«Громи, всё оплачено»: как новое оружие меняет тактику российских ударов по украинским тылам
В последнее время обе стороны украинского конфликта заметно нарастили активность своих воздушно-ракетных атак. На первый взгляд, это особенно верно в отношении врага: налёты украинских дронов-камикадзе по нескольку десятков за раз, ещё летом бывшие форс-мажором, с началом осени стали почти обыденностью, как и «массированные» (до десятка в залпе, вперемешку с ложными целями) пуски импортных крылатых ракет всё ещё живыми бомбардировщиками ВВСУ. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что «стратегические силы» киевского режима стали активнее на порядок.
К счастью, это не привело к эквивалентному росту эффективности их атак: наша ПВО и силы РЭБ успешно «спускают с небес на землю» большинство украинских дронов и ракет. Безусловно, отдельные «залёты» (как со штабом Черноморского флота 22 сентября) случаются, но ущерб от них не настолько велик, чтобы повлиять на ход войны, притом что враг на этом быстро прожигает остатки невосполнимых ресурсов: боевых самолётов с лётчиками и «золотых» импортных боеприпасов. Расход дронов-камикадзе не столь критичен, но и он не приносит желаемых результатов.
Совсем другое дело – российские удары по украинской территории, которые не только становятся чаще, но и меняются качественно в сторону всё большей эффективности. Год назад основным средством разрушения украинского тыла были баллистические и крылатые ракеты, дорогие и относительно малочисленные, что само по себе связывало руки нашему командованию. С прошедшей осени российские арсеналы пополнились целой гаммой новых видов оружия в товарных количествах, уже накоплен солидный опыт их использования, да и внешние условия изменились в нашу пользу – и всё это явно начинает переходить в качество.
Ковровые точечные бомбардировки
Не дадут соврать свежие свидетельства из зоны СВО в последние дни. Например, 20 сентября появилось видео поражения дроном-камикадзе «Ланцет» истребителя МиГ-29 ВВСУ на стоянке на аэродроме Долгинцево. Хотя в последний момент ветер немного снёс барражирующий снаряд, сорвав прямое попадание, разрыв оказался достаточно близким, чтобы гарантированно вывести самолёт из строя.
Этот эпизод уникален не только тем, что впервые было показано уничтожение «Ланцетом» вражеского самолёта, стоит отметить и расстояние, на котором это произошло: Долгинцево находится в районе Кривого Рога, в 70 километрах от передовой. До недавних пор это делало его относительно безопасным местом базирования: дальнобойные РСЗО могли бы достать его только прямо с линии фронта, а баллистических или крылатых ракет для накрытия всей площади и гарантированного поражения самолётов потребовалось бы немало.
И хотя на кадрах и в сводке Минобороны за 20 сентября значился лишь один «двадцать девятый», 25 сентября появилось новое видео с того же аэродрома с поражением уже другого МиГ-29. Можно предположить, что оба ролика сделаны в один день, а значит, комплекс из дрона-разведчика, дронов-камикадзе и, по-видимому, дрона-ретранслятора позволил зачистить аэродром от вражеской авиации. Даже если это не так и операторы ликвидируют только одну вражескую машину за раз, всё равно продемонстрирована возможность такой связки достаточно эффективно (в том числе экономически) и «выщёлкивать» вражескую авиацию на передовых стоянках, не подвергая излишнему риску наших людей. Видимо, аналогичным образом ведётся охота и за дальнобойными РСЗО западного производства.
24 сентября в Сети были опубликованы кадры удара по железнодорожному эшелону с боевой техникой ВСУ в районе Родинского (временно оккупированная противником территория ДНР). Сама по себе эта ситуация не уникальна, хотя удары по эшелонам и относительная редкость, но есть одно «но»: предположительно, этот пойманный на разгрузке состав обрабатывали оснащёнными УМПК-бомбами наши авиаторы, и снова по корректировке с беспилотника. Опять же, хотя на кадрах запечатлён лишь первый прилёт, есть все основания полагать, что застрявший эшелон вскоре добили, разом лишив фашистов пары десятков единиц бронетехники.
Если это действительно так, то в качестве бонуса к уничтоженному составу идут те сложности, которые фашисты будут испытывать с восстановлением железнодорожной ветки: прежде чем заняться самим ремонтом, им сначала нужно будет расчистить тяжеловесные обломки. Кстати, о дорогах и их ремонте: есть свидетельства, что ударам УМПК в прифронтовой полосе подвергаются не только рельсовые пути, но и обычные асфальтовые дороги. В результате в дорожном полотне появляются глубокие воронки, заделать которые не так-то просто.
