Лихие «восьмидесятые»: не надорвётся ли российский ВПК на выпуске «новых старых» танков

27

Небольшая по объёму новость о предстоящем перезапуске производства танков Т-80 буквально взорвала Интернет и, пожалуй, стала даже более обсуждаемой, чем весь форум «Армия-2023». Понять это нетрудно: если раньше спор о том, как три разных «основных» танка привели к коллапсу советской «оборонки», имел чисто академический характер, то сейчас мы как будто бы наблюдаем возвращение тех же самых тенденций в реальности – нет ли риска, что и в этот раз всё закончится не лучшим образом?

Копья по этому поводу ломаются нешуточно, аргументы приводятся как за, так и против «восьмидесяток». Похоже, самую большую зраду в своём телеграм-канале нагнал достаточно известный блогер-«танкист» Фёдоров, который заявил ни много ни мало об «осознанном вредительстве» тех, кто протолкнул Т-80 в новую жизнь: дескать, разунификация бронетанкового вооружения при этом возникнет такая, что российская экономика её не вытянет никак.



Хотя надежды прийти в конце концов к единственному образцу основного танка действительно можно оставить, доводы в пользу перезапуска сборочных линий Т-80 на текущий момент гораздо сильнее, чем аргументы «унификаторов». Впрочем, последние сами слишком поспешили впасть в прострацию.

Родился – пригодится


Собственно, аргумент в пользу перезапуска танкового конвейера на «Омсктрансмаше» один, но какой! Страна ведёт масштабную войну, которая гипотетически может стать ещё масштабнее, поэтому ей нужно много конкурентоспособной военной техники. Различные модификации Т-80 под такое определение вполне попадают: можно спорить, насколько «восьмидесятка» лучше (или хуже) в процентах, чем Т-72 или Т-90, но в целом машина вполне на уровне. К тому же изменившийся характер боевых действий, при которых танки преимущественно работают с закрытых позиций или участвуют в коротких вылазках на небольшие расстояния, сильно сгладил главный практический недостаток «восьмидесяток» – прожорливость двигателя.

Важно и то, что Омск на самом деле может восстановить производство Т-80 почти с нуля в относительно сжатые сроки, в течение нескольких лет. Соответствующие компетенции на заводе не утрачены благодаря «тренировке на кошках» в виде доведения старых танков до уровня Т-80БВМ, которое началось в 2019 г. Сохранились мощности по производству большинства узлов и агрегатов, в том числе элементов ходовой части, трансмиссий и газотурбинных двигателей ГТД-1250.

Но разве не лучше было бы попытаться развернуть на этих же мощностях дополнительное производство стандартных Т-90М? Нет, не лучше – говоря попросту, это невозможно сделать, не сломав половину линий с последующей заменой их на новые. Кстати сказать, в своё время, а именно в 1970-е гг., «Омсктрансмаш» уже ломали и перестраивали, и как раз ради запуска в серию шасси для «восьмидесяток». Тогда предприятие частично распрощалось с выведенным в название транспортным машиностроением, поскольку налаженное производство тягачей и инженерной техники отодрали от фундамента и повезли на Урал.

Естественно, всё это было очень непросто и фантастически дорого, но Советский Союз в мирное время мог позволить себе подобные рокировки. Российское ВПР на фоне боевых действий вполне логично решило, что не стоит чинить (точнее, ломать) исправное. Безусловно, Минобороны не отказалось бы полностью унифицировать танковый парк, но гипотетическая цена этой унификации выходит слишком большой (что по-своему забавно). В частности, если бы завод и предприятия-смежники плотно занялись освоением Т-90М, то для работы с огромным заделом Т-80 просто не осталось бы свободных рук и умов, которые ты ещё поди найди: всё же не производство беспилотников, гораздо более перекликающееся с гражданской микроэлектронной и полимерной промышленностью. Финансовый же аспект (объективно большая стоимость Т-80 как в производстве, так и в эксплуатации) в военное время, очевидно, отходит на второй план.

