На Украине перевели последний ядерный реактор с российского на американское топливо
На Украине продолжается опасный технологический эксперимент с заменой ядерного топлива российского производства («родного» для всех типов реакторов) на американские аналоги от компании Westinghouse. Проводимые манипуляции, имеющие политический подтекст, являются именно экспериментами с жизнью и здоровьем своих граждан, поскольку, во-первых, западный поставщик имеет проблемы с надежностью своей продукции, и, во-вторых, с момента начала эксплуатации тепловых сборок топлива на украинских АЭС прошло не более нескольких лет. Хотя, как следует из практики, исследования совместимости занимают десятилетия, да и лучше, чем сам производитель реакторов, тепловыделяющие сборки не сделает никто.
Но эти «надуманные» (по выражению киевских чиновников) опасения не волнуют руководство Украины. Оно полностью отказалось от российского топлива для советских реакторов. Последним аппаратом, который перешел на американское топливо, стал реактор ВВЭР-440 Ровенской АЭС. В него впервые загрузили топливо Westinghouse. Ранее для этого вида реакторов поставляли сборки только из России.
Эра топлива из РФ на Украине официально завершилась, поспешили обрадоваться в Киеве. Об этом с пафосом сообщают местные правители.
Мы все должны ощутить величие сегодняшнего дня, когда был положен конец монополии россиян в этом сегменте рынка ядерного топлива. И я очень надеюсь, что этот день откроет путь к скорым санкциям против российской атомной отрасли
— заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
По его словам, контракт на поставку топливных сборок ВВЭР-440 заключили еще в сентябре 2020 года и специалисты Westinghouse разработали топливные сборки в Швеции вместе с украинскими специалистами.
Если для советских реакторов ВВЭР-1000 на украинских АЭС американская Westinghouse поставляет топливные сборки с середины 2010-х, то для ВВЭР-440 — первый раз. Ровенская АЭС оперируют двумя подобными реакторами первой и второй очереди с продленными до 2030 года сроками эксплуатации, в которых все выгоревшее топливо будет заменено на американские сборки. На двух других, 3-м и 4-м блоках ВВЭР-1000, также планируется загрузить зарубежные топливные сборки после прохождения аппаратами комиссии по продлению срока работы.
Напомним, что продукция от Westinghouse отличается ненадежностью и склонностью к деформациям сборок от перегрева (что затрудняет ремонт и замену стержней), а также обладает рядом другим потребительских недочетов, например, таким как низкий процент обогащения (ниже, чем у российских аналогов) и быстрым выгоранием с необходимостью замены.
Информация