Что Россия может противопоставить летающим радарам блока НАТО

44

В минувшую пятницу украинские террористы ударили по зданию штаба ВМФ РФ в Севастополе крылатыми ракетами британско-французского производства. Несколькими днями ранее спецназ ВСУ на скоростных катерах попытался осуществить очередную вылазку на крымское побережье, но был отогнан российской авиацией. Этому всему предшествовала, увы, крайне успешная украинская ракетная атака по севастопольскому судоремонтному заводу, где тяжелейшие повреждения получили находившиеся на ремонте БДК и ДЭПЛ.

Происходящее имеет явно выраженную негативную динамику и заставляет задаться вопросом, почему же Крым, считавшийся чуть ли не самым защищенным бастионом России наравне с западным Калининградом, у противника получается расстреливать буквально на выбор?



Битва разведок


На самом деле проблема вовсе не в российской ПВО, которая реально является одной из лучшей в мире, перехватывая большую часть воздушных угроз. Она заключается в значительном преимуществе блока НАТО, стоящего за ВСУ, в средствах космической и воздушной разведки.

Перед каждой украинской атакой в небе над Черным морем кружат американские и натовские самолеты АВАКС и стратегические разведывательные беспилотники, которые обеспечивают нашего противника данными для целеуказания и корректировки огня. Кроме того, средствами воздушно-космической разведки Североатлантический альянс может контролировать все действия и перемещения российской армии, вплоть до определения типа взлетающего самолета и выпущенных им ракет. Данные об этом немедленно поступают в Генштаб ВСУ, который получает значительное преимущество перед Генштабом ВС РФ в оперативной осведомленности о происходящем на поле боя и в тылу.

В первые полтора года СВО от этого настрадались наши сухопутные войска, но благодаря активной поддержке волонтерских организаций и гражданского общества удалось отчасти компенсировать провал в тактических беспилотниках и средствах защищенной связи. Теперь вот противник взялся за российский флот, стоящий в Крыму. Что же можно реально противопоставить натовским АВАКСам, «Посейдонам» и «Глобал Хоукам»?

«Грибы с глазами»


По состоянию на 2022 год ВКС РФ имели 3 самолета ДРЛОиУ А-50 и 6 их модернизированных версий А-50У. Несколько дней назад госкорпорация «Ростех» передала Минобороны еще один А-50У, сопроводив это в своем телеграм-канале следующим комментарием:

Самолет может обнаруживать новые типы летательных аппаратов, а также способен одновременно сопровождать большее количество целей и наводимых истребителей, чем предыдущая модификация. Обновленный борт получил новую электронику с большей производительностью и быстродействием, что позволило нарастить возможности функционального программного обеспечения. Применение новых ЖК-мониторов большей размерности и разрешения повысило эффективность системы отображения радиолокационной обстановки, а улучшенная эргономика воздушного судна призвана снизить утомляемость тактического экипажа. А-50У также получил новый пилотажно-навигационный комплекс.

Новое техническое оснащение повысит скорость и дальность обнаружения воздушных, наземных и морских целей и эффективность противодействия противнику. Кроме того, применение современной аппаратуры снизило вес самолета и позволило увеличить дальность полета и время нахождения в воздухе при выполнении боевых задач.

Летающий радар, внешне похожий на гриб, создан на базе военно-транспортного Ил-76, способен сопровождать до 300 воздушных целей, обнаруживать бомбардировщик противника на расстоянии 650 км, крылатую ракету – за 215 км, адаптирован под новую угрозу в виде небольших беспилотников. С А-50У связываются большие надежды, что он сможет заблаговременно засекать вражеские самолеты и крылатые ракеты, наземные и морские цели, передавая в штаб данные для целеуказания.

Плохо лишь одно – столь ценных самолетов у нас кот наплакал, а для надежного прикрытия воздушного пространства над Крымом, зоной СВО и всей Незалежной в режиме 24/7 требуется организовать круглосуточное дежурство как минимум десятка-полутора таких летающих радаров со сменными экипажами. Вот тогда эффективность обороны и боевых действий действительно очень серьезно возрастет. Более совершенный, чем А-50/А-50У, самолет ДРЛОиУ А-100 «Премьер», имеющий значительно улучшенные ТТХ, в этот список не попал, поскольку серийно пока не производится и едва ли станет массовым ввиду технической сложности и дороговизны.

