Получит ли второй шанс проект Никарагуанского канала?
Идеи строительства водного пути, который будет пролегать по территории Никарагуа, став альтернативой Панамскому каналу, возникли еще в XIX веке. Реализация данного проекта позволит существенно упростить транспортировку венесуэльской нефти и других природных ресурсов из Центральной и Южной Америки. Несмотря на его заморозку, в сложившихся геополитических условиях Никарагуанский канал, главными идейными вдохновителями которого являются КНР и Россия, приобретает повышенную значимость.
В 2012 году Национальная ассамблея Никарагуа одобрила проект строительства «Великого трансокеанского канала». Данное решение власти страны аргументировали следующими заявлениями:
– Панамский канал во многих аспектах физически, морально и технически устарел, поэтому не отвечает требованиям динамично развивающейся мировой торговли. Уже в самое ближайшее время параметры новых крупнотоннажных судов не позволят им пользоваться данным водным путем;
– строительство и эксплуатация нового канала позволят Никарагуа в рекордно сжатые сроки нарастить объемы ВВП, а в дальнейшем пополнять государственную казну посредством налоговых сборов и других финансовых поступлений от использования канала третьими странами;
– реализация данного проекта приведет к тому, что часть территории государства превратится в новый стратегический транспортный узел глобального значения, на порядок повысив геополитический статус Никарагуа на мировой арене.
В июне 2013 года в Никарагуа был принят закон, согласно которому планируемый канал отдавался в концессию на 50 лет (возможно продление еще на 50 лет после истечения первого срока концессионного соглашения) гонконгской компании «HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd» (HKND) и ее владельцу Ван Цзину (Wang Jing). Предполагаемая стоимость реализации данного проекта, который включает в себя строительство всей необходимой инфраструктуры, международного аэропорта, портов и нефтепровода, на тот момент составляла примерно 40 миллиардов долларов. В процессе строительства должны были принять участие 200 тысяч рабочих, а всего на объектах проекта смог бы получить работу примерно один миллион жителей Никарагуа и приграничных государств. Предполагалось, что новый канал будет иметь 286 километров в длину (в том числе 80 километров по озеру Никарагуа), до 520 метров в ширину и 22 метра в глубину. Его технические параметры позволят пропускать суда большого водоизмещения.
Стоит также отметить, что важную роль в реализации данного проекта должна была сыграть и Российская Федерация. В 2015 году Военно-морской флот нашей страны получил от властей Никарагуа официальное разрешение присутствовать в территориальных водах государства, а самолеты – барражировать в воздушном пространстве. Кроме того, РФ планирует передать Никарагуа высокотехнологичные строительные системы, которые станут применяться в проводимых работах. Также российская сторона будет осуществлять мониторинг вулканической активности и цунами в данном регионе.
Подготовка строительной площадки стартовала в 2014 году. Работы сопровождались протестами противников проекта, которые выражали свое беспокойство по поводу негативного влияния нового канала на экологическую обстановку. Политическая оппозиция в Никарагуа также обращала внимание на несоответствие некоторых пунктов концессионного соглашения с китайской компанией положениям Конституции страны. В 2015 году активные протесты привели к тому, что китайская компания HKND сообщила о готовности изменить маршрут канала в обход одного из городов, тем самым увеличив стоимость проекта как минимум на 700 миллионов долларов.
В 2016 году все строительные работы были заморожены, ключевым фактором приостановки реализации проекта в средствах массовой информации назвали нестабильность фондового рынка КНР, финансовые проблемы HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd и экологические конфликты на фоне старта подготовительных работ. Кроме того, необходимо обратить внимание на тот факт, что данный проект столкнулся с серьезным противоборством со стороны Соединенных Штатов Америки, была развязана целая кампания против строительства канала. Подобная ситуация выглядит абсолютно логичной, в США прекрасно понимают, что появление нового водного пути, который свяжет Атлантический и Тихий океаны, серьезно скажется на прибыли, получаемой владельцами Панамского канала, что в негативном ключе отразится на геополитических и экономических интересах Штатов.
Недавно стало известно, что президент Никарагуа Даниэль Ортега подписал декрет, в котором содержится информация, что на территории государства будет разрешено размещение российских военных баз и дислокация крылатых ракет. Данное решение может стать важной стартовой площадкой для возвращения РФ и Китая к реализации данного проекта. Особенно выгодным появление нового водного маршрута выглядит в новых международных реалиях, где наша страна и КНР по праву могут считаться главными союзниками, являющимися основным противовесом международной политике Соединенных Штатов Америки.
В настоящее время у Российской Федерации имеются все необходимые ресурсы, чтобы в полном объеме обеспечить безопасность строительства нового канала и его последующей эксплуатации. Москву и Пекин связывает многолетнее партнерство в рамках ШОС и БРИКС, а для Никарагуа присутствие нашего военного контингента тоже выглядит крайне выгодным. Оно позволит стабилизировать политическую ситуацию в регионе, защитив небольшое государство от внешних провокаций и внутренней борьбы за власть.
Резюмируя все вышесказанное, важно подчеркнуть, что строительство Никарагуанского канала является крайне любопытным проектом. От его успешной реализации напрямую зависит расстановка сил в регионе. На данный момент все заинтересованные стороны активно следят за развитием ситуации. Для Китая крайне важно найти источники финансирования, которые позволят начать строительные работы, для РФ – иметь соответствующие военные ресурсы, позволяющие обеспечить безопасный транзит по новому водному маршруту. Никарагуа необходимо предоставить России и КНР все возможные административные и правовые возможности для реализации проекта, а США – продолжать информационную политику, которая будет препятствовать созданию альтернативного пути Панамскому каналу.
Информация