связанные с колоссальной стоимостью его модернизации. Вполне вероятно, что обновленный крейсер сможет стать надежной точкой опоры ВМФ РФ на ближайшие десятилетия.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    16 августа 2023 11:30
    Одно название чего стоит: модернизация длиною в четверть века

    Контракт на ремонт подписан в 2013м году. Это 11 лет ремонта. Не четверть века. Да вы и сами в статье упомянули.

    В 1999м его просто в отстой поставили.
    1. 0
      16 августа 2023 11:52
      Уважаемый комментатор, ваши сообщения всё больше похожи на спам.

      Цитата с сайта Минобороны РФ.

      Крейсер находился в ремонте с 1999 года.

      Удачи в ознакомлении с материалом.

      https://digital.gov.ru/ru/events/46417/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f
      1. 0
        16 августа 2023 20:57
        Цитата с сайта? Удача на моей сторене, ибо вы странно изучаете источники. Точнее не изучаете.

        Ваша ссылка ведет на раздел министерства обороны под названием: мониторинг СМИ. А источник статьи: ТАСС.

        А вот моя ссылка на севмаш:

        https://sevmash.ru/rus/news/1622--l-r-.html

        Черным по-белому: в конце 2013го заключили контракт на ремонт.

        Как может идти ремонт с 1999го, если контракт на ремонт заключен в 2013м? Единственное что сделали с 1999го, это в 2008м ядерное топливо наконец извлекли.

        Удачи в ознакомлении с материалом.
        1. 0
          16 августа 2023 21:49
          Контракт в 2013 году заключен на определенные виды ремонтных работ, та же выгрузка ядерного топлива является частью крупного проекта по модернизации судна и подготовке его к последующему использованию.

          Да и по сути, если строители возводят дом, вы из сроков строительства вычитаете ночное время? По вашей логике, видимо, да, ночью же не специалисты не работают.

          А по поводу полезной инфы очень интересно, что бы вы хотели увидеть в этой статье?
          1. 0
            20 августа 2023 07:25
            В лучшем случае судно подкладывайте под себя, а крейсер Нахимов - корабль!
            1. 0
              21 августа 2023 18:57
              Приятного Вам ознакомления с материалом, который позволит Вам лучше разобраться со значением слова "судно".

              https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE
  2. -3
    16 августа 2023 11:51
    Современные военные действия на море показывают, что большим кораблям предрешена учесть больших мишеней для современного высокоточного, скоростного, малозаметного и дальнобойного оружия. Вывод: Кораблям первого класса более 10 т. тонн участь та же, что и линкорам. Восстановление "Адмирал Нахимов" является ошибочным по военной и экономической составной. Решение принималось в мирное время, когда не было опыта, одни прогнозы гигантомании времён СССР. Пригоден для демонстрации флага, да только времена уже не те и демонстрации не возымеют должного эффекта. Осталось поприсутствовать на "лебединых песнях" авианосцев, что ожидаемо в ближайшее десятилетие на тихоокеанском театре.
    1. +1
      16 августа 2023 21:01
      Мистер Тузаков, а можно подробнее??? Что и когда вам показали современные действия на море?

      А то мы не в курсе ваших фантазий.

      Восстановление Нахимова является абсолютно необходимым для нашего флота, у которого почти нет океанских кораблей. И строить мы их особо не можем.

      И про супер оружие скоростное, малозаметное и дальнобойное тоже хотелось бы услышать.

      А уж ваше нелепое вангование про кончину авианосцев... вы вообще кто?
      1. 0
        16 августа 2023 21:56
        Реплика. Судьба крейсера "Москва" и далее действия всего Черноморского флота,- игра в прятки по всем закоулкам от возможных атак ПКР, брандеров... Скоро появятся подводные брандеры, тогда ещё круче станет для больших надводных кораблей. Включите логику и знания по происходящим событиям.По авианосцам, гиперзвуковое оружие отпоёт "отходную", американцы очень обеспокоены и ищут защиту от гиперзвукового оружия, пока ответа не нашли.
    2. 0
      20 августа 2023 07:27
      Ну, ну, а что американцы и китайцы перестали эксплуатировать и строить новые авианосцы?
  3. +2
    16 августа 2023 17:33
    Когда заявляют, что в современной войне большой корабль сразу утопят, то не вспоминают, что в современной войне всё разовое и большие, и маленькие.
    Корабли Первого ранга, крейсера РФ не нужны. Причина.
    РФ не может строить корабли Первого ранга, крейсера, утеряны компетенции и возможности.
    Барыгам корабли не нужны.
    1. 0
      20 августа 2023 07:28
      Опять вранье! Фрегат 22350 корабль 1 ранга. БДК 11711, корабли 1 ранга.
  4. 0
    17 августа 2023 11:44
    Все это понятно...но с другой стороны...То что фрегаты проекта 22350 куда более меньшего размера строятся в РФ по 10-12 лет никого не смущает?! То что корвет ,,Меркурий'' проекта 20380 строился 8 лет и его систершипы строятся довольно долго никого не смущает ?! Я так скажу - Крейсер,это крейсер,если он новый,или капитально модернизированный,то это серьезный корабль,способный на многое и не надо сравнивать с погибшей Москвой,которая относительно серьезный ремонт проходила еще в 1999 году,стараниями бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и то не в полном объеме...Сейчас стали ходить слухи о списании крейсера Петр Великий...Если это произойдет,то это госизмена...а все разговоры о том,что вместо Петра РФ якобы получит три фрегата 22350 пустая болтовня...Во первых один фрегат строится 10-12 лет,во вторых импортозамещение хромает ,нет редукторов и много чего еще,а ядерные силовые установки,которыми оснащены крейсера типа Орлан,РФ способна выпускать без проблем...Конечно на Петре переделок будет много,но и размеры и возможности такого корабля много выше,чем любого фрегата,а шансов благополучно осуществить капитальный ремонт Петра и вернуть его в строй много больше,чем постройка фрегатов,для которых у РФ не хватает комплектующих и когда их выпуск наконец будет налажен в РФ неизвестно...Обещалкиных то возле кремля много развелось,а работать на результат некому...вот и сорван в очередной раз гособоронзаказ и никто за это не наказан,а это значит,что бардак будет продолжаться...ибо неэффективные люди не уволены,толковой замены болтунам нет...а значит нет огрвыводов а без них дело с места не сдвинется...во всяком случае с нужной РФ скоростью...