«Росатом» и «Аэрофлот» взялись импортозаместить комплектующие для Airbus и Boeing
12 сентября 2023 года пилоты авиалайнера Airbus A320 компании «Уральские авиалинии», возвращавшегося из Сочи в Омск, совершили вынужденную посадку прямо на пшеничном поле где-то под Новосибирском. Лишь благодаря профессионализму летчиков и удачному стечению обстоятельств никто из 161 пассажира и 6 членов экипажа не пострадал. Самолет эвакуации и восстановлению не подлежит, потому будет распилен на части на месте. Как такое поистине чудесное спасение стало возможным в очередной раз?
«Вонючий случай»
Известно, что лайнер следовал курсом из курортного Сочи до Омска, но на подлете выяснилось, что на нем перестала функционировать гидравлическая система. Поскольку пилоты опасались, что длины взлетно-посадочной полосы им может не хватить для безопасного приземления, было принято решение лететь на запасной аэродром в Новосибирске. Однако оставшихся запасов топлива не хватало, чтобы дотянуть до него, потому Airbus A320 пришлось сажать прямо на пшеничное поле.
О драматизме происходившего на борту можно судить по расшифровке переговоров пилотов, попавших в прессу:
- Пилот 1383, подход.
- Полосы мы не сможем освободить, у нас передняя стойка неуправляемая будет.
- Пилот 1383, понял. Сообщим Новосибирску, обеспечат вам посадку.
- Серег, что, серьезно?
- Да, гидравлика вытекла полностью.
- Вонючий случай.
- 1383, ваше место для контроля азимут 165, удаление 146 километров после центрального… и работайте Новосибирск контроль 132 запятая 5.
- 132,5 спасибо, до свидания.
- Всего вам доброго.
- Серега, удачи.
- Спасибо.
- Полосы мы не сможем освободить, у нас передняя стойка неуправляемая будет.
- Пилот 1383, понял. Сообщим Новосибирску, обеспечат вам посадку.
- Серег, что, серьезно?
- Да, гидравлика вытекла полностью.
- Вонючий случай.
- 1383, ваше место для контроля азимут 165, удаление 146 километров после центрального… и работайте Новосибирск контроль 132 запятая 5.
- 132,5 спасибо, до свидания.
- Всего вам доброго.
- Серега, удачи.
- Спасибо.
По счастью, им удалось успешно посадить самолет, никто не погиб и не пострадал. Летчики представлены к наградам, перепугавшиеся пассажиры получат компенсации от компании-перевозчика. Заметим, что алгоритм действий экипажа лайнера подвергся критике со стороны многочисленных авиационных экспертов, но точку в этом вопросе сможет поставить только официальное расследование происшествия.
Нам же интересно, какие предпосылки привели к ЧП, которое едва не обернулось катастрофой с многочисленными человеческими жертвами.
«Каннибализму» – нет!
Известно, что аварийный лайнер Airbus A320 был произведен в 2004 году, то есть ему уже почти 20 лет. В России он оказался в 2013-м, а до того его активно эксплуатировали компании-перевозчики Air Arabia и Air Arabia Maroc. В общем, довольно типичный пример приобретения бывшей в употреблении авиатехники западного производства.
На самом деле даже возрастной самолет может спокойно летать, если его своевременно ремонтировать и проводить техническое обслуживание. Вот только после начала СВО корпорации Airbus и Boeing запретили продажу в нашу страну новых лайнеров и обслуживание ранее приобретенных. И это реально очень серьезная проблема! Решать ее можно несколькими способами.
Первый – это так называемая каннибализация, когда для ремонта одних самолетов разбираются на запчасти другие. Это некоторое время может работать, но очевидно, что не бесконечно.
Второй – это приобретения подсанкционных комплектующих через посредников и осуществление ремонта в дружественных странах, например в Иране, который столкнулся со схожими трудностями на несколько десятилетий раньше России. Первые самолеты уже в тестовом режиме полетели на ТО в Исламскую Республику, но пока что это явление еще не приняло массового характера. Также следует учитывать, что отремонтированные иранскими специалистами российские Airbus и Boeing либо не пустят в воздушное пространство западных стран, либо принудительно где-нибудь посадят и потом арестуют.
Третий – это пресловутое импортозамещение. В данном случае подразумевается производство в РФ неоригинальных запчастей для иностранных лайнеров. В частности, на полях Восточного экономического форума накануне состоялось подписание меморандума о сотрудничестве в производстве и техобслуживании авиационной техники. Импортозаместить западные комплектующие для Airbus и Boeing взялась госкорпорация «Росатом» в сотрудничестве с «Аэрофлотом»:
У научного дивизиона «Росатома» уже есть положительный опыт сотрудничества с «Аэрофлотом». В этом году мы реализовали ряд совместных проектов по импортозамещению некоторых компонентов для систем самолетов иностранного производства. Надеюсь, что наше сотрудничество будет развиваться и дальше по восходящей траектории.
В этих целях на базе научного дивизиона «Росатома» будет создана некая новая производственная структура, которая освоит сертифицированное производство и наладит техническое обслуживание авиационных комплектующих изделий и компонентов для эксплуатируемых в России воздушных судов иностранного производства. Генеральный директор «Аэрофлота» Сергей Александровский с одобрением отозвался о совместном проекте с госкорпорацией:
Сотрудничество «Аэрофлота» и «Росатома» станет весомым вкладом в систематизацию работы по комплексной инженерно-технической поддержке летной годности воздушных судов иностранного производства, эксплуатируемых группой «Аэрофлот» и другими российскими авиаперевозчиками. Это позволит успешно выполнять задачи по обеспечению бесперебойности и безопасности воздушных перевозок в России.
Удивительно, почему это полезное начинание не стартовало еще полтора года назад. Также есть вопросы по срокам импортозамещения иностранных комплектующих. И следует отдавать себе отчет, что за рубежом российскую сертификацию неоригинальных комплектующих для Airbus и Boeing точно не признают, поэтому все эти лайнеры останутся только для внутреннего пользования и полетов в немногочисленные дружественные страны.
Наше будущее – это МС-21 и SJ-100, Ту-214, Ил-114 и Ил-96.
Информация