Также заслуживает упоминания самолет-разведчик радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р, разработанный на базе гражданского лайнера Ту-214. Главным отличием его от летающих радаров с вращающейся АФАР, как у А-50/А-50У и американских АВАКСов, является применение РЛС конструкции АФАР, состоящей из нескольких панелей (радиолокационной станцией бокового обзора / бортового радара бокового обзора с радаром с синтезированной апертурой). Конструктивно Ту-214Р является аналогом американского самолета-разведчика RC-135. В активном режиме дальность работы его РЛС оценивается в 250 км, в пассивном – в 400.

Казалось бы, бери да пускай в воздушное патрулирование над Черным морем и вдоль границы Незалежной посменно десяток-другой таких летающих радаров, чтобы повысить осведомленность ВС РФ и ВМФ РФ, в дополнение к немногочисленным А-50/А-50У, вот только Ту-214Р в наличии имеется еще меньше. В строю находятся аж два самолета, третий был заказан Минобороны РФ в 2016 году. И это все!

Кроме того, в наличии у ВКС РФ и авиации ВМФ РФ имеется около двух десятков самолетов радиотехнической разведки Ил-20, созданных на базе гражданского Ил-18 и оснащенных РЛС бокового обзора, фотоаппаратурой, станциями радиотехнической разведки и радиоперехвата. Один из них был сбит дружественным огнем в 2018 году над Сирией, когда им прикрылся от ПВО израильский пилот, еще один – во время так называемого Марша справедливости на Москву, устроенного ЧВК «Вагнер» минувшим летом. Все члены экипажа погибли. Техника эта уже достаточно возрастная, Ту-214Р должен был ее заменить, но, как видим, дело идет не слишком быстро.

Следует упомянуть такую разработку отечественного ВПК, как подвесной универсальный контейнер разведки «Сыч», имеющий три версии: для оптико-электронной, радиотехнической и радиолокационной разведки. Они способны передавать наземным силам информацию о противнике в режиме времени, близком к реальному. По факту это уменьшенный вариант «МКР-411» (многочастотный комплекс разведки) и более сложной системы «Фракция», установленной на самолеты-разведчики Ту-214Р. Визуально «Сыч» представляет собой крупный длинный контейнер, который можно подвесить на пилоне фронтового истребителя-бомбардировщика Су-34, что и было сделано.

Думается, что реальное разрешение проблемы с дефицитом средств воздушной разведки лежит именно в этой сфере путем массового производства подвесных РЛС «Сыч» и установки их на различные носители, более подходящие, чем Су-34. Об этом, возможно, поговорим отдельно.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    25 сентября 2023 11:22
    Не пойму почему нельзя сделать мощную мобильную систему РЭБ которую в контейнере подвесить под самолёт который будет сопровождать а в 100 метрах глуша все слабые сигналы
  2. +12
    25 сентября 2023 11:27
    Ну что сказать... Отстали технически на века ! Руководителям парадов троекратное УРЯ ..
  3. D O
    +5
    25 сентября 2023 11:43
    Контейнер "Сыч" можно было бы подвесить на достаточно грузоподъемный и энерговооруженный БПЛА Альтиус. Получился бы отдалённый аналог Глобалхока.
    Однако где он, серийный Альтиус?
    1. 0
      25 сентября 2023 12:36
      Цитата: D O
      Контейнер "Сыч" можно было бы подвесить на достаточно грузоподъемный и энерговооруженный БПЛА Альтиус. Получился бы отдалённый аналог Глобалхока.
      Однако где он, серийный Альтиус?

      там же где и А-100 - в планах, а вообще мы всё щелкаем как орешки
      1. D O
        0
        25 сентября 2023 15:56
        Про А-100, похоже, можно забыть.
        Даже требуемое количество А-50 делать неприемлемо долго.
        А сколько по минимуму нужно штук Альтиус+Сыч, можно наклепать гораздо быстрее. В теории :)))
        1. D O
          +1
          25 сентября 2023 16:11
          P. S.
          Рзведка посредством Су-34+Сыч - это действительность сегодняшнего дня.
          Однако тратить современные тактические бомбардировщики на функции разведки - это значит ослаблять сильно востребованную в СВО бомбардировочную авиацию с эффективными планирующими бомбами.
          Поэтому сегодня актуально серийное производство Альтиус+Сыч.
  4. +14
    25 сентября 2023 12:09
    Один сбитый «Глобал Хоук» над Черным морем не приведёт к Третьей мировой войне.
    Вони будет много, но не более.
    Не приведут к войне и 10 сбитых беспилотников.
    Так почему не сбиваем?
    Опять проблемы с "фаберже" и политической волей?
  5. +3
    25 сентября 2023 12:34
    ответ ничего,даже если бы сидели адекватные генералы,ресурсы и технологии у сша совершенно на другом уровне.А учитывая что вооружениями руководят люди,которые кричали что беспилотники это игрушки для детей.Тут и так понятен итог.
    Вот у нас гигантский провал в самолетах дрло,что сделано чтобы это исправить?А ведь стратегические бпла могли это исправить.Но разведка это для глупых американцев,у нас бумажные карты и подзорные трубы,как тебе такое илон маск?
    1. +7
      25 сентября 2023 14:36
      Вот у нас гигантский провал в самолетах дрло