Впрочем, говорить о полной разунификации и не приходится. Дело в том, что узлы и агрегаты Т-80 достаточно широко используются на многих других боевых машинах, например на САУ «Мста-С» и «Малке», самоходных шасси зенитных комплексов «Бук» и «Тор» и других. То есть унификация налицо, просто не с танками, а с другими видами техники – но какая разница, если эти самые общие детали всё равно нужно выпускать независимо от того, находится «восьмидесятка» на конвейере или нет?

80 не равно 80


В настоящее время самой массовой модификацией танка в войсках остаётся Т-80БВ, рождённый ещё в СССР, самой передовой же является Т-80БВМ, в значительной мере унифицированный с Т-90М, особенно по части оптико-электронных компонентов. Запасы танков на базах хранения оцениваются аж в 3 тысячи единиц, большинство из которых составляют Т-80Б, но техническое состояние этой армады, понятное дело, оставляет желать лучшего.

Очевидно, что приоритетом нынешнего дня является доведение как можно большего количества танков до уровня БВМ, поскольку это относительно нетрудоёмкий и быстрый процесс. Проблема в том, что в качестве основы требуются более-менее свежие машины, которым перед модернизацией достаточно обычного капремонта. По-видимому, их запасы на БХВТ уже близки к исчерпанию, тем более что часть поднятых из резерва Т-80БВ отправляются в бой в оригинальном виде или с минимальными доделками вроде упрощённых тепловизоров и противодронных козырьков.

Это и вызвало разговоры о перезапуске производства танков с нуля, каковым будут являться оставшиеся от совсем прокисших «восьмидесяток» корпуса, из которых выдернут всю заржавевшую начинку. При этом выдвигается не лишённая оснований теория, что Т-80 условного «нового образца» будут существенно отличаться от Т-80БВМ.

Дело в том, что самая современная модификация танка не является оптимальной – в частности, боевое отделение забито различным оборудованием до последнего предела, так что для чего-нибудь ещё (скажем, пульта управления противодронной глушилки) просто нет свободного места. Отчасти это вызвано характерной, доставшейся в наследство от Т-64 конструкцией автомата заряжания с вертикально стоящими на конвейере снарядами.

Поэтому есть мнение, что новые «восьмидесятки» продолжат движение навстречу Т-90М и получат максимально аналогичную по конструкции башню с «плоским» АЗ уральского типа, благо подобный вариант модернизации старых шасси с установкой унифицированного боевого отделения уже прорабатывался в рамках ОКР «Бурлак». А вот чего ждать явно не стоит, так это различных изощрённых экспериментов и попыток сгородить на основе Т-80 некую «эрзац-Армату».

Даже если оставить за скобками такую мелочь, как целесообразность, разработка танков – дело сложное и полное терний. К примеру, боевые испытания настоящей «Арматы» выявили ряд неких недостатков, для устранения которых машины пришлось вывезти из зоны СВО и отправить на завод. А ведь Т-14 сопровождает такой гигант, как УВЗ, с потенциалом которого «Омсктрансмашу» сегодня не сравниться. Главное же то, что на всякие конструкторские работы и испытания требуется порядочно времени, а гипотетический Т-80 нового образца – так сказать, «частично мобилизационный» танк, первая боевая задача которого – появиться в войсках в товарных количествах быстро.

В любом случае развёртывание производства займёт от пары до нескольких лет, и к тому моменту, когда первые серийные машины пойдут в строевые части, с фашистской Украиной уже будет покончено, так что дальнейшая карьера «восьмидесяток» будет зависеть от новой геополитической обстановки. Если на западном направлении всё пройдёт гладко, то танки, скорее всего, будут служить недалеко от «дома», в Сибири и на Дальнем Востоке, а также пойдут на восполнение резервов. Если же после последнего украинца начнётся война до последнего прибалта, последнего поляка и далее по списку, то Т-80 ещё доведётся поучаствовать в «гонке к Ла-Маншу».
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    14 сентября 2023 08:48
    Думаю, что даже производство Т-34 наладить не смогут. Почему? Всё просто: 1- нет мощностей, 2- нет обученного персонала как рабочих, так и инженерных специальностей под нужный производственный процесс, 3- утеряны технологии, оснастка и пр.
    1. +1
      14 сентября 2023 10:00
      Добавлю, что практически перепрофилировалось и почти сдохло Поповское КБ на Кир. заводе, кот. разработало Т-80.
    2. +6
      14 сентября 2023 13:07
      Ту 160м восстановилили, почему с т80 не справятся?
      Чертежи явно не сожгли.
      А людей способных читать чертежи и работать по ним достаточно.
  2. -6
    14 сентября 2023 08:49
    восстановить производство Т-80 почти с нуля в относительно сжатые сроки, в течение нескольких лет.

