Какие силовые установки поставят на обновленные фрегаты проекта 11356

19

На форуме «Армия-2023» Северное проектно-конструкторское бюро представило обновлённый многоцелевой фрегат проекта 11356. Корабль получил более современное вооружение и заметно преобразился в лучшую сторону. В отраслевых телеграм-каналах рассуждают о том, что модернизированный российский фрегат может серийно производиться на калининградском «Янтаре». Все вместе это создает определенную судостроительную интригу.

Обновленный. Наш


Фрегаты проекта 11356Р «Буревестник» представляют собой корабли 2-го ранга с управляемым ракетным вооружением, способные действовать в ближней, дальней морской и океанской зонах. Их основным предназначением является борьба с подводными лодками и надводными кораблями противника. В составе Черноморского флота на данный момент их имеется три штуки - «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», хотя эта «адмиральская» серия изначально должна была составить шесть единиц. Что же пошло не так?



А случилось вот что. Разработка перспективного фрегата 1-го ранга проекта 22350 столкнулась с большими техническими трудностями, и сроки запуска его в серию непрерывно начали сдвигаться вправо. С учетом старения надводного состава ВМФ РФ было принято компромиссное решение построить на переходный период шесть фрегатов 2-го ранга конкретно для нужд Черноморского флота. Более мощные и технологически продвинутые фрегаты проекта 22350/22350М должны были пойти уже на Северный и Тихоокеанский флоты. Вынужденная разнотипица вызвала критику со стороны экспертного сообщества, но деваться было особо некуда.

Большим плюсом такого компромиссного решения стало то, что «Буревестник» основывался на базе экспортного проекта фрегата для ВМС Индии проекта 11356 типа «Тальвар», а тот, в свою очередь, являлся развитием проекта сторожевых кораблей 1135 и 1135М «Буревестник», а также пограничных сторожевых кораблей 11351 «Нерей». Имелась вся компонентная база, за исключением главного – отечественной силовой установки, что в конечном итоге и сыграло роковую роль в судьбе «адмиральской» серии.

Как на фрегатах проекта 22350, так и на фрегатах проекта 11356 изначально устанавливались украинские двигатели производства «Зоря – Машпроект», что в Николаеве. После Майдана в 2014 году Киев отказался поставлять свои силовые установки в Россию, сорвав нам все сроки по программе перевооружения ВМФ РФ. По перспективному проекту 22350 отечественным специалистам за несколько лет удалось произвести импортозамещение, а вот с проектом 11356 все оказалось сложнее.

До Майдана Россия успела получить силовые установки только для трех из шести фрегатов 2-го ранга - «Адмирала Григоровича», «Адмирала Эссена» и «Адмирала Макарова», а вот «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» остались без своего «железного сердца». Рассматривался вариант с адаптацией под них газовых турбин от НПО «Сатурн», но выяснилось, что корабли придется очень серьезно внутренне перестраивать. Производить импортозамещение двигателей с нуля ради всего трех фрегатов 2-го ранга также сочли нецелесообразным.

Решение по «Буревестникам» вновь было найдено компромиссное. Недостроенных «Адмирала Бутакова» и «Адмирала Истомина» продали Индии, которая, в свою очередь, договорилась непосредственно с Украиной о закупке для них подсанкционных двигателей. Судьба последнего фрегата в серии, «Адмирала Корнилова», находится в подвешенном состоянии. В 2019 году был заключен контракт с Goa Shipyard Limited (GSL) на строительство там для ВМС Индии двух следующих фрегатов проекта 11356 по российской лицензии с частичной передачей технологий.

Интрига


А теперь вот Северное ПКБ представило макет обновленного «Буревестника». Специалисты разглядели на нем ЗАК «Палаш», усиливающий его ПВО, ТА ПТЗ «Пакет-НК», расширяющий возможности по борьбе с субмаринами, а также более совершенное радиоэлектронное вооружение. Получился такой очень симпатичный и относительно недорогой многоцелевой фрегат 2-го ранга. Возникает справедливый вопрос, с какими конкретно силовыми установками должны спускаться на воду эти корабли?

