Могут ли закрыть Босфор для российского флота?
Украинское руководство стремится максимально использовать инцидент в Керченском проливе для наращивания международного давления на Россию. 29 ноября командующий ВМС Украины Игорь Воронченко призвал к закрытию Черноморских проливов для военных кораблей России.
– заявил Воронченко на конференции по морской безопасности, проходящей в Киеве.
Заметим, что это заявление сделано не уполномоченными лицами, то есть не президентом Украины, и не министром иностранных дел, а руководителем украинских военно-морских сил.
Указанное несоответствие заявления рангу спикера, кстати, не делает ситуацию странной, а наоборот, проясняет ее.
Желание Воронченко закрыть для ВМФ России Босфор и Дарданеллы, представляет собой пиар, и в то же время пробный шар, не удастся ли подтолкнуть зарубежных партнеров Украины к действиям в данном направлении.
Хотя нельзя исключить того, что уполномоченные на такие действия власти Украины вели, или ведут закрытые консультации по этому вопросу с США и НАТО, фактически ситуация предоставляет очень мало возможностей повесить «украинский замок» на Проливы.
Прежде всего, упомянутая Воронченко статья 19, не дает однозначного обоснования предлагаемого им закрытия Босфора и Дарданелл. Приведем ее полностью:
«Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, военные корабли будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах, на условиях, тождественных тем, которые указаны в статьях 10-18.
Однако военные корабли всякой воюющей Державы не будут иметь право проходить через Проливы, за исключением случаев, подпадающих под применение статьи 25 настоящей Конвенции, а также в случае помощи, оказываемой Государству, явившемуся жертвой нападения, в силу договора о взаимной помощи, обязывающего Турцию, заключенного в рамках Статута Лиги Наций, зарегистрированного и опубликованного согласно постановлениям статьи 18 названного Статута.
В исключительных случаях, предусмотренных в предшествующем абзаце, не будут применяться ограничения, указанные в статьях 10-18.
Несмотря на воспрещение прохода, установленное выше в абзаце 2, военные корабли воюющих держав, прибрежных или не прибрежных к Черному морю, отделенные от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты.
Военным кораблям воюющих воспрещается производить в Проливах всякого рода захваты, осуществлять право осмотра и производить какие-либо враждебные действия»
Очевидно, что для появления юридических оснований запретить русским военным кораблям проходить Проливы, потребуется признать Россию воюющей стороной. РФ между тем войны Украине не объявляла и квалифицирует историю в Керченском проливе как провокацию и пограничный инцидент, так что даже прозападным международным органам, скорее всего, не хватит решимости объявить Россию «воюющей державой».
А статья 25, отменяющая всякие запреты на проход военных судов даже для воюющих держав, вообще снимает вопрос, возможно ли закрытие Босфора и Дарданелл:
Разумеется, закрытие Проливов наносит ущерб правам России, хотя Лиги Наций давно уже не существует, а в качестве ее аналога возникла ООН. Конечно, это также очень шаткое обоснование невозможности закрытия Босфора и Дарданелл, но, думается, для российской дипломатии этого будет достаточно.
Статьи 10-18 Конвенции Монтре в рамках данной публикации не имеют значения, так как там оговариваются правила прохода Проливами военных судов разных категорий, сроки, тоннаж и т.д.
Важнее другое. Конечно, международный режим пользования Босфором и Дарданеллами имеет давнюю историю, и с 1936 года регулируется Конвенцией Монтре, которая тогда пришла на смену Лондонской конвенции 1841 года. Однако и та и другая, представляли собой результаты соглашений и баланса сил между существовавшими на тот момент великими державами, и были довольно условной гарантией соблюдения тех ограничений, которые в этих конвенциях были указаны.
В действительности реальной хозяйкой Проливов всегда являлась и является Турция.
Таким образом, реализовать решение о закрытии Босфора и Дарданелл для российских военных кораблей может только президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его правительство.
Учитывая же то, что Эрдоган использует Россию в качестве «геополитического балансира», компенсируя тем самым зависимость страны от США и НАТО, Анкара на ссору с Москвой из-за амбиций украинских политиков и военных не пойдет никогда.