    Может уже пора Т-62 запускать в производство? А где хвалёные Арматы?
    1. -2
      14 сентября 2023 10:02
      Арматы там, где им и место - на помойке. Эта неудачная конструкция была обречена с момента начала разработки. Это 12 лет трат бабла.
  3. +1
    14 сентября 2023 08:50
    Да ладно. Ещё поучаствуют на Украине. Вон Толстой(вице- спикер) говорил, что на 5 лет ещё СВО.
  4. +6
    14 сентября 2023 10:10
    В СССР было на вооружении 3 типа машин: Т-80 - танк ЦК (Попов Н. С. был членом ЦК), Т-72 - танк МО (удобен в эксплуатации) и танк Т-64 - танк Миноборонпрома ( хорош в производстве). Это была заморочка для тех, кто занимался ТО. Так и не решили, а в РФ еще придумали Армату. Такие дела.
  5. +12
    14 сентября 2023 11:10
    Я вас умаляю, що вы себе думаете. Скажу как человек , занимавшийся производством. ГЛАВНОЕ это специалисты: инженеры, слесаря , сварщики. Будут они , будет танк.
    1. +1
      14 сентября 2023 11:47
      Первым нужно разобраться с потребностями и возможностями. На сегодня СРОЧНО нужны и много достаточно продвинутых танков. Новых произвести (Т-14) не получается. Начать дополнительно производство старых моделей нет смысла, когда достаточно на хранении. Вывод: снимать с хранения и модернизировать до приемлемого уровня, что и происходит. А какие модернизировать, так все ,- Т-80, Т-72, какие только возможно достаточно модернизировать, ибо танков за много не бывает. На перспективу (после СВО) уже возможно разрабатывать и строить новые поколения танков, и по тенденциям развития оружия преимущественно без экипажных танков. Смысл ОБТ теряется с изменением тактики применения танков, значит нужны разного назначения с разным ТТХ и вооружением. При сегодняшней потребности увеличения бронированности, на базе ОБТ строить многие типы применения. (От БТР , Терминатор, Солнцепёк и тд.).
  6. -2
    14 сентября 2023 12:58
    Армии нужен : " Наземный, водный, подводный десантно-штурмовой летательный аппарат-экраноплан". Или по другому : боевое автономное средство для всех видов сред, ясный пень - кроме космоса. Таковой, при наличии средств у военных изобретателей, можно создать уже сегодня. Аппарат движется по земле прыжками, как по прямой так и зигзагами, аналогично по воде и под водой. Выныривает из воды, совершает пролет над поверхностью и снова ныряет под воду и так же зигзагами. Выплывает на берег и снова зигзагами с прыжками в воздух и кратковременным парением, до следующего мягкого приземления и очередного прыжка. Думайте господа владельцы заводов и пароходов, а так же нищие и бездомные товарищи изобретатели. Государство самоустранилось и в институтах МО конструкторы изобретают мото-велосипеды, козырьки для бронированной техники, саперные лопаты и прочую дребедень. Революционных решений в области военной техники сегодняшний системе не поднять. Надо возвращаться к старой системе планового цифрового хозяйствования с коллективной собственностью на средства производства основных отраслей промышленности. Все новое - это хорошо забытое старое, в новой цифровой ипостаси, управляемой искусственным интеллектом.
  7. +6
    14 сентября 2023 13:11
    Цитата: Berkut752
    Я вас умаляю, що вы себе думаете. Скажу как человек , занимавшийся производством. ГЛАВНОЕ это специалисты: инженеры, слесаря , сварщики. Будут они , будет танк.

