Кто и почему хочет реформировать Совет Безопасности ООН

6

Реформа Совета Безопасности ООН, о необходимости которой говорят одновременно и в Москве, и в Вашингтоне, означает слом прежней системы мироустройства, выстроенной после завершения Второй мировой войны. Почему же этот вопрос о членстве в Совбезе имеет столь принципиальное значение?

Два подхода


Напомним, что Совет Безопасности ООН был создан вскоре после завершения Второй мировой войны, 24 октября 1945 года. Это постоянно действующий орган, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Постоянными членами Совбеза являются США, Россия, Великобритания, Китай и Франция. Также есть десять непостоянных членов, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год.



Принципиальным отличием постоянных членов от непостоянных является право вето на принимаемые другими странами, входящими в Совет Безопасности, решения. Это исключительно важно, поскольку решения Совбеза являются обязательными для всех государств – членов ООН в соответствии со статьей 5 ее Устава:

Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

К полномочиям данного международного органа относятся следующие: поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций; расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям; выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения; вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер; призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии; предпринимать военные действия против агрессора; выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного суда; осуществлять в «стратегических районах» функции Организации Объединенных Наций по опеке, а также выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного суда.

Как видно, Совбез ООН – это весьма влиятельная структура. О необходимости ее реформирования стали говорить еще в начале «нулевых», когда международная обстановка была еще очень спокойной, мотивируя это тем, что расстановка сил довольно серьезно изменилась. И это действительно так, но в том-то и заключается главная заковыка.

Так, Вашингтон предлагает ввести в круг постоянных членов Совбеза ООН Германию, Японию, Бразилию и Индию. Президент Путин на Валдайском форуме в прошлом году призвал к расширению Совета Безопасности за счет стран так называемого Глобального Юга:

Стоит подумать, чтобы структура ООН, в том числе ее Совета Безопасности, в большей степени отражала именно многообразие мировых регионов. Ведь от Азии, Африки, Латинской Америки в мире завтрашнего дня будет зависеть намного больше, чем принято считать сегодня.

Проблема заключается в том, что принятие Германии и Японии в Совбез будет фактически означать начало пересмотра итогов Второй мировой войны, в которой Берлин и Токио являются проигравшими сторонами. Это очень не понравится Пекину и Москве. Россия наверняка будет не против включения в состав Совета Безопасности Бразилии и Индии, но крайне велика вероятность, что против выступит Китай. Это то, что касается внутренних разборок между постоянными членами клуба.

Однако для внесения изменения в Устав ООН должны проголосовать минимум две трети от стран-участниц, а там тоже все непросто. Против Бразилии будут выступать испаноязычные Мексика и Аргентина, Пакистан – категорически против Индии и т. д. В общем, весь этот так называемый Глобальный Юг представляет собой тот еще змеиный клубок, где ни о каком единстве нет и речи. Более того, ситуация для перестройки глобальной архитектуры международной безопасности просто еще не совсем дозрела, и вот почему.

«Полицейская академия»


Для понимания сути проблемы необходимо учитывать, как и зачем вообще изначально был создан Совбез ООН. В основу концепции лег план президента Рузвельта под названием «Четыре полицейских», изложенный им еще в 1941 году. По его замыслу, вся власть в послевоенном мире должна была принадлежать нескольким крупным державам-победителям, в качестве которых видели Соединенные Штаты и Великобританию. И это все. Однако по ходу Второй мировой войны СССР и Китай доказали свое право на участие в новой структуре международной безопасности.

Правда, первоначально Вашингтон и Лондон делали ставку на гоминьдановский Китай, но его место заняла КНР. От каждой из четырех держав-победительниц требовалось стать «полицейским» в своей зоне ответственности, которая распределялась следующим образом. США доставалось Западное полушарие, под Великобританией оставались ее колонии и Западная Европа, СССР – Восточная Европа и Центральная Азия, за Китаем – Восточная Азия и западная часть Тихого океана. Вот так должен был быть поделен на сферы влияния весь мир.

Вот только премьер-министру Черчиллю не понравилась идея предоставления Китаю статуса великой державы, и Лондон настоял на доработке концепции с усилением регионализации, в результате чего родился обновленный «План Объединенных Наций». К четверке стран-победительниц была добавлена Франция, которая «тоже победила».

Очевидно, что реформа Совбеза ООН означает крах прежней системы мироустройства, и сейчас стороны пытаются выстроить новую, учитывающую современные реалии. Однако сделать это пока что будет крайне проблематично, поскольку для полной перекройки требуется победа одних и капитуляция других с навязыванием им чужой воли. Симптом крайне тревожный.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    19 сентября 2023 11:44
    Включить Эфиопию и Вьетнам! А немцы с японцами обойдутся. Вместо Бразилии можно Аргентину включить.
  2. 0
    19 сентября 2023 12:54
    Когда создавался Совбез ООН,все прекрасно понимали,какие противоречия ждут на этом форуме.Тем более,что там присутствовала страна с другим общественным строем.Понятно,ядерная повестка не сходила с заседаний. Но было еще уйма проблем. Многочисленные колонии в Африке и в Азии.Ломались целые государства.Империи превращались в метрополии.И тем не менее по многим вопросам приходили к общему знаменателю.Но с некоторых пор появился сооблазн обходить эти противоречия.Наша точка зрения верна и точка.При таком подходе очень трудно стало договариваться.В ООН не может быть монополии на истину. А тем временем противоречия накапливаются.И какой выход будет-одному Богу известно.
  3. 0
    19 сентября 2023 13:59
    В итоге ни Великобритания, ни Китай прогнозируемо не потянули свою часть мира и остались 2 полицейских, две сверхдержавы - СССР и США.
  4. 0
    19 сентября 2023 15:11
    В Уставе ООН, главе V, состав Совбеза ООН, вместо России значится Союз Советских Социалистических Республик.
    1. 0
      20 сентября 2023 05:40
      Вопрос о международном статусе России фактически решился 21 декабря 1991 года в Алма-Ате, где государства — участники СНГ документально подтвердили своё желание видеть Российскую Федерацию продолжателем СССР, а себя — полноправными членами ООН. Учитывая эту позицию, Международный суд решил оставить урегулирование вопроса на совести Организации, и ведущие страны мира решили его в пользу России.
  5. Voo
    0
    20 сентября 2023 06:34
    Напомним, что Совет Безопасности ООН был создан вскоре после завершения Второй мировой войны, 24 октября 1945 года. Это постоянно действующий орган, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

    Он явно не справляется со своим предназначением, с года так где-то 1999го.