КНДР и Россия: братья по санкциям

2
КНДР и Россия: братья по санкциям

Несмотря на довольно развитое сотрудничество СССР и КНДР в исторической ретроспективе, смена политического режима в России в конце прошлого века привела к значительному ослаблению экономических связей между двумя государствами. Со временем ситуация несколько нормализовалась, в настоящее время главной проблемой развития российско-корейских взаимоотношений можно считать максимально изолированный характер экономической системы КНДР, который делает туманными практически все виды сотрудничества.

Политические отношения между Российской Федерацией и Северной Кореей в девяностые годы XX века можно охарактеризовать как максимально натянутые. Демократический курс главы РФ Бориса Ельцина и его команды не согласовывался с тоталитарным режимом, существующим в КНДР. Охлаждение взаимоотношений сказывалось и на экономических связях. Серьезно пострадали многие межгосударственные проекты, а некоторые и вовсе перестали существовать. Стоит отметить, что на тот момент Россия и Северная Корея активно сотрудничали в области производства аккумуляторов, изготовления магнезитовых огнеупоров, которые обеспечивали значительную часть потребностей металлургии Российской Федерации и текстильной промышленности.



После прихода к власти в России Владимира Путина ситуация несколько изменилась. В 2014 году РФ и КНДР подписали соглашение о списании значительной части корейских долгов перед Российской Федерацией. На тот момент сумма задолженности составляла порядка 11 миллиардов долларов, было принято решение применить к ней скидку 90%, а остаток долга (1,09 миллиардов долларов) должны были быть погашены в течение 20 лет сорока равными полугодовыми платежами.

Выгодное географическое расположение Северной Кореи (КНДР находится практически в самом «сердце» крупного и быстроразвивающегося экономического макрорегиона) определяет ресурсную, торговую и логистическую привлекательность этой страны для Российской Федерации. Особенно заинтересован в сотрудничестве с азиатским государством Дальний Восток РФ. Восточная часть России обладает довольно весомым природно-ресурсным потенциалом, испытывая серьезные проблемы с экспортом добываемых ресурсов и производимой продукции из-за неразвитости необходимой инфраструктуры. В данном вопросе КНДР может сыграть роль своеобразной торговой «площадки», через которую отечественные товары могут попасть на мировой рынок. В настоящее время рассуждать об этом можно только в отрыве это геополитической ситуации. Экономическая система Северной Кореи носит максимально закрытый характер и испытывает на себе сильнейшее санкционное давление, препятствующее развитию экономических взаимоотношений между двумя странами. Командно-административный характер всех бизнес-процессов в КНДР отталкивает российских предпринимателей, которые справедливо считают, что любые экономические операции и финансовые инвестиции в это азиатское государство сопряжены с высокими рисками.

Учитывая все нерыночные явления в экономиках каждой из стран, неудивительно, что основная масса совместных проектов реализуется именно на государственном уровне. Например, в 2014 году российские компании собирались принять участие в модернизации железнодорожной инфраструктуры в Северной Корее. Данный проект получил название «Победа», оценочная стоимость его реализации составила 25 миллиардов долларов. Предполагалось, что все финансовые расходы отечественных организаций будут покрываться поставками угля, редкоземельных и цветных металлов и других ресурсов из КНДР. В 2108 году появилась информация, что Российская Федерация планирует заняться строительством нового железнодорожного моста, который позволит на порядок сократить дорогу между Дальним Востоком и Северной Кореей. В настоящее время железнодорожное движение между странами осуществляется через Мост Дружбы, который был построен в 1959 году.

Кроме того, довольно серьезное значение для дальнейшего развития двусторонних отношений имеет проект «Хасан–Раджин», который представляет собой использование на территории КНДР транзитных мощностей порта Раджин для перевалки грузов с Транссибирской магистрали по участку железной дороги Хасан/Туманган – Раджин и далее водным путем в Китайскую Народную Республику. Реализация данного проекта позволит решить дефицит перевалочных мощностей, который на данный момент существует на Дальнем Востоке.

Также КНДР рассчитывает на активную поддержку Российской Федерации в строительстве автомобильного моста через реку Туманган (Туманная). Предполагаемая протяженность нового объекта должна составить 830 метров (300 метров – российская часть, 530 метров – северокорейская). Пропускная способность моста рассчитана на 6 миллионов тонн грузов в год. Планировалось, что Северная Корея должна предоставить рабочих и все необходимые строительные материалы, а Россия – необходимое техническое оборудование. К сожалению, воплощению данного проекта в жизнь постоянно мешают различные факторы. Речь идет о финансовой стороне вопроса, санкциях и коронавирусной инфекции.