    Будут, я в этом году решил дополнительное образование получить, поступил в Политех, факультет "машиностроение" (оборудование и технологии сварочного производства), народу на машиностроение как на бюджет, так и на комер много, конкурс. Берут не всех подряд даже на комер. Я два года не мог проходной балл набрать даже на платное обучение.
    1. +5
      14 сентября 2023 14:22
      Молодец. В нулевые годы слово технолог вообще было забыто. Власти искренне понимали так - придумать что-то и сразу продать за бугор.
  8. +2
    14 сентября 2023 13:55
    Могут и начать с нуля . Хотя у Т-80 часть узлов , конструкций и механизмов (от предыдущего нашего танков, Т-64А) , которые прошли испытание эксплуатацией, Ну модифицируют с учётом новых решений , материалов и т .д . Танк Т-80У именно с турбиной , выпускался на заводе «Омсктрансмаш» в Омске (линии сборки остались скорей всего, но если были а теперь нет , то смонтируют уже быстро по старым рабочим чертежам ), второе предприятие, с дизелем, в Харькове , но его практически уже нет.
  9. +3
    14 сентября 2023 14:28
    Цитата: Muskool
    Ту 160м восстановилили, почему с т80 не справятся?
    Чертежи явно не сожгли.
    А людей способных читать чертежи и работать по ним достаточно

    Кто вам такое рассказал?Людей с профессиями:токарь,фрезеровщик, слесарь,скоро не станет.Где я родился,вырос и учился на автослесаря-слесаря по ремонту промышленного оборудования 90-93г после 97 года все СПТУ в городе закрыли,даже в прошлом году горный техникум.И такое ни только в одном городе так почти везде по стране.Сейчас работаю в другом городе и у нас на завод хотели брать только с дипломами специалистов но никто не идёт,теперь принимают продавцов на должность механиков а слесарями поваров.Мех цех скоро закроют так как нет:токарей,фрезеровщиков,кузнеца 2 года не могут найти,и все кто работают одни старики и люди в годах.
  10. -2
    14 сентября 2023 15:30
    Т-34 - выпускать круче и дешевле.
  11. +3
    14 сентября 2023 16:23
    бронетехника из-за высокоточного оружия доживает последние годы... у кого будет больше дронов/ракет тот и победит
  12. 0
    14 сентября 2023 18:08
    Если на западном направлении всё пройдёт гладко, то танки, скорее всего, будут служить недалеко от «дома», в Сибири и на Дальнем Востоке, а также пойдут на восполнение резервов. Если же после последнего украинца начнётся война до последнего прибалта, последнего поляка и далее по списку, то Т-80 ещё доведётся поучаствовать в «гонке к Ла-Маншу»

    Выходит, этот танк в любом случае пригодится. В первом случае для службы в Сибири, Арктике и на Дальнем Востоке, поскольку планов Запада по захвату Арктики никто не отменял, как и планов Японии по захвату "исконных территорий". Во втором случае как раз для того, для чего он и разрабатывался - для гонок до Ла-Манша.

    В идеале ещё бы проект "Чёрный орёл" реанимировать...
  13. +1
    14 сентября 2023 19:08
    Проблема в том, что в качестве основы требуются более-менее свежие машины, которым перед модернизацией достаточно обычного капремонта

    А что, бывает сложнее и трудоемкее капиталки? Капилка - суть полная ревизия и дефектация машины с заменой практически ВСЕХ узлов и механизмов кроме корпуса развечто!
    Конечно бывает и корпус латают методами Патона - фактически методом сварки под флюсом отливая куски наместе и по месту... НО!
    1. +5
      14 сентября 2023 19:48
      Мне вот это нравится:

      развёртывание производства займёт от пары до нескольких лет, и к тому моменту, когда первые серийные машины пойдут в строевые части, с фашистской Украиной уже будет покончено...