Дело в том, что на фоне российской СВО предприятие «Зоря – «Машпроект» и так находилось в предбанкротном состоянии, а после ракетных ударов по нему эффективно участвовать в трехсторонних схемах по поставкам двигателей для Нью-Дели не может. К слову, интересно, что об этом думают наши индийские партнеры? В сухом остатке получается, что продолжение серии 11356 возможно лишь в трех случаях.

Первый – это проведение работ по импортозамещению силовой установки для фрегатов 2-го ранга в России. Второй предполагает серьезное внутреннее перепроектирование фрегатов проекта 11356 под двигатели от НПО «Сатурн». Возможно, это и было сделано Северным ПКБ. Третий – это возвращение Николаева в родную гавань и восстановление разрушенных предприятий и промышленной кооперации. Вопрос далеко не праздный, поскольку очень многие российские корабли используют украинские двигатели и нуждаются в ремонте и техническом обслуживании.

Дискуссионным также является вопрос, пригодились бы обновленные фрегаты 2-го ранга ВМФ РФ, или же ставку стоит сделать только на проект 22350/22350М, отправляя 11356 на экспорт.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 августа 2023 22:59
    Для ЧФ и БФ нужны корабли, которые можно перебрасывать по внутренним водам, то есть осадка до 4 м, а водоизмещение до 5000 т. Если убрать бульб, то 11356 вполне годятся - по 6 штук на флот, чтобы не убить их постоянными походами, а вот 22350 там делать нечего.
    1. 0
      26 августа 2023 05:22
      Цитата: Dart2027
      Для ЧФ и БФ нужны корабли, которые можно перебрасывать по внутренним водам, то есть осадка до 4 м, а водоизмещение до 5000 т.

      Воистину... Но лучше производные 20380/85
      1. 0
        26 августа 2023 06:51
        Цитата: mark1
        Но лучше производные 20380/85

        Это не фрегаты, а корветы, хотя и к ним те же требования
        1. 0
          26 августа 2023 09:12
          Потому и лучше - дело не в названии а в возможностях и цене. Для закрытых ТВД по крайней мере.
        2. 0
          29 августа 2023 21:57
          По НАТОвской классификации корветы 20380 и 20385 относятся к легким фрегатам.
    2. 0
      26 августа 2023 11:06
      Перебрасывать по внутренним водам - это, конечно, сильно. Для этого есть Буяны и Каракуты. Фрегат не только по глубинам, он еще по надстройке должен проходить везде, что не факт. И быть класса река-море, что тоже накладывает ограничения - не проходной вариант. 11356 как замена 22350 рассматривался. С 22350 разобрались, теперь их стройте десятками. 11356 проще продать, если получится достроить.
      1. 0
        26 августа 2023 13:36
        Цитата: Смирнов Сергей
        С 22350 разобрались, теперь их стройте десятками.

        Угу, а что им там делать? В случае любого более-менее серьезного замеса все корабли ЧФ и БФ будут сидеть на своих базах стреляя ракетами от пирсов. И делать под это дорогущий корабль? Нет место 22350 на севере и на востоке.

        Цитата: Смирнов Сергей
        Фрегат не только по глубинам, он еще по надстройке должен проходить везде, что не факт. И быть класса река-море, что тоже накладывает ограничения