      - у нас гигантский провал не в самолетах дрло, а просто в самолетах, и фактически в большинстве производственных отраслях....
  6. +3
    25 сентября 2023 13:15
    Проблема ДРЛО традиционно застарелая и решить её "майскими указами" не получится. Исторически сложилось, что НАТО упор делал на авиационную ударную мощь, а советский блок на сухопутные войска (дешевле типа) И даже пролёт Матиуса Руста не сместил приоритеты в СССР. Не уверен в методике решения проблемы от автора Сергея, но свои пять копеек в копилку общей победы положу. Не помешало бы введение жёсткого режима бесполётной зоны над территориальными водами и экономической зоной Украины в Чёрном море. Разведка из прибрежных вод Румынии и Болгарии нашей территории возможна только с больших высот полёта, а их можно контролировать с побережья Крыма и левобережья Днепра. Круглосуточное дежурство в ней посильно полку тяжёлых истребителей. Бортовые РЛС типа "Ирбис" + дальнобойная ракета "В-В" + контейнер РЭБ и максимальный запас топлива. Ну а лётчику памперсы в трусы... good
    1. +5
      25 сентября 2023 13:25
      Больше 30 лет прошло,а первые стратегические развед дроны еще раньше летали.Да даже если взять рассвет бпла (20 лет назад от США) и 10 лет назад когда даже уганды начали затаривать ударные/развед бпла .Возникает вопрос,а кто мешал сделать стратегический бпла и навесить на него дрло?Рассказчики про надо гигантский самолет для этого - с вами не согласиться.
      ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye ,учитывая что размер будет еще меньше так как пространство для экипажа не надо.
      Да даже СССР сделал стратег разведчика Ту143.
      Просто кто-то был занят парадами,а не армией.А СССР оставил после себя все что хочешь.
      СССР так делал упор на сухопутную армию,что самолетов наклепал как НАТО)
  7. +9
    25 сентября 2023 13:40
    Полезная статья С. Маржецкого честно разъяснила, в какой позорной ситуации оказалась страна! И даже теперь, спустя 19 месяцев СВО, всё на что оказались способны эффективные руками водители – один самолёт ДРЛО и У « А-50У», советской разработки 1969 г. Здесь честно написано, что «Всевидящее око» А-100 «Премьер», имеющий значительно улучшенные ТТХ, в этот список не попал, поскольку серийно пока не производится и едва ли станет массовым ввиду технической сложности и дороговизны. А у ведущих, завравшегося «Ростеха», ещё 10 лет назад было время Отправиться на Пенсию, но кумовство?. Теперь А-50У – это всё, чего может позволить РФ. Так «Всевидящее око», оказалось с фингалом. А ведь после изгнания правительства Януковича и захвата власти нацистами, всем стало ясно, что войны не избежать. Вот только МО, ГРУ, ФСБ, почему-то не смогли достучаться до властных структур и предупредить: РФ на пороге войны. Теперь по вине этих структур приходится считать НЕОПРАВДАННЫЕ потери. А ведь что ни выборы, то захватывает дух от Обещанных «Перспектив»- «Не имеющих аналогов в мире». Получается виновата опять 5-ая колонна, а не те, кто принимает решения? Всё-таки точные о них фразы в Библии: «От Иоанна» гл.8. ст. 44. Мы видим, что ВКС РФ не то, чтобы уничтожить, но хотя бы даже всерьез проредить ПВО Украины не смогли. И по сей день вынуждены избегать воздушного пространства над территорией, контролируемой ВСУ. Почему? Тупые америкосы к «Буре в пустыне» привлекли 40 самолетов ДРЛО. Кстати, самолеты этого класса с современными радарами неплохо справляются с разведкой не только воздушных, включая низколетящие, но и наземных целей. Совершенно очевидно, что наши уничтожили бы украинскую ПВО, если б имели такую возможность. При этом средств огневого поражения ЗРК, чьи позиции известны, у нас вполне достаточно. Значит опять тупое кумовство стало главным тормозом развития обороноспособности РФ. Скоро выборы, может это подтолкнёт лукавых рулевых. Начнут хоть что-то делать для блага страны! Ведь Очень хотят долго Рулить, «царствовать!».
    1. 0
      25 сентября 2023 14:56
      советской разработки 1969 г.

