Машины пылятся на складах: что происходит с авторынком России?
Цены на автомобили в России продолжают расти. Учитывая, что теперь к этому прибавилась стремительно растущая стоимость бензина, поездки на личном транспорте для некоторых становятся уже своего рода роскошью. Что делать и поможет ли нам китайский автопром?
Сразу несколько СМИ в сентябре сообщили о заметном росте стоимости новых автомобилей, который в августе составил от 4 до 20%. Прирост заметен прежде всего на технику с более мощными двигателями. Ожидается, что цены продолжат идти вверх. Эксперты предполагают, что прайс может подскочить еще минимум на 10% до конца года.
Существует две рациональные причины, объясняющие рост цен на автомобили. В первую очередь слабый курс рубля приводит к увеличению стоимости для импортных машин. Вторым фактором стало повышение ставки утилизационного сбора с 1 августа. Больше объем двигателя — выше фиксированная ставка.
Такое увеличение платы уже сказалось на структуре расходов многих автопроизводителей и импортеров, поэтому они вынуждены резко пересмотреть свою ценовую политику. Даже такие местные бренды, как «Москвич», где содержание российских компонентов минимально, увеличили цены на свои автомобили примерно на 10% с августа.
Подняли цены и такие крупные отечественные производители, как УАЗ и АвтоВАЗ. Там рост составил 2-8% в зависимости от комплектации. Производители объясняют это подорожанием импортных запасных частей, прайс на которые взлетел вверх из-за слабого рубля.
Несмотря на стремительную инфляцию, рынок автомобилей пока не видит снижения спроса. Дилеры утверждают, что рост цен не сказывается на продажах. В августе было реализовано более 100 тысяч автомобилей, это на 15% больше, чем в июле, и почти в два и 0,5 раза больше, чем в августе 2022 года.
Стоит отметить, что иностранные подержанные автомобили также становятся активной составляющей российского авторынка. По результатам исследования «Авито Авто», ввоз таких транспортных средств на территорию РФ в июне-июле 2023 года увеличился на 181,1% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Почти двукратное увеличение ввоза – явное свидетельство того, что покупатели не слишком доверяют отечественным авто в плане надежности, а с другой стороны, это весомый повод задуматься над ценообразованием в отечественном автобизнесе. Средняя стоимость б/у автомобилей, которые привезли в Россию, около 1,9 млн рублей. В общем, подержанный Ford пока выглядит привлекательней новенького «Москвича» в стоке.
Действительно, несмотря на возросший спрос, простое увеличение цен может негативно сказаться на долгосрочной перспективе предприятий, т. к., вероятно, приведет к снижению спроса на автомобили при сохранении доходов покупателей на прежнем уровне. Речь в первую очередь о реальных, а не номинальных доходах.
В период с января по май 2023 года Китай направил в РФ более 287 тысяч машин. Россия стала главным импортером автомобилей, произведенных в Поднебесной, так считает Китайская ассоциация автопроизводителей.
Согласно данным от Ассоциации европейского бизнеса, на первых строчках продаж в РФ находятся китайские автобренды Chery и Haval. Однако стоит отметить, что автопром нашего восточного соседа не стремится активно занять российский рынок. На этот шаг их побуждают отечественные представители бизнеса, которые после ухода большей части глобальных брендов оказались в кризисе.
Тем не менее некоторые эксперты предполагают, что для китайских автопроизводителей российский рынок не является приоритетом из-за его небольшого объема по сравнению с внутренним рынком Китая. Прогноз Минпромторга на 2024 год предполагает продажи всего 1,1 млн легковых авто в РФ, в то время как объем китайского рынка составляет 26-28 млн новых авто ежегодно. С одной стороны, все правильно. Россия для Китая как маленький овощной ларек по сравнению с супермаркетом. Но сейчас в Поднебесной идет нешуточная борьба между производителями, названия которых ничего не скажут даже тем, кто внимательно читает все автомобильные журналы. Рынок РФ же пока не блещет разнообразием марок, поэтому есть возможность занять местечко под солнцем. Небольшое, зато свое.
Есть еще один нюанс, почему массового вторжения китайских машин на российский рынок в ближайшее время не произойдет. Причиной тому — низкая покупательская способность россиян, реальный доход которых не демонстрирует роста, а также сохраняющееся скептическое отношение к китайским брендам. Вследствие низкого уровня продаж проникновение на отечественный рынок может оказаться ненадежной инвестицией для китайских компаний.
К тому же, согласно исследованию «Ромира», большая часть российских автовладельцев (82%) считают текущее время неудачным для покупки нового авто. Вместе с этим за последние полгода количество тех, кто ожидает роста цен на машины, увеличилось на 6 пунктов, до 71%. Все эти показатели наталкивают на мысль о стабильности российского авторынка и туманных перспективах его захвата со стороны китайских автопроизводителей. Скорее всего, большие партии китайских кроссоверов будут пылиться на складах, а захотят ли дилеры снижать на них цену — вопрос из разряда риторических.
Также стоит учитывать, что на российском автомобильном рынке присутствуют не только иностранные, но и отечественные производители, которые также могут конкурировать с китайскими брендами. Впрочем, к чему лукавство. На сегодня большинство российских автомобилей по факту имеют китайское происхождение. Этим и объясняется динамика расширения модельного ряда. Например, к 2024 году на калининградском «Автоторе» собираются выпускать 15 моделей автомобилей. В следующем году на конвейере будут уже 25 позиций.
В целом, основываясь на нынешней ситуации, действительно сложно ожидать какого-то резкого и значительного изменения динамики на автомобильном рынке РФ в ближайшие годы. Вероятнее всего, в наиболее выигрышном положении окажутся автосервисы. В условиях, когда новая машина стоит неподъемных денег или не удовлетворяет по качеству, остается или ходить пешком, или обращаться к автомеханикам.
Информация