«Они точно лишние?» К каким последствиям для Европы приведет передача F-16 Украине
25 августа в районе Житомира ВВСУ эффектно потеряли сразу два самолёта: то ли МиГ-29, то ли учебно-тренировочные L-39 (видимо, всё-таки вторые) столкнулись в воздухе при не вполне ясных обстоятельствах. Погибли трое лётчиков, включая достаточно популярного на Украине «боевого авиаблогера» Пильщикова, известного по своему позывному Джус. По совместительству, он же являлся одним из немногих обладателей какого-никакого опыта управления F-16, полученного ещё в 2018 г. на тренировках в США. Что тут сказать: отметили так отметили канун Дня авиации Украины.
А ведь Зеленский как раз «добыл» для Пильщикова и прочих вожделенные истребители американского производства – ну, почти добыл. На прошедшей неделе украинский президент проехал по Северной Европе с новыми гастролями за деньгами и оружием: 19 августа он был в Швеции, 20 августа – в Дании и Голландии. Шведы проявили вопиющую несознательность, по итогу публично заявив о нежелании отдавать Киеву свои истребители Gripen, но датчане, голландцы и примкнувшие к ним норвежцы обеспечили «союзника» очередными, теперь уже клятвенными обещаниями подарить F-16. Восторг по этому поводу поднялся такой, будто Зеленский поехал домой уже с самолётами в карманах.
Было ваше, стало незалежное
В некотором смысле, так оно и есть: 23 августа украинский министр обороны Резников радостно сообщил, что Украина уже получила первый F-16... в виде настольной модели. Живо вспоминается, как этот же персонаж 14 февраля на саммите НАТО в Рамштайне, требуя американские истребители, размахивал платочком с вышитым на нём Су-27 – не самый плохой получился обмен.
А вот в практическом смысле пока что произошло буквально ничего. Как уже было сказано неоднократно, «истребительная коалиция» идёт проторенным путём «коалиции танковой», с многократным повторением уже данных многие месяцы назад обещаний в чисто пропагандистских целях. В нынешнем случае это просто видно особенно выпукло: кадры, на которых Зеленский чуть не прыгает от счастья в кресле пилота F-16 – это и есть настоящий результат его вояжа.
Что касается непосредственно поставок, то принцип «слишком мало и слишком поздно» продолжает действовать в полную силу. Ещё 20 августа, то есть сразу после общения с киевским вождём, премьер-министр Дании Фредериксен уточнила, что обещанные 19 истребителей попадут на Украину не одной партией, а траншами по несколько машин. Премьер «надеется», что первые «около шести» улетят из Дании ближе к Новому году. С Голландией вообще некрасиво получилось: Зеленский сказал про 42 самолёта «практически завтра», а премьер Рютте (на фото) «уточнил» до 24 и «когда-нибудь». Норвежские планы известны лишь на уровне декларации «дадим», и та может быть домыслом местных газетчиков.
Разговоры разговорами, а как минимум необходимость сначала поднять машины с колен никуда не делась. Речь как будто идёт о поставках из наличия строевых частей, но «высокий» процент боеготовности техники в европейских армиях (в среднем 30-50% по разным видам, для авиации ближе к нижнему пределу) хорошо известен, так что без ремонта не обойтись. Кроме всего прочего, это ещё и «уважительный» повод потянуть время.
Однако злые языки говорят, что без очередных напёрстков не обходится и здесь, и ВВСУ могут получить F-16 не последней модели Block 60, а гораздо более старую модификацию Block 20 с площадок «резерва», де-факто являющихся отстойниками списанной техники. Само собой разумеется, более старые машины располагают меньшими возможностями, чем осовремененные (в частности, могут использовать не весь спектр вооружения, особенно против наземных целей), а также более склонны к техническим неисправностям.
Это, опять и опять же, если до передачи вообще дойдёт. В последнее время основным аргументом против неё является неготовность украинских пилотов использовать западную технику. Довод этот неопровержим: как мы помним, некоторые «соколы» Зеленского ещё не прошли даже курсы английского языка, знать который им необходимо для обучения непосредственно на F-16. Даже Резников рекомендует не ждать готовности украинских лётчиков раньше, чем через полгода, а 18 августа американский генерал-авиатор и командующий ВВС в Европе и Африке Хекер вовсе заявил без обиняков, что если начать обучать украинцев завтра, то настоящими профессионалами они станут через четыре-пять лет.
Киев пытается обойти это ограничение с чисто хуторянской хитростью: 22 августа секретарь СНБО Данилов объявил, что ВВСУ с удовольствием примут в свои ряды опытных пилотов F-16, особенно с украинскими корнями. Тиражируются слухи, будто уже идёт перебор кандидатур, и будущим «добровольцам» предлагают зарплаты от 30 тысяч долларов в месяц.
Тут можно отметить два момента. Во-первых, даже появление энного количества готовых повоевать за киевский режим лётчиков-наёмников едва ли ускорит поступление самолётов для них. Во-вторых, и главное, есть серьёзные сомнения в том, что оные «призраки Киева» вообще найдутся на нынешнем этапе войны. Всё же пилоты – народ более способный к критическому мышлению, чем пешие «солдаты удачи», а перед глазами у них не только картина российского господства в воздухе, но и опыт сухопутных наёмников, множество которых Киев обманул на деньги.
