«Призрак» Сахалинского моста

28

Современный проект строительства моста, который связал бы континентальную часть нашей страны с Сахалином, обсуждается в РФ с 1999 года. На тот момент возведение новой железнодорожной переправы даже вошло в федеральную целевую программу, полностью исполнить которую так и не удалось. Спустя 24 года Сахалин остается островом, который практически никак не соединен с транспортной системой остальной страны, а перед правительством РФ вновь встает вопрос, где взять деньги на реализацию данного проекта?

Стоит отметить, что первые планы по строительству моста на остров Сахалин появились задолго до XXI века. Так, еще во времена Российской империи предлагалось соединить материковую часть государства с островом насыпью, но до реальных работ тогда дело не дошло. Уже во времена Советского Союза (в начале 1950-х годов) рассматривалось целых три варианта (насыпь, тоннель или мост), в итоге было принято решение остановиться именно на тоннельном переходе. Были определены все ответственные структуры, подготовлена вся необходимая документация. Все запланированные работы предполагалось завершить к 1955 году, но смерть главы СССР Иосифа Сталина внесла свои коррективы, и проект вновь был отложен до лучших времен.



Активный интерес к строительству моста возобновился уже во времена Российской Федерации. Так, в 2002 году была проведена специальная экспертиза, по итогам которой был сделан вывод, что с технической точки зрения проект строительства транспортного перехода на Сахалин реализуем. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинки оценивал стоимость строительства моста (длина чуть менее 6 километров) и 500 километров двухколейной железной дороги в сумму до 500 миллиардов рублей. Необходимо также обратить внимание на тот факт, что проект включал в себя только железнодорожную переправу (без автомобильной части), так как одно лишь строительство подходных автодорог привело бы к значительному росту стоимости проекта, в связи с серьезной недоразвитостью автомобильной инфраструктуры на Дальнем Востоке России.

Немаловажным фактором, который также препятствует строительству моста, является мнение многих экспертов и отечественных государственных деятелей о том, что с экономической точки зрения данный проект будет абсолютно бесполезен, если параллельно с этим не будет введен в эксплуатацию мост, который соединит остров Сахалин с японским островом Хоккайдо. Продление Транссибирской железнодорожной магистрали до одного из островов Японии позволит увеличить грузооборот на сахалинском мосту, превратив его в привлекательный транзитный коридор, что позволит ускорить его окупаемость. Если говорить еще о более отдаленных перспективах, то дополнительная модернизация автомобильной инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Сибири может привести к формированию транзитного коридора Япония – Евросоюз. Подобный вариант потребует значительно больших инвестиций, но после реализации может составить реальную конкуренцию существующим на данный момент морским маршрутам.

Нетрудно догадаться, что в сложившихся геополитических условиях подобное развитие сюжета является крайне маловероятным (по политическим причинам Евросоюз и Япония не заинтересованы в сотрудничестве с Российской Федерацией), а без этого строительство железнодорожного перехода на Сахалин может превратиться в тупиковое направление, которое будет крайне проблематично обеспечить необходимыми объемами грузов. В настоящее время экономическая деятельность, которая ведётся на острове, количественно не дотягивает до такого уровня, который позволял бы рассчитывать экономическую целесообразность данного проекта.

Однако нужно понимать, что кроме экономической составляющей, новый мост имеет и важное социальное значение. Население острова на данный момент составляет около 450 тысяч человек, которые находятся практически в полной транспортной изоляции от континентальной части Российской Федерации. Транспортная переправа на Сахалин позволила бы на порядок улучшить привлекательность данной территории для россиян, многие люди смогли бы рассматривать остров как потенциальное место постоянного жительства. Регулярное и развитое железнодорожное сообщение с островом привело бы к снижению уровня цен на некоторые товары, что также может положительно сказаться на уровне жизни его жителей.