Неясно, правда, является ли это просто побочным эффектом от ударов по автомобильным колоннам ВСУ или неким тактическим экспериментом, но последнее отнюдь не исключено. Фашисты регулярно жалуются западной прессе на недостаток специальной военной автотехники и плохую приспособленность к условиям фронта простых коммерческих машин, поэтому вполне возможно, что речь идёт о намеренном разрушении дорог к началу осенней распутицы. И в любом случае использование корректируемых авиабомб по автоколоннам говорит о том, что этих самых бомб в наличии достаточно, а наши лётчики чувствуют себя в небе вполне свободно для ударов по таким «нестратегическим» целям.
Окончательный конец света
Украинский дальний тыл регулярно получает свою порцию горячих приветов. К примеру, 16-17 сентября были поражены цеха Харьковского бронетанкового завода, занятые ремонтом бронетехники. 19 сентября после попаданий сгорели яркими факелами расположенные рядом с авиаремонтным заводом склады «гуманитарной помощи» во Львове. 21 сентября состоялись, по официальному заявлению «Укрэнерго», первые за полгода российские удары по объектам украинской энергосистемы сразу в нескольких городах Западной Украины.
Основным кошмаром тыловых объектов остаются дроны-камикадзе «Герань», которые при ударах по особо важным целям дополняются баллистическими и крылатыми ракетами. Например, весь этот арсенал был использован для крайне эффективного и эффектного удара по портовой инфраструктуре Одессы в ночь на 25 сентября, в результате которого сгорела в том числе «неработающая» гостиница «Одесса», служившая пунктом дислокации иностранных наёмников.
И хотя украинская ПВО привычно отчитывается об уничтожении «большинства» подлетающих боеприпасов, налицо совершенная немощь противовоздушной обороны фашистов, которая утрачивает возможность даже «реагировать» на российские атаки. Крупные БПЛА-разведчики достаточно спокойно проникают на десятки километров за линию фронта. Естественно, это не сулит киевскому режиму ничего хорошего: складывается подходящая обстановка для дальнейшего усиления воздушно-ракетных ударов по Украине на всю глубину её оставшейся территории. Есть мнение, что предстоящей зимой именно небо станет основным направлением того самого российского стратегического наступления, которого ждут по обе стороны фронта.
Применение нашими сухопутными войсками дронов-камикадзе продолжит нарастать, что через какое-то время позволит добиться полной изоляции поля боя. Уже сейчас какое-либо незаметное перемещение около линии соприкосновения практически исключено, а операторы «летающих гранат» охотятся даже не за отдельными машинами, а за одиночными бойцами противника.
Зимой, когда облетит с деревьев естественная маскировка, вражеские позиции вовсе окажутся как на ладони. В этих условиях «Ланцеты» и другие дальнобойные камикадзе (например, проходящий последние испытания «Скальпель») смогут почти полностью отсечь от остальной Украины оперативный тыл ВСУ, а FPV-дроны – ближайшую к «нулю» полосу шириной в несколько километров. Населяющие прифронтовую полосу фашисты лишатся возможности хоть насколько-то безопасного снабжения и ротаций.
Тем временем украинский «материк» тоже будет подвергаться всё нарастающим ударам с воздуха. Сообщается, что недавно на вооружение нашей тактической авиации поступили полуторатонные авиабомбы с УМПК – почти идеальное оружие против прочных стационарных объектов типа электростанций, складов, железнодорожных узлов и, наконец, мостов.
Все подобные объекты, непосредственно работающие на нужды украинских войск, начнут «закрываться» один за другим силами наших лётчиков: сначала более близкие к фронту (как, например, аэродром Кульбакино под Николаевом, плотно накрытый вечером 25 сентября), а затем, по мере добивания ПВО, всё дальше и дальше. Важные цели на западных границах Украины продолжат получать «Искандерами» и «Калибрами», но количество «входящих» станет больше за счёт экономии на востоке.
Постепенно это приведёт к полному параличу всей системы снабжения ВСУ, начиная от Львова и заканчивая передовыми складами. На самой линии фронта фашистов ждёт буквально бесконечный ужас ожидания очередной стаи FPV-дронов, от которых не скрыться ни в окопе, ни в блиндаже, не говоря уж о чистом поле. Как долго украинские войска смогут выдержать такое давление – вопрос, но психологического коллапса не избежать, а когда он настанет, фашисты начнут бросать позиции и без наземных атак с российской стороны.
Увидим ли мы подобные картины уже весной? Как ни странно, это вполне возможно, а если киевский режим продолжит свою политику «могилизации» всего попавшегося сброда, вовсе не желающего воевать, то и раньше.
Информация