        Это решаемо.
  2. +5
    26 августа 2023 00:19
    Какие силовые установки поставят на обновленные фрегаты проекта 11356. Название статьи прочитал, а смысла не понял. Так какие установки поставят? автор, где ответ? Опять информации нет.
    1. Комментарий был удален.
  3. +1
    26 августа 2023 08:18
    Нет такого слова Украина, тошнит уже, и нет национальности украинец, есть бандештат и нацисты поганые, а купить ДВС в Китае слабо? Или может пора самим работать начать, для начала можно и дизеля с Коломны поставить, пару штук, ну будет 20 узлов и хватит бороздить океаны, самое главное оружие.
    1. -2
      26 августа 2023 14:12
      Скажите спасибо коммунякам, что двигателестроение они развивали в Украинской ССР и совсем не делали этого в РСФСР. Вот и остались мы после развала ни с чем. Ни портов, ни кораблей, ни судовых двигателей. Теперь вот пытаемся догнать уходящий поезд.
      1. -1
        26 августа 2023 20:58
        Спасибо, что не поручили им делать турбины для АПЛ. Есть СПб, Калуга ...
        И ГТД тоже далеко не все делали на Украине.
      2. 0
        27 августа 2023 16:34
        Была одна страна, Империя ,и развивать требовалось всю страну, никто не предполагал предательства руководящей верхушки СССР
        1. 0
          30 августа 2023 12:13
          А кто руководил размещением производств? Не правящая верхушка?
          Мало было опыта ВОВ, когда куча производств попали под немца? Зачем производство алюминия разместили в Запорожье? Тогда границы УССР были куда восточнее, чем сейчас. Имеется в виду момент размещения производств. Оставили страну без алюминия.
  4. +1
    26 августа 2023 14:12
    Зачем перепечатывать старую статью? С фрегатами 22350, все нормально. Два фрегата для индусов заканчивают строить. Они уже стоят у стенки на Янтаре.
  5. Комментарий был удален.
  6. Комментарий был удален.
  7. +1
    27 августа 2023 00:32
    Если удалось решить вопрос с двигательной установкой, конечно, пусть делают. Янтарь, в отличие от Северной верфи может их быстро наклепать. Мореходность у него лучше, чем у 20380, это настоящие корабли дальней морской зоны и по мощности вооружения вполне хорош для фрегата. 22350 - это мини эсминцы и делаются слишком медленно. Хорошо если Амурский завод ещё заказ на них получит. Дело пойдет веселее.
  8. 0
    27 августа 2023 16:32
    В условиях тотальной нехватки кораблей в ВМФ, нужно заказывать хотя бы по 6 фрегатов для ЧФ и БФ
    1. 0
      29 августа 2023 21:55
      Для ЧФ запланированы корвет 20380 и фрегат 20350. На БФ они не нужны, достаточно МРК Буян и Каракурт.
  9. 0
    28 августа 2023 17:51
    Я, конечно, на Форуме не был, но прежде чем писать статью про выставочные фрегаты и их энергоустановки сначала прочитал бы про это на выставочном стенде и представил бы читателям подлинники фотографий.

    Возникает справедливый вопрос, с какими конкретно силовыми установками должны спускаться на воду эти корабли?

    Первое, второе и третье предложения автора - прочитать и забыть как детский лепет. Фрегату 11356 энергоустановку целиком от фрегата 22350. Общая мощность российской ГЭУ на 10% больше старой украинской (читай советской). Выиграют и корабли по скорости и в целом флот по унификации.
    Предложение остаётся в силе при условии продолжения серии 11356, что не есть факт.
  10. -1
    29 августа 2023 21:51
    Вынужден написать повторно, модернизация фрегата 11356 выдумка автора Сергея Маржецкого . Нет и не будет такого фрегата! История с этими фрегатами закрыта. На сегодняшний день на Янтаре достраивают два корпуса фрегатов для Индии. Индусы закупили ГТУ для этих фрегатов на «территории украина». Третий не достроенный корпус стоит в затоне и не знают, что с ним делать. Для ГТУ производства РФ, Дешевле построить новый корабль, а не использовать оставшийся корпус от адмирала Корнилова.
    Янтарь на сегодняшний день загружен на все 100%.
    Данную серию фрегатов начали строить из-за проблем с фрегатом 22350. Все проблемы решены и фрегат 22350 в серии. Он по всем показателям лучше и более современный, чем 11356. Программа строительства кораблей, ведется по плану и естественно из-за проблем Нашей экономики и смежных предприятий, все корабли сдаются со смещением вправо, но они сдаются.