      - ошибаетесь, разработка начала 80х годов
    2. -2
      26 сентября 2023 12:05
      Вот только МО, ГРУ, ФСБ, почему-то не смогли достучаться до властных структур и предупредить: РФ на пороге войны. Теперь по вине этих структур приходится считать НЕОПРАВДАННЫЕ потери. А ведь что ни выборы, то захватывает дух от Обещанных «Перспектив»- «Не имеющих аналогов в мире».

      Это всё потому что прозападные либерасты, засевшие во властных структурах до самого последнего момента потворничали Западу и старались всячески тормозить все инициативы Президента и "партии войны", относящиеся к подготовке нашей армии и ВПК к боевым действиям, делали вид что ничего серьёзного не происходит, вот и доигрались, хорошо что хоть сейчас большинство адекватных людей стали прозревать и понимать реальное положение вещей.
      1. +4
        26 сентября 2023 15:32
        Царь не виноват,это просто саботируют инициативы.А есть ли эти инициативы?
        ВВП халявный газ,нефть Европе поставлял по ценам в несколько раз ниже рыночной,видимо это был хитрый план уничтожить европу,да?)
      2. +2
        26 сентября 2023 22:15
        Вот только МО, ГРУ, ФСБ, почему-то не смогли достучаться

        Но, все таки стучали? О чем точно мы не знаем, да, и вряд ли скоро узнаем. Это провал руководства во главе Президентом, что от бывшего разведчика ГРУ я не ожидал. Да, ещё и плана Б не было. Двойной провал, который стоил большой крови.
        1. +1
          26 сентября 2023 23:40
          Цитата: Алексей Лан
          Это провал руководства во главе Президентом, что от бывшего разведчика ГРУ я не ожидал.

          И кто там бывший разведчик ГРУ.
    3. 0
      27 сентября 2023 23:43
      ДРЛОиУ А-100 встало из-за отсутствия радиоэлектронных компонент, импорт заменить нечем. В РФ нет радиоэлектронной промышленности, от слова совсем. В последних китайских смартфонах стоят чипы изготовленные по 7 нановой технологии. В РФ есть линия выпускающая 500 и 350 нановые чипы, это 1985 год. Где РФ находится. Для кораблей и наземной техники это идёт, здесь лишний кГ и кВт роли особой не влияет, а вот там, где летает или в ЭВМ это много значит. В оконечный каскад ФАР нужны мощные специфические транзисторы, это милитари, у нас нет, есть в ЕС и США, т.е. в НАТО, в КНР их нет. Есть ещё много других проблем.
  8. +1
    25 сентября 2023 18:31
    Можно сбивать НАТОвские летающие радары на дальности под 700 км и более, если использовать в качестве разгонной ступени ракету Искандера без БЧ с притороченной вместо или рядом ЗУР воздух-воздух, например, Р-37М, КС-172... Для наведения нужно сплошное радиолокационное поле с помощью загоризонтных и других РЛС.
    1. +1
      25 сентября 2023 20:21
      Цитата: Tektor
      Можно сбивать НАТОвские летающие радары на дальности под 700 км и более, если использовать в качестве разгонной ступени ракету Искандера без БЧ с притороченной вместо или рядом ЗУР воздух-воздух, например, Р-37М, КС-172... Для наведения нужно сплошное радиолокационное поле с помощью загоризонтных и других РЛС.

