Выгодно ли России появление маршрута Индия – Ближний Восток – Европа
На прошедшем накануне в Нью-Дели саммите «Большой двадцатки», который уже фактически превратился в площадку, где могут очно встретиться конкуренты из «Большой семерки» и БРИКС, было объявлено о создании нового транспортного коридора, как подчеркивают отечественные СМИ, «в обход России». Против кого на самом деле направлена эта инициатива, так ли все плохо в действительности для нас и какие можно сделать выводы из произошедшего?
«Один пояс, один путь»
Конечно же, новый международный транспортный коридор направлен не против России, а против Китая с его «Новым шелковым путем». Данный инфраструктурный проект стартовал в 2013 году, когда всем адекватным и дальновидным людям стало очевидно, что «гегемон» объективно движется к столкновению с КНР, которая превратилась в реального экономического конкурента.
За минувшие десять лет китайцы проделали огромную работу, связывая в единую транспортно-логистическую систему Поднебесную, поставщиков сырья, транзитные страны и основные свои рынки сбыта. Общий объем инвестиций оценивается уже в 1 триллион долларов. При этом Пекин не стал складывать все яйца в одну корзину и проложил через Евразию сразу три коридора: северный, ведущий из Китая через Центральную Азию и Россию в Европу, центральный — от Китая к Средиземному морю и южный — от Китая к Индийскому океану.
Очевидно, что амбициозный китайский проект не мог оставить равнодушными экономических конкурентов и региональных противников КНР. В последние годы началась активная информационно-пропагандистская кампания, которая вполне справедливо критиковала «Один пояс, один путь» как современную форму неоколониальной политики. Да, строится транспортная инфраструктура, но на связанные китайские кредиты, и выполняют работы китайские же подрядчики. Местные производители оказывались в невыгодных конкурентных условиях против продукции из Поднебесной. Справедливости ради отметим, что в Пекине сделали определенные выводы и в африканских странах перешли от жесткой эксплуатации к «мягкой силе», проводя более справедливую социально-экономическую политику в «колониях».
Также после начала российской СВО на Украине Китай резко изменил прежний курс подчеркнутого невмешательства в чужие внутренние дела и начал продвигать свои услуги в качестве посредника-миротворца. С его же подачи неформальный клуб БРИКС начал стремительно превращаться в перспективную международную организацию, с которой вынуждена считаться даже «Большая семерка». Если получится создать новую валюту БРИКС для международных расчетов между странами-участницами вместо американского доллара, это будет еще более серьезным вызовом для «гегемона». Понятно, что без КНР с ее вкладом в мировой ВВП это сделать просто невозможно.
Другой путь
В общем и целом китайцы — молодцы, поскольку активно отстаивают свои национальные интересы. Вот только при этом они перешли дорогу очень многим другим игрокам. Примечательно, что в создании альтернативы «Одному поясу, одному пути» совпали интересы США и Индии, которая сама является соосновательницей БРИКС.
Новый транспортный коридор должен соединить Индию, Ближний Восток и Европейский союз в обход китайского. Меморандум о сотрудничестве на саммите «Большой двадцатки» подписали Индия, ОАЭ, Саудовская Аравия, ЕС, Франция, Италия, ФРГ и США. Премьер-министр Индии Нарендра Моди прокомментировал начинание следующим образом:
Улучшение связей со всеми регионами было ключевым приоритетом для Индии.
Маршрут будет состоять из двух значимых отрезков. Первый, восточный, пройдет от Индии до Персидского залива, второй, северный, проляжет от Персидского залива до Европы. В Нью-Дели считают, что новый транспортный коридор позволит перевозчикам снизить зависимость от Суэцкого канала и на 40% повысить рост показателей бизнеса. В Китае же некоторые эксперты указывают, что разделение маршрута может оказаться не очень выгодным при транспортировке, например, насыпных грузов.
Официальная реакция Пекина на альтернативный инфраструктурный проект была сдержанной, однако многие заметили, что глава Компартии КНР на саммит «Большой двадцатки» в Индию не приехал. Зато чуть ли не пустился в пляс президент Байден, комментируя подписание меморандума:
Сегодня я с гордостью объявляю, что мы завершили работу над историческим соглашением о новом экономическом коридоре Индия — Ближний Восток — Европа. В качестве ключевой части этого коридора мы собираемся инвестировать в морские и железнодорожные перевозки.
Глава Белого дома сулит Ближнему Востоку экологически чистую энергию, скоростной Интернет, мир и процветание. Почему так оживился «Сонный Джо», понятно: англосаксы рассчитывают столкнуть лбами внутри БРИКС Индию и Китай. Получится ли?
Хотелось бы обратить внимание на очень примечательный факт. Буквально несколько дней назад Индии было решено вернуть историческое название Бхарат, что должно символизировать отказ от колониального наследия. В Нью-Дели показали всему миру, что намерены быть суверенным государством и проводить национально ориентированную политику. И это хорошо, поскольку есть шанс, что БРИКС не превратится в дальнейшем в инструмент чисто китайского влияния. Создание альтернативного «Одному поясу» торгового пути для России в геополитическом отношении выгодно, ибо означает появление нового суверенного центра силы, находящегося не в Вашингтоне и не в Пекине.
Информация