Какие силовые установки поставят на обновленные фрегаты проекта 11356
На форуме «Армия-2023» Северное проектно-конструкторское бюро представило обновлённый многоцелевой фрегат проекта 11356. Корабль получил более современное вооружение и заметно преобразился в лучшую сторону. В отраслевых телеграм-каналах рассуждают о том, что модернизированный российский фрегат может серийно производиться на калининградском «Янтаре». Все вместе это создает определенную судостроительную интригу.
Обновленный. Наш
Фрегаты проекта 11356Р «Буревестник» представляют собой корабли 2-го ранга с управляемым ракетным вооружением, способные действовать в ближней, дальней морской и океанской зонах. Их основным предназначением является борьба с подводными лодками и надводными кораблями противника. В составе Черноморского флота на данный момент их имеется три штуки - «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», хотя эта «адмиральская» серия изначально должна была составить шесть единиц. Что же пошло не так?
А случилось вот что. Разработка перспективного фрегата 1-го ранга проекта 22350 столкнулась с большими техническими трудностями, и сроки запуска его в серию непрерывно начали сдвигаться вправо. С учетом старения надводного состава ВМФ РФ было принято компромиссное решение построить на переходный период шесть фрегатов 2-го ранга конкретно для нужд Черноморского флота. Более мощные и технологически продвинутые фрегаты проекта 22350/22350М должны были пойти уже на Северный и Тихоокеанский флоты. Вынужденная разнотипица вызвала критику со стороны экспертного сообщества, но деваться было особо некуда.
Большим плюсом такого компромиссного решения стало то, что «Буревестник» основывался на базе экспортного проекта фрегата для ВМС Индии проекта 11356 типа «Тальвар», а тот, в свою очередь, являлся развитием проекта сторожевых кораблей 1135 и 1135М «Буревестник», а также пограничных сторожевых кораблей 11351 «Нерей». Имелась вся компонентная база, за исключением главного – отечественной силовой установки, что в конечном итоге и сыграло роковую роль в судьбе «адмиральской» серии.
Как на фрегатах проекта 22350, так и на фрегатах проекта 11356 изначально устанавливались украинские двигатели производства «Зоря – Машпроект», что в Николаеве. После Майдана в 2014 году Киев отказался поставлять свои силовые установки в Россию, сорвав нам все сроки по программе перевооружения ВМФ РФ. По перспективному проекту 22350 отечественным специалистам за несколько лет удалось произвести импортозамещение, а вот с проектом 11356 все оказалось сложнее.
До Майдана Россия успела получить силовые установки только для трех из шести фрегатов 2-го ранга - «Адмирала Григоровича», «Адмирала Эссена» и «Адмирала Макарова», а вот «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» остались без своего «железного сердца». Рассматривался вариант с адаптацией под них газовых турбин от НПО «Сатурн», но выяснилось, что корабли придется очень серьезно внутренне перестраивать. Производить импортозамещение двигателей с нуля ради всего трех фрегатов 2-го ранга также сочли нецелесообразным.
Решение по «Буревестникам» вновь было найдено компромиссное. Недостроенных «Адмирала Бутакова» и «Адмирала Истомина» продали Индии, которая, в свою очередь, договорилась непосредственно с Украиной о закупке для них подсанкционных двигателей. Судьба последнего фрегата в серии, «Адмирала Корнилова», находится в подвешенном состоянии. В 2019 году был заключен контракт с Goa Shipyard Limited (GSL) на строительство там для ВМС Индии двух следующих фрегатов проекта 11356 по российской лицензии с частичной передачей технологий.
Интрига
А теперь вот Северное ПКБ представило макет обновленного «Буревестника». Специалисты разглядели на нем ЗАК «Палаш», усиливающий его ПВО, ТА ПТЗ «Пакет-НК», расширяющий возможности по борьбе с субмаринами, а также более совершенное радиоэлектронное вооружение. Получился такой очень симпатичный и относительно недорогой многоцелевой фрегат 2-го ранга. Возникает справедливый вопрос, с какими конкретно силовыми установками должны спускаться на воду эти корабли?
Дело в том, что на фоне российской СВО предприятие «Зоря – «Машпроект» и так находилось в предбанкротном состоянии, а после ракетных ударов по нему эффективно участвовать в трехсторонних схемах по поставкам двигателей для Нью-Дели не может. К слову, интересно, что об этом думают наши индийские партнеры? В сухом остатке получается, что продолжение серии 11356 возможно лишь в трех случаях.
Первый – это проведение работ по импортозамещению силовой установки для фрегатов 2-го ранга в России. Второй предполагает серьезное внутреннее перепроектирование фрегатов проекта 11356 под двигатели от НПО «Сатурн». Возможно, это и было сделано Северным ПКБ. Третий – это возвращение Николаева в родную гавань и восстановление разрушенных предприятий и промышленной кооперации. Вопрос далеко не праздный, поскольку очень многие российские корабли используют украинские двигатели и нуждаются в ремонте и техническом обслуживании.
Дискуссионным также является вопрос, пригодились бы обновленные фрегаты 2-го ранга ВМФ РФ, или же ставку стоит сделать только на проект 22350/22350М, отправляя 11356 на экспорт.
Информация