      судя потому что вскрывается сейчас о состоянии перевооружения, то скорее всего и загоризонтные рлс это тоже если не фейк, то большое преувеличение точно
      1. +1
        25 сентября 2023 22:58
        Загоризонтные рлс предназначены для обнаружения баллистических
        и крылатых ракет стратегического назначения . Их работу можно
        услышать на коротких волнах .
    2. 0
      29 сентября 2023 00:12
      давайте уж так, чтоб наверняка: с мбрэкок головки снимать и ату их!Даже над Атлантикой достать можно будет супостата
  9. +7
    25 сентября 2023 22:13
    Что обсуждать. Спутниковая осталась от Советского Союза, она состарилась, новой нет. Самолеты ДРЛО тоже советского производства. Кто не знает. Советский Союз был ликвидирован 26 декабря 1991 г., а оружие, спутники, самолёты до сих пор защищают граждан России. Самолет ДРЛО и У А-100 , похожий на А-50, разрабатывается с 2002 года, т.е. 20 лет и где он. Его нет, денег тоже нет. Остались проблемы.
    Были предложения сделать стационарные дирижабли ДРЛО и У, аэростаты, установить по периметру границ 50 метровые вышки с радарами и всё это объединить в сеть, но либеральной власти это не нужно. Либералы от СВО пока не пострадали. Надо подождать.
  10. +1
    25 сентября 2023 22:17
    СВО показало что курс РОссии на сухопутные средства наведения рэб и ракеты оказался верен , как верен был и курс уважаемого адмирала Амелько на ПЛ ак основу флота, а вот америкаанские и всякие прозападные копировщики вроде горшкова оказались не правы с их самолетами и крейсерами, сейчас война маскировки, а она для огромного авкса невозможна, не пойму как может тот же а50 реально использоваться в бою с сильным противником это же тихоходная крупная цель, , наши фронтовые самолеты и вертолеты не летают над украиной, только кратко взлетают на нашей стороне и выпукают ракеты и снова скрываются .... а укропские самолеты массово сбиваются, вся сила сша и нато в трусости нашего руководства, ввести бесполетную зону над черным морем и сбить ихний самолет чтоб не повадно было, тут уже один умный комментатор это предложил, я поддерживаю его, а беспилотники сбивать вообще все, хоть натовские, хоть иные, а мы и не знаем что это за разведчики летают над черным морем, может думаем их уже передали украине, очевидно что эти самолеты используются против России значит подлежат уничтожению, насчет удара по севастополю очевидно что разведка особо и не нужна как и наши ракеты просто запускаются по картам, местоположние севастополя и его объектов известно всем,можно даже на гуугл картах посмотреть, а мобильные объекты бесполезно выявлять за за сутки, они должны через день уже быть в других местах... так чтотне все так плохо ак кажется, да и спутниквая группировка вроде наращивпется, в 2014 было всего два разведспуника у рф причем отслуживших срок, теперь вроде их уже новее и больше
    1. -1
      26 сентября 2023 07:30
      по сво судить бессмысленно, оно лишь полигон для нато. зачем им показывать свои новейшие наработки, если всу и в целом со старьем фронт держат и идут в атаку. . а нато сейчас спокойно посмотрят,пустят в производство, а потом как применят...
  11. +2
    25 сентября 2023 23:07
    А почему , собственно , все так прицепились к самолётам дрло ? В крыму же есть горы ! Ставьте на любую низкочастотную рлс , например " небо " , километров 300 она запросто перекроет по " прямой видимости " , да ещё и за горизонт " чуть-чуть " заглянет! И никакой " стелс " от неё не спрячется !
  12. +4
    25 сентября 2023 23:28
    Это попытка оправдаться - кто мешает построить ещё десяток А-50У или ТУ-214Р? Или они дороги настолько, что пусть лучше наши люди гибнут? Кто мешает нам развивать группировку наших спутников на орбите? Всё дорого, но Авдеевку бомбить не будем, пусть ВСУ Донецк и дальше расстреливают - так что-ли?!!!
    Это неуклюжая попытка оправдаться!!!
    1. -1
      26 сентября 2023 07:31
      все дело в возможностях. была бы возможность сровнять украину с землей и победить - сделали бы.
      1. +1
        26 сентября 2023 12:16
        Возможностей более чем достаточно, вот только у некоторых, от кого это напрямую зависит как раз таки с желанием имеются проблемы, но как говорится, чтобы реально что то получилось, нужно чтобы желания полностью совпадали с возможностями.
      2. -1
        26 сентября 2023 15:42
        очевидно вы имеете в виду СЯО и ТЯО по львову, но наше руковдство почему то не спьзует эту возможность
    2. 0
      27 сентября 2023 23:51
      Из чего вы собираетесь строить? Кто будет строить, кадры? Советского Союза нет уже 32 года, а вы размышляете по социалистически.
  13. +2
    26 сентября 2023 01:13
    На самом деле проблема вовсе не в российской ПВО, которая реально является одной из лучшей в мире, перехватывая большую часть воздушных угроз