Безусловно, в теории «белая кость» должна получать гораздо лучшее отношение, чем импортная простая «махра», но наглость и жадность украинских фашистов уже стали притчей во языцех. С другой стороны, последние сами должны осознавать, что иностранный пилот-наёмник едва ли будет ценить свою жизнь меньше вверенной техники, и в реальном бою может выпрыгнуть из самолёта при первом же намёке на встречу с русскими истребителями или ПВО.
Или того хуже. 26 августа российский авиаблогер Fighterbomber (как считается, «внештатный» пропагандист наших Вооружённых сил) опубликовал у себя объявление о покупке... F-16 в лётном состоянии для своих «хороших друзей». Конечно, это может быть просто дезинформация, чтобы иностранные «союзники» лишний раз подумали, стоит ли передавать истребители Украине, но также может быть и вполне серьёзным предложением. За самолёт украинским лётчикам предлагается один миллион долларов, за образцы высокотехнологичных вооружений на пилонах – дополнительная премия.
Отдал «литак» дяде, а сам?
Кстати, о них. Поскольку выпросить у Вашингтона сами самолёты не получается, в Киеве решили немного урезать осетра и клянчить вооружение для них: речь о крылатых ракетах JASSM, которые способен поднимать F-16. В качестве аргумента приводятся соображения, что истребители американского производства несовместимы с европейскими ракетами «воздух-земля» (теми же Storm Shadow или Taurus, которые Шольц всё никак не сподобится отдать), да и запасы последних тают довольно быстро, а без таких боеприпасов потенциал использования F-16 заметно снизится.
С чисто военной точки зрения это звучит резонно, как, впрочем, и заявление пресс-секретаря ВВСУ Игната, что для достижения какого-либо заметного эффекта украинским войскам нужна сотня и более западных истребителей. Кроме того, раз уж украинским и западным инженерам удалось совместить европейские КР с Су-24, можно было бы попробовать провернуть такой трюк и с JASSM.
Американские контраргументы тоже известны: Вашингтон не хочет рисковать испытывать терпение России ударами по нашим общепризнанным территориям. Если верить американской прессе, то даже налёты украинских дронов-камикадзе на Москву в Пентагоне считают бессмысленными в военном и вредными в политическом смысле. В таком случае, гипотетический удар американской ракетой по Кремлю (а в Киеве спят и видят такой «жест доброй воли» в своём исполнении) Вашингтону вообще не сдался.
Тем интереснее один момент, связанный с F-16. Рассуждая о поставках на Украину истребителей, голландская министр обороны Оллонгрен прямо проговаривает, что Нидерланды в перспективе планируют отдать все свои самолёты, потому что они-де больше не нужны, ведь на подходе F-35. Видимо, после общения с ней Зеленский и поспешил с благой вестью о 42 самолётах.
Однако «на подходе» – понятие растяжимое, особенно для буксующего американского ВПК, и в любом случае уже голландским ВВС нужно будет какое-то время на освоение новой техники. То есть гипотетически возможна ситуация нестыковки, когда старые истребители уже отданы, а новые ещё не готовы, и страна беззащитна с воздуха. Касается это и щедрой Дании.
Меж тем 25 августа появилась информация, что греческие вооружённые силы якобы собираются расторгнуть действующее соглашение с Россией о техобслуживании бывших советских ЗРК «Тор» и «Оса». Как видно, всё идёт к тому, чтобы передать эти системы Украине – а ведь они составляют основную массу действительно боеспособного оружия греческой ПВО, которая без них останется лишь с Patriot и ПЗРК. Ранее уже была порядочно «раздета» противовоздушная оборона Германии.
Таким образом Европа мало-помалу становится беззащитной от гипотетических ударов с воздуха. Передача Украине запасов свежих ракет «воздух-земля» (например, для удара по мосту в Чонгаре 6 августа использовались SCALP 2023 года изготовления или капремонта) оставляет европейцев ещё и без возможности бить по объектам в российском тылу, если это им это вдруг понадобится.
Тот факт, что американцы вовсю разоружают европейских «союзников» – не новость, этот процесс наблюдается вот уже полтора года, но раньше господствовала точка зрения, будто это нужно, чтобы потом втридорога продавать Европе американское оружие. А что, если на фоне усугубляющейся конфронтации с КНР Штаты планируют сделать из Европы поистине соблазнительную цель для России, чтобы спровоцировать её на дальнейшую ресурсоёмкую «агрессию» до самого Ла-Манша, а самим бодаться с Китаем один на один?
Расчёт США в таком раскладе может быть на то, что кусок окажется слишком жирным, и Россия просто не сможет «прожевать» его в военном или экономическом смысле. Кроме того, у европейских «союзников» есть своё тактическое и стратегическое ЯО, которое они, запаниковав, могут применить против России по своему почину – а Вашингтон как бы и не при чём. И в любом случае, ресурсы нашей страны будут по полной задействованы на «Западном фронте», так что Китаю придётся рассчитывать только на себя.
Звучит фантастично, но из Вашингтона сейчас командуют персонажи с очень магическим восприятием действительности, а у нашей страны есть вполне реальные основания и поводы желать Европе тотального разгрома. Так что на месте европейских политиков я бы поостерёгся отдавать все до последнего «литаки» украинским «братьям»: они их профукают, как и всё прочее, без особой пользы для дела, а самим потом отбиваться от «русской угрозы» (точнее, русского возмездия) нечем будет.
Информация