Вопрос Курил фактически решен: Россия теряет два острова
Согласно сообщениям российских информационных агентств и японских СМИ, переговоры между Россией и Японией о заключении мирного договора перешли в техническую фазу.
На встрече на полях саммита G20 в Буэнос-Айресе Президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии договорились о новом механизме решения проблемы мирного договора между двумя странами.
Заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов и замглавы МИД Японии Такэо Мори назначены спецпредставителями, ведущими переговоры о мирном договоре. Курировать работу спецпредставителей будут министры иностранных дел России и Японии – Сергей Лавров и Таро Коно.
Как ожидается, перед следующим визитом Синдзо Абэ в Россию, если будет такая возможность, планируется провести встречу между главами МИД – Сергеем Лавровым и Таро Коно.
В российском МИД отметили, что изменение формата переговоров не является радикально новым, речь идет только об уточнении этого формата.
Тем не менее, назначение двух спецпредставителей означает, что лидеры России и Японии основное политическое решение приняли, и теперь вопрос может быть передан техническим специалистам.
Суть политического решения в том, что Россия и Япония согласились действовать в духе известной Декларации 1956 года, по которой Россия (в статье 9 Декларации - СССР) «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора».
Ранее Япония возражала против предложений сначала заключить мирный договор, а только потом переходить к обсуждению вопросов о спорных территориях. Собственно, в этом и заключается политический прогресс – стороны вернулись к позициям, обозначенным ими до обострения российско-японских отношений, возникших в результате заключения Японией соглашения об оборонном сотрудничестве с США.
Впрочем, японская газета «Майнити», сообщая о назначении спецпредставителей, оговаривает, что придется разрешить вопросы, поставленные российским президентом, в частности, число и условия передачи островов, а также то, какая страна будет обладать суверенитетом над ними, и что делать с проблемой возможного размещения военных баз США на передаваемой территории.
Напомним, что ранее японская газета «Асахи» сообщала об обещании Синдзо Абэ Владимиру Путину не размещать американские военные базы на спорных островах Курильской гряды, если они будут переданы Японии.
По всей видимости, Владимир Путин и Синдзо Абэ заключили «джентльменское соглашение» – действовать в духе Декларации 1956 года, и реализовать ее статью 9 в полном объеме, если позволит общественное мнение двух стран.
В таком виде компромисс является уступкой с двух сторон – Москва соглашается на передачу островов Хабомаи и Шикотан, а Токио снимает претензии на о. Итуруп и о. Кунашир.
Основной проблемой здесь является общественное мнение в обеих странах. Россияне не хотели бы передавать Японии вообще ни один из спорных островов, и на этом основана официальная позиция МИД России – эти территории находятся под суверенитетом России, а японцы желали бы провести размежевание на Курильской гряде по трактату 1855 года, то есть получить и острова Хабомаи, и о. Шикотан, и о. Итуруп, и о. Кунашир.
Интересен и вопрос о том, какая страна будет обладать суверенитетом надо островами Хабомаи и о. Шикотан, инициированный Владимиром Путиным, когда он комментировал содержание Декларации 1956 года.
Из международной практики кроме наиболее очевидных ответов «конечно, Россия», или «конечно, Япония», известны и более экзотические формы, вроде совладения (кондоминиума»), т.н. «свободной территории» под международным управлением (ну, например, наподобие «свободной территории Триест», существовавшей некоторое время после Второй мировой войны, демилитаризованной зоны, оставления островов под российским суверенитетом, но передачи их в аренду Японии на 99 лет, передачи островов под японский суверенитет и заключения соглашения об аренде их Россией в течение 99 лет, и т.д.
В конце концов, форма, в какой «джентльменское соглашение» может быть реализовано, не так уж и важна. Гораздо важнее другое – а зачем вообще это нужно России, учитывая, что, ни население страны, ни политические партии и движения передачи спорных территорий Японии не хотят, а мирный договор не так уж и нужен, так как состояние войны между Москвой и Токио прекращено уже по той же Декларации 1956 года?
Ни сейчас, ни в краткосрочной перспективе России это, разумеется, никоим образом не нужно. Если с августа 1945 года Япония спокойно сосуществует с Россией, без обладания «Северными территориями», скорее всего, она и еще столько же времени прекрасно обойдется без этих нескольких скалистых клочков земли, омываемых океаном.
Однако долго ли Япония просуществует в виде проамериканского марионеточного государства? Хотя это определение наверняка обидно для японцев, но сейчас и ЕС, и Япония сидят под американским стратегическим зонтиком и в целом несамостоятельны, зависят от Вашингтона.
При этом в Европе набирает силу тенденция к обособлению от США и НАТО, и со временем, с горизонтом лет 50-75, вероятно, ЕС превратится в самостоятельный мировой центр силы. Это же рассуждение применимо и к Японии, и тогда возникает вопрос – насколько дружественной будет по-настоящему независимая мощная Япония к России?
Однако Япония, урегулировавшая территориальную проблему с Россией ко взаимному удовлетворению, в случае выхода из-под американского стратегического зонтика (а тогда она перестанет быть «проамериканской»), представляет собой потенциально весьма выгодный России международный фактор, возможно – интересного регионального партнера, отчасти в противовес КНР, отчасти в противовес США.