    А в чём проблема если не в ПВО ?Ровно 8 ракет летело и только 5 сбили а три чётко попали в штаб.Это как 8 ракет перегрузили наше ПВО у которого на полуострове есть: буки,с-300,панцири а может и Торы?А где РЭБ,РЛС,где витязь с-350,где с-400?Панцирь их легко сбивает,так где они?Где современное оружие,да и если оно есть тогда как многоканальное ПВО перегрузили 8 ракетами?А если завтра война с НАТО и полетит не 8 а 88 ракет в одном залпе?
  14. -1
    26 сентября 2023 05:23
    я лично не считал Крым защищенным бастионом. вот если отвечать ядерным оружием по Польше, тогда другое дело
  15. +4
    26 сентября 2023 07:42
    Все проблемы от некомпетентного и непрофессионального обидчевого руководства, прорабы строители не должны управлять нашими вооружёнными силами, только заслуженные военные профессионалы.
    К тому же нам много не говорят и даже врут. Есть сведения, возможно они не верны, но в атаке по штабу ЧФ погиб не один военнослужащий, как пишут, а три десятка офицеров и около сотни раненых, что погиб командующий ЧФ Виктор Соколов. Я уже до этого писал, что когда идёт война, нельзя заседать вот в таких незащищённых штабах, нужно в бункерах работать.
    1. +1
      26 сентября 2023 14:11
      Ну слава Богу жив..... Командующий Черноморским флотом РФ Виктор Соколов принимает участие в коллегии Министерства обороны России. Видео заседания 26 сентября распространила пресс-служба Минобороны.
  16. -2
    26 сентября 2023 09:31
    Ка-31 с радаром, может целый день висеть рядом с фронтом, можно оперативно переоборудовать из Ка-27, 29, 32.
    Десять штук закроют все направления на фронтах!
    Один точно есть, так же можно поставить фазированную РЛС на любой вертолёт Ми-8!
    Когда будут результаты?
  17. +1
    26 сентября 2023 13:50
    Происходящее имеет явно выраженную негативную динамику и заставляет задаться вопросом, почему же Крым, считавшийся чуть ли не самым защищенным бастионом России наравне с западным Калининградом, у противника получается расстреливать буквально на выбор?

