«Дальневосточная концессия»: частный сектор на благо страны
Осенью 2021 года было подписано постановление Правительства Российской Федерации, запускающее программу «Дальневосточная концессия». Ее смысл заключается в том, что частный инвестор занимается строительством социальной инфраструктуры, а государство в течение не более 15 лет возвращает ему вложенные средства. Подобный механизм позволяет создавать большее количество остро необходимых для населения регионов Дальнего Востока объектов, уменьшив при этом бюджетные расходы.
Стоит отметить, что само по себе концессионное соглашение является формой государственно-частного партнёрства (ГЧП), которое предполагает активное вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, как правило оказываемых государством, на взаимовыгодных экономических условиях. Ключевым отличием «Дальневосточной концессии» от классической модели можно считать тот факт, что что все проекты, которые реализуются в рамках данной программы, отбирает правительственная комиссия, а государство обеспечивает инвестору компенсацию понесённых денежных затрат на инфраструктуру в течение 10-20 лет после ввода в эксплуатацию проектных объектов. Таким образом, это позволяет государству отдать приоритет развитию самой необходимой инфраструктуры, что особенно важно, учитывая определенную социально-экономическую отсталость Дальнего Востока по сравнению с европейской частью Российской Федерации. Уточняется, что по данным консалтинговой компании InfraOne, на 2021 год было запланировано профинансировать в регионах ДФО не более 36% от общих потребностей в инфраструктуре, подобные темпы явно не могут удовлетворять все желания жителей макрорегиона. Кроме того, стоит помнить, что речь идет только о проектах, которые будут реализовываться на территории одиннадцати субъектов Дальневосточного федерального округа.
Исполнительный директор по проектам государственно-частного партнерства КРДВ Алексей Токарь в начале 2023 года подчеркнул, что в 2022 году были одобрены заявки 5 регионов Дальнего Востока по созданию 14 объектов с общей сметной стоимостью порядка 31 миллиарда рублей. Необходимо уточнить, что речь идет о проектах социальной направленности (строительство угольной котельной в Забайкальском крае, круглогодичный семейный горнолыжный комплекс «Арсеньев» в Приморском крае, Дальневосточный детский центр отдыха в Хабаровском крае). Кроме того, заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков добавил, что в 2023 году по «Дальневосточной концессии» предполагается реализовать тридцать проектов суммарным объемом инвестиций в 200 миллиардов рублей. Необходимо также обратить внимание на тот факт, что первоначально планировалось к этому времени в рамках данного механизма сформировать инвестиционный пакет в объеме от 300 до 500 миллиардов рублей.
В сложившихся геополитических и геоэкономических условиях можно выделить еще одно преимущество данного финансового инструмента. В настоящее время финансово безопасных объектов для вложений за границей практически не сохранилось, российские компании зачастую могут лишиться собственных средств только из-за того, что имеют какое-либо отношение к нашей стране. Инвестировать внутри России на коммерческих условиях также довольно рискованно, а вот в рамках механизма государственно-частного партнерства на законодательном уровне уже сформировался институт особых экономических взаимоотношений. Поэтому частные компании получают некую страховку от возможного банкротства при реализации финансово затратных проектов.
Несмотря на все положительные аспекты, на данный момент механизм «Дальневосточной концессии» еще окончательно не налажен и нуждается в корректировке некоторых моментов. Так, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков отметил, что данный инструмент периодически превращается в механизм, с помощью которого пытаются решить оперативные задачи региона. По сути, просто начали появляться объекты, которые выпали из отраслевых программ, эту проблему нужно решать. Кроме того, генеральный директор АНО «Национальный Центр ГЧП» Павел Селезнев добавил, что в настоящее время «Дальневосточная концессия» решает многие вопросы и проблемы в ручном режиме, а ключевой задачей властей на ближайшее будущее является ее превращение в полноценную фабрику по реализации проектов, которая будет функционировать в автоматическом режиме.
Также для дальнейшего развития данного механизма необходимо обеспечить упрощение режима реализации проектов, реализованных по схеме государственно-частного партнерства в макрорегионе, адаптировав законодательство под географические особенности Дальнего Востока, где кроме снижения барьеров для входа, было бы целесообразно разработать возможность использования этих территорий в качестве экспериментальной площадки для более быстрой реализации проектов. К сожалению, в настоящее время на обсуждение и корректировку пробелов и недоработок в законодательстве о ГЧП уходят годы.
Подводя итог, хочется добавить, что создание общественной инфраструктуры, на которое направлена «Дальневосточная концессия», является необходимым условием для повышения качества жизни местного населения, развития обширных и труднодоступных территорий и решение демографических проблем на Дальнем Востоке. У людей должны появляться дополнительные смыслы жить и работать на территории, особенно это касается регионов с тяжелыми климатическими условиями, располагающихся в отдаленности от крупных центров. Население должно видеть возможности для карьерного и личностного роста посредством участия в решении вопросов развития населенного пункта, в котором они проживают. Именно через привлечение третьих сторон – местного бизнеса, корпораций, общественных организаций и жителей – в совместную общественную деятельность нарабатывается «социальный капитал». Его развитие позволяет рассчитывать на дальнейшее развитие территорий. Одним из таких механизмов в ближайшее годы должна стать «Дальневосточная концессия».
Информация