При реализации таких крупных проектов всегда довольно остро стоит вопрос финансирования. В 2018 году в РЖД выступили с предложением о финансировании строительства моста на Сахалин через механизм концессионного соглашения. Планировалось найти компанию, которая будет заинтересована в строительстве отдельных участков проекта, взамен она получит право на эксплуатацию возведенного объекта на возмездной основе, собирая доход от его использования в свою пользу. Многие эксперты были не согласны с такой формой финансирования, подчеркивая, что все концессии в железнодорожной отрасли несут большой риск для государства. Критика специалистами привлечения сторонних инвестиций от представителей бизнеса привела к тому, что в 2019 году на совете директоров РЖД вопрос механизма привлечения частных инвестиций не рассматривался. По последним данным, финансирование строительства всех объектов, предусмотренных проектом, будет происходить из бюджета (100 миллиардов рублей), Фонда развития Дальнего Востока (90 миллиардов рублей) и Корпорации развития Сахалинской области (60 миллиардов рублей). Основная инвестиционная нагрузка ляжет на РЖД. Кроме того, в рамках данного проекта участникам предлагается нулевая ставка налога на имущество до 2073 года.

В заключение хочется добавить, что целесообразность строительства моста на остров необходимо оценивать не только с точки зрения быстрой окупаемости вложенных средств и технической возможности реализовать проект. Крайне важными в данном вопросе являются и перспективы развития всего российского Дальнего Востока. Социально-экономический потенциал острова, заключающийся в реализуемых на его территории программах дальневосточного гектара и льготной ипотеки, станет только выше, в случае появления здесь такого крупного объекта транспортной инфраструктуры.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    1 октября 2023 08:56
    Ротенберг кушать хочет
  2. +7
    1 октября 2023 09:25
    Надо строить. Инфраструктура - двигатель развития.
  3. +8
    1 октября 2023 09:55
    Если бы во времена Россиийской империи государь думал бы только об окупаемости Трансиба, то ж/д до Владивостока никогда не была бы построена.
    Инфраструктурные проекты нужно всегда реализовывать.
    1. +5
      1 октября 2023 11:36
      Не надо путать разные вещи, там, где необходимо, нужно строить, там где можно обойтись другими более дешёвыми средствами, нужно обходиться этими средствами. Мост , тонель , насыпь на Сахалин не первейшая необходимость, ибо ждёт строительство более необходимых стратегических путей на Дальнем Востоке. Вот постройка регулярной паромной переправы на Сахалин с достаточным числом большегрузых паромов, необходима, эти паромы возможно применять на разных направлениях Тихоокеанского региона, на Магадан, Владивосток до Камчатки. Это гораздо дешевле и является мобильным ресурсом, при изменяющихся потребностях, возможен широкий маневр. Тихоокеанский регион ждё большие потрясения (США-КНР), тому надо готовиться, мобильный большой флот паромов очень пригодиться.
      1. +1
        1 октября 2023 20:22
        Добавление. Большегрузые паромы (с возможностью перевозить вагоны) являются по сути УДК в гражданском использовании. Нужно строить не УДК , а универсальные паромы, в мирное время использовать как паромы , при необходимости мобилизация, как мобилизируется и весь гражданский флот на нужды обороны. О мостах, и насыпях на Сахалин на сегодня не реально по многим причинам и нужно отложить на будущее, тоннели вообще не годятся по сейсмике региона .Если имеются рупии или юани, на них и заказывать паромы, ибо их нужно десятками.
        1. D O
          +3
          2 октября 2023 00:22
          Владимир Тузаков, Вы абсолютно правильно упомянули про нужды обороны.
          Ибо в случае военного конфликта в регионе, обсуждаемый супердорогой мост станет приоритетной целью.
          Столь избыточно дорогостоящие инфраструктурные проекты с прицелом на далекую перспективу, хороши в более спокойные времена.
          А что касается логистики с континента на Сахалин, её конечно нужно развивать, но соразмерно сегодняшним потребностям и их срокам.
  4. +5
    1 октября 2023 10:45
    Если в России скопилось много юаней в результате перекоса в торговле с Китаем, то почему бы за эти юани не нанять китайскую компанию для постройки сахалинского моста?
    Тем более, что опыт строительства подобных сооружений у китайских строителей есть.
  5. Voo
    0
    1 октября 2023 11:57
    В перестроичные годы рассказывали о начале строительства туннеля на Сахалин при т. Сталине, теперь про мост. Судя по трудностям в эксплуатации крымского моста, на Сахалин нужно рыть тоннель, а не метро в Москве.
    1. +1
      1 октября 2023 12:06
      Сахалин сейсмоопасный регион. Мост можно восстановить, а туннель?
  6. Voo
    +3
    1 октября 2023 12:00
    Цитата: prior
    Если в России скопилось много юаней в результате перекоса в торговле с Китаем, то почему бы за эти юани не нанять китайскую компанию для постройки сахалинского моста?
    Тем более, что опыт строительства подобных сооружений у китайских строителей есть.