На встрече на полях саммита G20 в Буэнос-Айресе Президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии договорились о новом механизме решения проблемы мирного договора между двумя странами.
Заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов и замглавы МИД Японии Такэо Мори назначены спецпредставителями, ведущими переговоры о мирном договоре. Курировать работу спецпредставителей будут министры иностранных дел России и Японии – Сергей Лавров и Таро Коно.
Как ожидается, перед следующим визитом Синдзо Абэ в Россию, если будет такая возможность, планируется провести встречу между главами МИД – Сергеем Лавровым и Таро Коно.
В российском МИД отметили, что изменение формата переговоров не является радикально новым, речь идет только об уточнении этого формата.
Тем не менее, назначение двух спецпредставителей означает, что лидеры России и Японии основное политическое решение приняли, и теперь вопрос может быть передан техническим специалистам.
Суть политического решения в том, что Россия и Япония согласились действовать в духе известной Декларации 1956 года, по которой Россия (в статье 9 Декларации - СССР) «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора».
Ранее Япония возражала против предложений сначала заключить мирный договор, а только потом переходить к обсуждению вопросов о спорных территориях. Собственно, в этом и заключается политический прогресс – стороны вернулись к позициям, обозначенным ими до обострения российско-японских отношений, возникших в результате заключения Японией соглашения об оборонном сотрудничестве с США.
Впрочем, японская газета «Майнити», сообщая о назначении спецпредставителей, оговаривает, что придется разрешить вопросы, поставленные российским президентом, в частности, число и условия передачи островов, а также то, какая страна будет обладать суверенитетом над ними, и что делать с проблемой возможного размещения военных баз США на передаваемой территории.
Напомним, что ранее японская газета «Асахи» сообщала об обещании Синдзо Абэ Владимиру Путину не размещать американские военные базы на спорных островах Курильской гряды, если они будут переданы Японии.
По всей видимости, Владимир Путин и Синдзо Абэ заключили «джентльменское соглашение» – действовать в духе Декларации 1956 года, и реализовать ее статью 9 в полном объеме, если позволит общественное мнение двух стран.
В таком виде компромисс является уступкой с двух сторон – Москва соглашается на передачу островов Хабомаи и Шикотан, а Токио снимает претензии на о. Итуруп и о. Кунашир.
Основной проблемой здесь является общественное мнение в обеих странах. Россияне не хотели бы передавать Японии вообще ни один из спорных островов, и на этом основана официальная позиция МИД России – эти территории находятся под суверенитетом России, а японцы желали бы провести размежевание на Курильской гряде по трактату 1855 года, то есть получить и острова Хабомаи, и о. Шикотан, и о. Итуруп, и о. Кунашир.
Интересен и вопрос о том, какая страна будет обладать суверенитетом надо островами Хабомаи и о. Шикотан, инициированный Владимиром Путиным, когда он комментировал содержание Декларации 1956 года.
Из международной практики кроме наиболее очевидных ответов «конечно, Россия», или «конечно, Япония», известны и более экзотические формы, вроде совладения (кондоминиума»), т.н. «свободной территории» под международным управлением (ну, например, наподобие «свободной территории Триест», существовавшей некоторое время после Второй мировой войны, демилитаризованной зоны, оставления островов под российским суверенитетом, но передачи их в аренду Японии на 99 лет, передачи островов под японский суверенитет и заключения соглашения об аренде их Россией в течение 99 лет, и т.д.
В конце концов, форма, в какой «джентльменское соглашение» может быть реализовано, не так уж и важна. Гораздо важнее другое – а зачем вообще это нужно России, учитывая, что, ни население страны, ни политические партии и движения передачи спорных территорий Японии не хотят, а мирный договор не так уж и нужен, так как состояние войны между Москвой и Токио прекращено уже по той же Декларации 1956 года?
Ни сейчас, ни в краткосрочной перспективе России это, разумеется, никоим образом не нужно. Если с августа 1945 года Япония спокойно сосуществует с Россией, без обладания «Северными территориями», скорее всего, она и еще столько же времени прекрасно обойдется без этих нескольких скалистых клочков земли, омываемых океаном.
Однако долго ли Япония просуществует в виде проамериканского марионеточного государства? Хотя это определение наверняка обидно для японцев, но сейчас и ЕС, и Япония сидят под американским стратегическим зонтиком и в целом несамостоятельны, зависят от Вашингтона.
При этом в Европе набирает силу тенденция к обособлению от США и НАТО, и со временем, с горизонтом лет 50-75, вероятно, ЕС превратится в самостоятельный мировой центр силы. Это же рассуждение применимо и к Японии, и тогда возникает вопрос – насколько дружественной будет по-настоящему независимая мощная Япония к России?
Однако Япония, урегулировавшая территориальную проблему с Россией ко взаимному удовлетворению, в случае выхода из-под американского стратегического зонтика (а тогда она перестанет быть «проамериканской»), представляет собой потенциально весьма выгодный России международный фактор, возможно – интересного регионального партнера, отчасти в противовес КНР, отчасти в противовес США.
Информация