    С чего вы взяли что Крым, не говоря уж про Калининград, самые защищенные бастионы России? С того факта, что они напичканы оружием больше чем какой либо другой регион России? А в итоге, в напичканый системами "лучшей в мире ПВО" Крым регулярно "прилетает". Проблем с разведкой нет: вот они корабли у пирсов, и самолеты на аэродромах - то чем "напичканы" Крым и Калининград. Калининград вообще может обстреливаться артиллерией. А Крым ракетами: воздушного, наземного, а при войне с НАТО ракетами морского: надводного и подводного базирования, и планирующими бомбами с самолетов НАТО. Крым и Калининград хороши для проецирования силы, когда мы господствуем в воздушном пространстве Европы и летаем из Калининграда до Парижа, а из Крыма до Рима. Если же для нашей авиации недоступны Одесса и Днепропетровск, не говоря уж про Киев и Львов, то зачем базировать в Крыму авиацию с радиусом 1500км. Под удар подставлять? Су-25 и вертолеты еще куда ни шло. Да и то, Су - 25 целесообразней базировать не в Крыму, а на Кубани, Ростовской и Волгоградской областях. Да до ЛБС будет не 200, а 300 км это 30 минут полета вместо 20. Не принципиальная разница, зато логистика на порядок проще и для будущих ОТР АТАКАМС будем недосягаемы. Теперь флот. Вероятно началось перебазирование подлодок в Новоросийск, где для них в свое время создавалась инфраструктура.
    Спросите: так что же Крым в военном отношении, как место размещения военных объектов, бесполезен? Поскольку мы не способны проецировать силу из Крыма даже на Украину, ответ: ДА! Вот если из Крыма на нас смогут спроецировать силу, что тоже будет непросто ибо если по нам будут бить из Крыма, мы будем бить по Крыму. НАТО никакой Крым не нужен их ударные силы: авиация и флот - мобильны, а значит с с одной стороны могут сконцентрироваться где угодно, а с другой стороны малоуязвимы. Итог в военном отношении Крым, тем более Калининград, чемодан без ручки и если будет выдвигаться условие демилитаризации Крыма, т.е. сведение сил авиации и флота до символических. Надо соглашаться. Те силы что сейчас размещены в Крыму, для НАТО и так символические. Еще в большей степени это касается Калининграда. Превосходство противника в воздухе, на море и на суше там просто подавляющее. Наземного коридора нет, а по морю 1000км в окружении стран НАТО. НАТО Калининградскую область может мгновенно оккупировать независимо есть там наши войска или нет. Вот и зачем они тогда там? Проецировать силу на Европу? Смешно.
    1. 0
      26 сентября 2023 15:48
      согасен, что из Балтийска нужно выводить флот, на БФ достаточно и кораблей третьего ранга и база им есть в кронштадте, также и на ЧФ крупный флот бесполезен хотя подлодкам там есть задачи, однако то же касается и каспийского моря где прохлаждаются безполезно пара корветов и японского моря, все эти корабли необходимы на севере и камчатке и только там, там они могут проигодиться для защиты ближней акватории и обспечения таким образом боевой устойчивости РПКСН .,
  18. +5
    27 сентября 2023 03:58
    Годами тут на сайте банили всех, считая исключительно "врагами народа ", кто хоть немного пытался утихомирить ура-патриотов с их аналоговнетным всепобедительством, рассказывающим сказки, как, например, древние с300 даже комара не подпустят к Крыму, а гениальные российские средства РЭБ не только миноносца Дональда Кука могут заглушить, да и вообще пол Европы потушить за раз .И вот наконец-то всё громче, чаще и совершенно по делу стали появляться вменяемые статьи о реальном состоянии дел в ВС РФ, да пришло окончательное понимание даже у админов сайта, что совершенно стало невозможно скрывать фиговым листком и выдумывать постоянно какие -то мифические причины, почему из-за целого ряда попустительств РФ в целом и её ВС оказались почти в плачевном состоянии, особенно в начальном периоде СВО.И, как бы кому не нравилась манера и тд изложения материала, общения и тд, но именно Сергей Маржецкий наиболее чётко стал "бить в не в бровь, а в глаз".Но лучше поздно, чем никогда.Хорошая статья!
    1. +1
      27 сентября 2023 10:58
      Меня еще год назад за посты в этом духе забанили на месяц,а на "ВО"так вообще пожизненный бан!Одна надежда,на март месяц.Может,придут адекватные люди и поставят всех виновных на свои места.У стенки..
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
      3. Комментарий был удален.
      4. Комментарий был удален.
  19. +1
    27 сентября 2023 08:20
    Ничего Россия не может предоставить в противовес американским или натовским системам.
    Потому, что нету у неё ничего, а главно не хочет создавать, так как , ну не хочет. Как сказал Гайдар, купим у них, зачем нам что либо изобретать и делать.
    1. 0
      27 сентября 2023 14:57
      1.Может !
      2.Но не хочет.Не хочет, потому что не может.
      3.Если не понятен п.1, то смотри п.2
  20. 0
    9 октября 2023 13:41
    Что делать..., что сделать...? Сбивать их грибы и делу конец. Что б не повадно было своё рыло совать куда не просят ...!!!
  21. Voo
    0
    18 октября 2023 05:10
    Цитата: sgrabik
    Вот только МО, ГРУ, ФСБ, почему-то не смогли достучаться до властных структур и предупредить: РФ на пороге войны. Теперь по вине этих структур приходится считать НЕОПРАВДАННЫЕ потери. А ведь что ни выборы, то захватывает дух от Обещанных «Перспектив»- «Не имеющих аналогов в мире».

    Это всё потому что прозападные либерасты, засевшие во властных структурах до самого последнего момента потворничали Западу и старались всячески тормозить все инициативы Президента и "партии войны", относящиеся к подготовке нашей армии и ВПК к боевым действиям, делали вид что ничего серьёзного не происходит, вот и доигрались, хорошо что хоть сейчас большинство адекватных людей стали прозревать и понимать реальное положение вещей.

    Ну хоть одного прозападного либераста во властных структурах показали бы. Но нет, все исключительно провосточные нелиберасты, а некоторые настолько патриотичные, что готовы над родиной ядерные испытания провести. Но воз как стоял, так и стоит.