Я уверен, что мировое сообщество все же примет решение и признает, что была осуществлена агрессия против государства Украина... В связи с этим и нормами конвенции Монтре, а именно п. 19, будем пытаться просить закрытия пролива Босфор в Турецкой Республике, чтобы россияне знали, как нарушать нормы международного права
– заявил Воронченко на конференции по морской безопасности, проходящей в Киеве.
Заметим, что это заявление сделано не уполномоченными лицами, то есть не президентом Украины, и не министром иностранных дел, а руководителем украинских военно-морских сил.
Указанное несоответствие заявления рангу спикера, кстати, не делает ситуацию странной, а наоборот, проясняет ее.
Желание Воронченко закрыть для ВМФ России Босфор и Дарданеллы, представляет собой пиар, и в то же время пробный шар, не удастся ли подтолкнуть зарубежных партнеров Украины к действиям в данном направлении.
Хотя нельзя исключить того, что уполномоченные на такие действия власти Украины вели, или ведут закрытые консультации по этому вопросу с США и НАТО, фактически ситуация предоставляет очень мало возможностей повесить «украинский замок» на Проливы.
Прежде всего, упомянутая Воронченко статья 19, не дает однозначного обоснования предлагаемого им закрытия Босфора и Дарданелл. Приведем ее полностью:
«Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, военные корабли будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах, на условиях, тождественных тем, которые указаны в статьях 10-18.
Однако военные корабли всякой воюющей Державы не будут иметь право проходить через Проливы, за исключением случаев, подпадающих под применение статьи 25 настоящей Конвенции, а также в случае помощи, оказываемой Государству, явившемуся жертвой нападения, в силу договора о взаимной помощи, обязывающего Турцию, заключенного в рамках Статута Лиги Наций, зарегистрированного и опубликованного согласно постановлениям статьи 18 названного Статута.
В исключительных случаях, предусмотренных в предшествующем абзаце, не будут применяться ограничения, указанные в статьях 10-18.
Несмотря на воспрещение прохода, установленное выше в абзаце 2, военные корабли воюющих держав, прибрежных или не прибрежных к Черному морю, отделенные от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты.
Военным кораблям воюющих воспрещается производить в Проливах всякого рода захваты, осуществлять право осмотра и производить какие-либо враждебные действия»
Очевидно, что для появления юридических оснований запретить русским военным кораблям проходить Проливы, потребуется признать Россию воюющей стороной. РФ между тем войны Украине не объявляла и квалифицирует историю в Керченском проливе как провокацию и пограничный инцидент, так что даже прозападным международным органам, скорее всего, не хватит решимости объявить Россию «воюющей державой».
А статья 25, отменяющая всякие запреты на проход военных судов даже для воюющих держав, вообще снимает вопрос, возможно ли закрытие Босфора и Дарданелл:
Ни одно из постановлений настоящей Конвенции не наносит ущерба правам и обязанностям, вытекающим из Статута Лиги Наций для Турции или для всякой другой Высокой Договаривающейся Стороны, являющейся членом Лиги Наций.
Разумеется, закрытие Проливов наносит ущерб правам России, хотя Лиги Наций давно уже не существует, а в качестве ее аналога возникла ООН. Конечно, это также очень шаткое обоснование невозможности закрытия Босфора и Дарданелл, но, думается, для российской дипломатии этого будет достаточно.
Статьи 10-18 Конвенции Монтре в рамках данной публикации не имеют значения, так как там оговариваются правила прохода Проливами военных судов разных категорий, сроки, тоннаж и т.д.
Важнее другое. Конечно, международный режим пользования Босфором и Дарданеллами имеет давнюю историю, и с 1936 года регулируется Конвенцией Монтре, которая тогда пришла на смену Лондонской конвенции 1841 года. Однако и та и другая, представляли собой результаты соглашений и баланса сил между существовавшими на тот момент великими державами, и были довольно условной гарантией соблюдения тех ограничений, которые в этих конвенциях были указаны.
В действительности реальной хозяйкой Проливов всегда являлась и является Турция.
Таким образом, реализовать решение о закрытии Босфора и Дарданелл для российских военных кораблей может только президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его правительство.
Учитывая же то, что Эрдоган использует Россию в качестве «геополитического балансира», компенсируя тем самым зависимость страны от США и НАТО, Анкара на ссору с Москвой из-за амбиций украинских политиков и военных не пойдет никогда.
Информация