В 2019 году президент Российской Федерации Владимир Путин встретился во Владивостоке с лидером КНДР Ким Чен Ыном. Помимо политических вопросов, в ходе двусторонних переговоров обсуждалось и экономическое сотрудничество. Со слов главы РФ, рассматривались проекты, связанные со строительством новых линий электропередач, газопровода и нефтепровода из России в Северную Корею.

Необходимо также подчеркнуть, что на данный момент многим отечественным компаниям стала глубоко безразлична опасность потенциального попадания в санкционные списки Евросоюза или Соединенных Штатов Америки, которая ранее являлась серьезным сдерживающим фактором в экономических контактах российского бизнеса с корейской стороной. В 2016 году Россия присоединилась к беспрецедентно жестким санкциям ООН в отношении КНДР, теперь же наша страна находится в аналогичном положении, практически весь крупный отечественный бизнес испытывает серьезные финансовые ограничения, что предоставляет возможность российским компаниям не обращать внимания на возможный вред от взаимоотношений с Северной Кореей.

В заключение можно отметить, что в перспективе дальнейшее сохранение закрытыми западных рынков для отечественного бизнеса может способствовать дальнейшему повышению интереса к совместным проектам в Северной Корее. Особый интерес для российского бизнеса представляет разработка ресурсных месторождений, сопутствующая модернизация транспортной инфраструктуры и миграция трудовых ресурсов.
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    27 августа 2023 15:24
    Россия и Северная Корея активно сотрудничали в области производства аккумуляторов, изготовления магнезитовых огнеупоров, которые обеспечивали значительную часть потребностей металлургии Российской Федерации и текстильной промышленности.

    Между КНДР и СССР работал бартер по которому СССР поставлял нефть в КНДР, а там из нефти изготавливали ткань типа нейлона, оригинального изобретения химиков КНДР, шили одежду и поставляли в СССР. Но пришел плешивый к власти и сказал, что торговать будем только за настоящие деньги типа долларов. А покупать будем не корейское, а что душа пожелает. Например, бракованные товары из КНР и Тайваня.

    Учитывая все нерыночные явления в экономиках каждой из стран, неудивительно, что основная масса совместных проектов реализуется именно на государственном уровне. Например, в 2014 году российские компании приняли участие в модернизации железнодорожной инфраструктуры в Северной Корее. Данный проект получил название «Победа», оценочная стоимость его реализации составила 25 миллиардов долларов.

    Это был проект частной золотодобывающей компанией "Полюс" по промышленной добыче золота, 49% акций принадлежит иностранным компаниям. Вместо денег за добытое золото предполагалось, что российские компании примут участие в модернизации железных дорог и линий электропередач в Северной Корее. Т.е. выгода получалась двойная. Тогда Китай предложил ввести санкции против КНДР, запретив в частности экспорт из КНДР золота. Россия поддержала эти санкции в СБ ООН и своими руками "убила" этот проект. Никакого участия модернизации железнодорожной инфраструктуры в Северной Корее российские компании естественно не принимали.

    Кроме того, довольно серьезное значение для дальнейшего развития двусторонних отношений имеет проект «Хасан–Раджин», который представляет собой использование на территории КНДР транзитных мощностей порта Раджин для перевалки грузов с Транссибирской магистрали по участку железной дороги Хасан/Туманган – Раджин и далее водным путем в Китайскую Народную Республику.

    Этот проект предполагал перевалку угля в Южную Корею через порт Раджин. РЖД вложила $100 млн. в этот проект и российские дипломаты выпросили эту уступку когда голосовали за санкции. США с радостью согласились. Фишка в том, что через полгода-год южно-корейское правительство запретило своим компаниям участие в этом проекте.
    1. 0
      27 августа 2023 22:46
      Спасибо за конструктивный комментарий.

      Никакого участия модернизации железнодорожной инфраструктуры в Северной Корее российские компании естественно не принимали.

      Всё верно, некорректно написал, сейчас уже исправил. До модернизации инфраструктуры дело и правда не дошло, хотя планы такие и были.

      Этот проект предполагал перевалку угля в Южную Корею через порт Раджин.

      А вот насчёт этого момента можно рассуждать, в тех источниках, которые я изучал, основной экспортной целью называется именно Китай. Приведу цитату.

      Большое значение для двусторонних отношений имеет стартовавший в досанкционный период проект «Хасан–Раджин», который представляет собой использование на территории КНДР транзитных мощностей порта Раджин для перевалки грузов с Транссибирской магистрали по участку железной дороги Хасан/Туманган–Раджин и далее морским путем в Китай. Таким образом проект призван решить дефицит перевалочных мощностей на Дальнем Востоке.