    Да конечно, зачем заморачиваться - подготовка специалистов, материалов, социалки для строителей. А так денег отжали, китайцем заказали. Красота! Корейцев на сво, вообще красиво.
    1. +2
      2 октября 2023 08:52
      Если строить будут свои, сроки строительства возрастут как минимум вдвое, а цена втрое.
      Коррупцию в России пока никто не отменил. За воровство миллиардов не расстреливают.
  7. +3
    1 октября 2023 12:26
    Железнодорожный транспорт это пассажиры и грузы. Ехать с Сахалина в Сочи на поезде десять дней туда десять дней обратно то еще приключение. Т.е. альтернативы воздушному транспорту я в железнодорожном не вижу. Грузы. Самый дешевый вид грузоперевозок морские. Правда не все порты Сахалина круглогодичные, но на юге круглогодичные, например Холмск. Да, перевалка грузов вагон - трюм - вагон и по сахалинской ЖД конечно усложняет перевозки, но удорожает ли? Есть ли сейчас у страны средства на проект скорее имиджевый, чем остро необходимый? К тому же сейчас реализуется проект моста через Лену у Якутска, весьма сложный и затратный. Мост на Сахалин будет отложен до лучших времен.
  8. 0
    1 октября 2023 12:48
    Мост на Сахалин нужен и ЖД, и автомобильный. Вопрос упирается в деньги, а денег нет. Вот и начинают изобретать всякие отговорки. Стоит необходимость строительства скоростной ЖД и скоростной четырехполосной автодороги Москва-Владивосток. Денег нет. Народ на Дальнем Востоке жить не хочет, все едут в европейскую часть РФ. Первая причина транспортная оторванность от центра и ещё космические цены на билеты. Климат и жизненные условия на южном Сахалине не такие уж и плохие.
  9. +4
    1 октября 2023 21:14
    Население Крыма 2 млн. человек. Крым был всесоюзным курортом, сейчас стал всероссийским курортом. Стратегически превосходствующее положение Крыма на Черном море очевидно. Поэтому Крымский мост нужно было строить по любому.
    Население Сахалина 460 тыс. человек. Шахты закрыты, леспромхозы закрыты, рыбаков нет ни в Поронайске, ни в Невельске, все ушли в Приморье. Нефть и газ грузят в танкеры и газовозы прямо на месте добычи или переработки ( нефтяные платформы на севере, Корсаковский СПГ ). Короче, строить на Сахалине мост - это просто понты.....
    1. +1
      2 октября 2023 00:28
      в чем превосходящее положение Крыма то?Мы не в 17 веке живем,технологии полностью обнулили ваши гениальные доводы про местоположение,а если доводы про клятую нату,то Турция и Румыния передает пламенный привет,они имеют очень хороший доступ к чр.
  10. +2
    1 октября 2023 22:31
    Население острова на данный момент составляет около 450 тысяч человек, которые находятся практически в полной транспортной изоляции от континентальной части Российской Федерации.

    О какой транспортной изоляции идёт речь. Грузы идут, хотя и с перевалкой. Народ в отпуск и к тёще на блины летает и поездом несколько суток точно не поедет. Не нужно преувеличивать проблему. А население менее полумиллиона. Интересно перешили жд колею на русский стандарт. Это ведь насущнее, а то жд вагоны не могут ходить бесперебойно с материка и по острову. ЖД колея и паромы - вот чем нужно заняться.
    1. +1
      2 октября 2023 10:15
      Об обычной изоляции. Например, когда в шторм или плохую погоду с острова не уехать.
  11. -1
    1 октября 2023 22:48
    I bet Russia could get Japan to fund their side of the bridge by giving them the 4 useless islands they want. Also, Sakhalin is a treasure trove of minerals and other natural deposits, so a train bridge between it and the coast IS an asset, regardless of whether it's connected to Japan or not.
  12. Voo
    0
    2 октября 2023 03:02
    Цитата: Cetron
    Сахалин сейсмоопасный регион. Мост можно восстановить, а туннель?

