Железные дороги России открываются для бизнеса
Частные железные дороги являются большой редкостью для современной России. За исключением Тиманской железной дороги (ТЖД) и небольших по длине подъездных подходов, каких-либо других примеров на территории РФ найти довольно трудно. Первым полноценным таким проектом может стать Тихоокеанская железная дорога, которая должна соединить Эльгинское каменноугольное месторождение в Якутии с портом Эльга в Хабаровском крае. Его реализацией в настоящее время занимается компания «ЭЛСИ».
Первое предложение о строительстве линии необщего пользования от угольного месторождения в Якутии до северо-западного берега Удской губы Охотского моря в Хабаровском крае публично прозвучало в июле 2021 года на совещании в правительстве Российской Федерации, когда велись переговоры о модернизации Байкало-Амурской магистрали. Изначальный план, который был представлен Министерством транспорта РФ, предполагал, что строительные работы должны будут стартовать в 2023 году, а уже через пять лет новая железная дорога будет введена в эксплуатацию. Однако угольная компания «ЭЛСИ» приняла решение ускорить темпы работ, дав старт строительству в прошлом году. Планируется, что первые составы по новому железнодорожному пути должны начать курсировать уже к концу 2024-го.
Нетрудно определить, что новый маршрут позволит соединить между собой два крупных промышленных объекта. Первый из них – Эльгинское месторождение коксующегося угля, добыча на котором стартовала в 2011 году. Стоит отметить, что залежи угля на данном разрезе довольно высокого качества, они характеризуются низким содержанием серы и фосфора, его запасы превышают два миллиарда тонн. В 2020 году добыча составила 7 миллионов тонн, работа на объекте ведется вахтовым методом, для этих целей в 2011-м неподалеку от месторождения был создан рабочий поселок Эльга, который будет включать в себя пять жилых микрорайонов для комфортного проживания трех тысяч человек. Второй – порт Эльга, строительство которого осуществляется в настоящее время. Предполагается, что в 2024 году новый терминал сможет переваливать 5 миллионов тонн угля в год, к 2025-му порт должен будет выйти на отгрузку в 30 миллионов тонн. Глава Хабаровского края Михаил Дегтярев ранее заявлял, что новый порт займет пятую строчку в Российской Федерации по объему перевалки угля. Терминал станет включать в себя пять причалов, часть из них будет способна принимать суда дедвейтом до 55 тысяч тонн, еще у части причалов смогут швартоваться корабли дедвейтом до 85 тысяч тонн.
После завершения строительных работ протяженность Тихоокеанской железной дороги составит 531 километр, а с учетом разъездов и станций – 626. Ранее многие эксперты называли проект нереальным из-за сложности строительства в непростых географических условиях (тайга и безлюдная местность). В августе 2023 года было объявлено о прокладке 200 километров пути. Так, со стороны Эльгинского угольного месторождения удалось уложить 140 километров, а со стороны мыса Манорский в Хабаровском крае – 60. Также не стоит забывать о том, что новый железнодорожный маршрут будет включать в себя строительство нескольких мостов. К настоящему времени завершено возведение трех самых сложных с инженерной точки зрения мостовых сооружений. Стоимость строительства Тихоокеанской железной дороги оценивается в 146,6 миллиарда рублей. Все средства будут взяты из частных источников, срок их окупаемости составит семь лет. В реализации проекта принимают участие четыре крупных подрядчика: «Рудтех», «Современные горные технологии», «СибГТК» и «Техвеб».
Необходимо также несколько слов сказать о компании «ЭЛСИ», в собственности которой будет находиться новая железная дорога. Ключевые активы компании располагаются на востоке Российской Федерации. Исходя из их географического расположения нетрудно предположить, что основные рынки сбыта компании приходится на государства Азиатско-Тихоокеанского региона (Китайская Народная Республика и Индия), что особенно актуально в сложившихся геополитических условиях. Конечными бенефициарами «ЭЛСИ» являются бизнесмен Альберт Авдолян (80%) и генеральный директор угольного холдинга Александр Исаев (ему принадлежит 20% через ООО «ЭнергоГрупп»).
Новые геоэкономические реалии привели к тому, что стабильные поставки ресурсов в восточном направлении стали одной из ключевых целей многих российских компаний, не неисключение и «ЭЛСИ». На данный момент достижение результата напрямую зависит от того, насколько оперативно удастся реализовать проект строительства Тихоокеанской железной дороги. Поэтому, несмотря на все климатические и экономические трудности, компания делает все возможное, чтобы ввести в эксплуатацию новый железнодорожный маршрут уже к 2024 году.
Кроме того, хочется отдельно подчеркнуть, что в строительстве железнодорожных путей во всей РФ наблюдается огромная необходимость. Давно не реконструируемые станции и перегоны уже не обладают теми пропускными возможностями, которые позволят обеспечить товарооборот и грузооборот, необходимый нашей стране в условиях трансформации многих логистических маршрутов. В данной ситуации появление частных железных дорог должно стать одним из способов, который позволит ускорить темпы строительства новых маршрутов.
К главным преимуществам строительства частных железных дорого можно отнести следующие факторы:
– зачастую представители бизнес-сообщества гораздо эффективнее государственных властей следят за использованием денежных средств, так как речь идет о личном капитале. Подобная методика во многом нивелирует риски, связанные с тем, что проект не будет доведен до своего логического завершения;
– частный сектор гораздо грамотнее реагирует на изменения конъюнктурных условий на рынке. Ради личных интересов компании вынуждены осуществлять регулярный мониторинг всех экономических процессов. Речь идет о колебании цен на различные виды ресурсов, трансформации условий экспорта и административных нововведениях. Довольно часто государственные проекты попросту начинают не поспевать за рыночными условиями, что снижает рентабельность появляющихся объектов в будущем;
– при появлении развитой и разветвленной системы частных железных дорог в России появится возможность решить вопрос с монополистическим характером ценообразования на использование исключительной транспортной инфраструктуры, что позволит придать более рыночный характер железнодорожным перевозкам внутри страны.
Информация