      Люблю русские пословицы и поговорки. Как одна из них говорит:

      Свежо предание, да верится с трудом..
  14. 0
    14 сентября 2023 23:35
    Ребят, так на Вашингтон идти придётся, через Аляску. Вот как раз и поспеют танки. Думаете, Киев это всё? А Китай через Гавайи и Калифорнию после Тайваня туда пойдёт. Иначе пролив имени Сахарова между Мексикой и Канадой делать придётся, вот оно нам надо? Эти, в вашингтонском болоте кикиморы, их же никак иначе не успокоить. Только Кольтом, образно.
  15. +1
    14 сентября 2023 23:41
    Лихие «восьмидесятые»: не надорвётся ли российский ВПК на выпуске «новых старых» танков

    А в чём, собственно проблема? Тут же читаем

    Дело в том, что узлы и агрегаты Т-80 достаточно широко используются на многих других боевых машинах, например на САУ «Мста-С» и «Малке», самоходных шасси зенитных комплексов «Бук» и «Тор» и других. То есть унификация налицо, просто не с танками, а с другими видами техники – но какая разница, если эти самые общие детали всё равно нужно выпускать независимо от того, находится «восьмидесятка» на конвейере или нет?

    Т.е. шасси производится. И дальше -

    Поэтому есть мнение, что новые «восьмидесятки» продолжат движение навстречу Т-90М и получат максимально аналогичную по конструкции башню с «плоским» АЗ уральского типа, благо подобный вариант модернизации старых шасси с установкой унифицированного боевого отделения уже прорабатывался в рамках ОКР «Бурлак».

    Не знаю насколько проблематично воткнуть боевой модуль от Т-90М на шасси Т-80, но думаю эта проблема решаема, при чём в жатые сроки(было бы желание)! hi
    1. +1
      15 сентября 2023 17:06
      Так далее размышляя подходим к агрегатам и узлам Т-14,- ставим на базу Т-80 необитаемую башню с атоматом заряжания, прицелы и прочие средства, экипаж урезаем до двух с всесоторонней информационно-разведывательной поддержкой извне, и получаем быстро и сердито танк нового поколения , правда "эконом" класса.
  16. +1
    15 сентября 2023 08:40
    В годы ВОВ была обкатанная система танков. Лёгкие, средние и тяжёлые. Это требования боевых действий. Так должно быть. Это после войны придумали термин основной танк. Но это появилось в послевоенное время. И эта концепция была необкатана в боевых действиях в войнах между государствами. Буря пустыне не в счёт. Ирак и другие государства является потребителями концепций. Самый главный законодатель танковой моды и поставщик концепций был СССР, а теперь РФ. Даже США идут по советской концепции. Теперь опять вернулись к концепции танковых сражений ВОВ. Т. Е. Роль лёгких танков выполняет БМП, роль средних танков ( типа маневренных и скоростных Т-34) Т-80, а танков тяжелых прорыва (типа танков КВ и ИС-2) Т-90.
    1. 0
      20 сентября 2023 21:01
      скорее роль легких танков играет корнет, средние т90 т80, а тяжелые это сау 203мм, вообще то получается всего два типа основных танков, т90 и т80 причем унфицированных по всему кроме двигателя, т72 снят с производства, хотя и остается на вворужении, но это не тип нового танка, а модернизация старого, очевидно армата в серию не пойдет, , ...т55 и т64 это сау, и они будут активно списываться ..... так что остается тип т90 т 80 только
  17. +1
    15 сентября 2023 17:42
    Из зоны СВО "срочно вывезли" Т-14 на доработки?
    Вот уж точно - ради красного словца...
    Переигрываете, Автор.
  18. 0
    18 сентября 2023 21:40
    Не дождетесь! А война это всегда двигатель прогресса!!!!!
  19. 0
    19 сентября 2023 18:29
    Похоже, проект Арматы сильно подпортил отечественному танкостроению...