    Росатом это не останавливает для строительства ядерных блоков.
    1. 0
      4 октября 2023 11:50
      Реплика. АЭС и туннель, две большие разницы. АЭС в сейсмических зонах множество, на пример Армянскакя АЭС. на земле возможны строения с антисесмическими конструктивами, под землёй такое невозможно.
  13. Voo
    +1
    2 октября 2023 03:07
    Цитата: bobba94
    Население Крыма 2 млн. человек. Крым был всесоюзным курортом, сейчас стал всероссийским курортом. Стратегически превосходствующее положение Крыма на Черном море очевидно. Поэтому Крымский мост нужно было строить по любому.
    Население Сахалина 460 тыс. человек. Шахты закрыты, леспромхозы закрыты, рыбаков нет ни в Поронайске, ни в Невельске, все ушли в Приморье. Нефть и газ грузят в танкеры и газовозы прямо на месте добычи или переработки ( нефтяные платформы на севере, Корсаковский СПГ ). Короче, строить на Сахалине мост - это просто понты.....

    Вот и вся разница между аборигеном и барыжником. Конечно деньги лучше потратить на ламборгини, так быстрые понты оценят, а мост,кто его увидит, кроме аборигенов.
  14. Voo
    0
    2 октября 2023 03:10
    Цитата: Cetron
    Сахалин сейсмоопасный регион. Мост можно восстановить, а туннель?

    Однако росатом это не останавливает для строительства ядерных блоков.
  15. Voo
    -1
    2 октября 2023 04:19
    Цитата: vlad127490
    Мост на Сахалин нужен и ЖД, и автомобильный. Вопрос упирается в деньги, а денег нет. Вот и начинают изобретать всякие отговорки. Стоит необходимость строительства скоростной ЖД и скоростной четырехполосной автодороги Москва-Владивосток. Денег нет. Народ на Дальнем Востоке жить не хочет, все едут в европейскую часть РФ. Первая причина транспортная оторванность от центра и ещё космические цены на билеты. Климат и жизненные условия на южном Сахалине не такие уж и плохие.

  16. 0
    2 октября 2023 05:49
    Мост обязательно нужно строить. Будет большой синергетический эффект. Но нужно создать эффективную систему финансового контроля, гнид вверху хватает.
  17. -3
    2 октября 2023 06:58
    Строить нужно, это однозначно, правильно поднят вопрос относительно транзита в Японию, но неправильно акцентировано внимание на нынешней политической ситуации, в которой якобы невозможно договориться о транзите, мост создал бы предпосылки к диалогу, прямая экономическая выгода, это не гипотетические рассуждения, это руководство к действию, соответственно, мост своим существованием может поменять весь геополитический расклад в регионе.
    1. 0
      2 октября 2023 20:56
      С содомитами и извращенцами диалог вести? Вы с ума сошли. Тут недавно про япошек такое по Первому каналу рассказывали- волосы дыбом встают!
  18. +2
    2 октября 2023 10:57
    А много у России на Дальнем Востоке незамерзающих портов? Южные и юго-западные порты Сахалина незамерзающие. Даже во Владивостоке Амурский и Уссурийский залив замерзают. Если так рассуждать, то как тогда развивать Дальний Восток? Да и как Россия собралась разворачиваться к Азатско-Тихоокенскому региону? Если даже не хочет прокладывать инфрамтруктуру к своим незамерзающим портам.
  19. Voo
    0
    5 октября 2023 23:57
    Цитата: Владимир Тузаков
    Реплика. АЭС и туннель, две большие разницы. АЭС в сейсмических зонах множество, на пример Армянскакя АЭС. на земле возможны строения с антисесмическими конструктивами, под землёй такое невозможно.

    Да никто ничего здесь строить не будет, а если и построят, то только ради одного - освоения бабла, восточный вам в пример.