Кто больше пострадает от прекращения поставок российского газа через Украину

28

В декабре 2024 года истекает срок действия транзитного соглашения по поставкам газа в Европу через Украину, которое по-прежнему действует, несмотря на проведение СВО. Будет ли «Газпром» пытаться его продлить, и стоит ли это вообще делать?

Адаптация


Напомним, что под занавес 2019 года наше «национальное достояние» подписало 5-летний контракт с «Нафтогазом», согласно которому в 2020-м году «Газпром» обязался прокачать через украинскую ГТС 65 миллиардов кубов природного газа и по 40 миллиардов кубов в последующие четыре года. Срок его действия истекает в декабре 2024 года, и по поводу целесообразности продления есть большие сомнения, причем с обеих сторон. В частности, в августе министр энергетики Незалежной Герман Галущенко заявил дословно следующее:



Мы точно не будем стороной переговоров с россиянами… Я думаю, что следующий год будет показателен с точки зрения возможности Европы функционировать вообще без российского газа.

Не исключено, что такая позиция Киева является способом давления на «Газпром» с тем, чтобы понудить его подписать новое транзитное соглашение на еще более кабальных условиях, чем в 2019 году. Однако реальность такова, что и Украина, и Евросоюз пострадают от полного прекращения поставок российского газа не столь катастрофически, как ожидается нашей ура-патриотической общественностью.

Катастрофы не будет, поскольку она в действительности уже произошла, и к ней все заинтересованные стороны успели адаптироваться, кроме, разве что, России. Чтобы не быть голословными, приведем некоторые факты. Европа, пусть и с огромными экономическими потерями, адаптировалась к новым суровым реалиям, чему поспособствовали следующие факторы:

Во-первых, из-за резкого скачка цен на энергоносители там очень значительно сократились объемы промышленного производства, по некоторым данным, на треть. Часть предприятий просто прекратила свою работу из-за снижения рентабельности, другие перебрались на ПМЖ в США, где перед ними услужливо расстелили красную ковровую дорожку. Следствием деиндустриализации ЕС стало снижение потребления энергоресурсов.

Во-вторых, сказывается замедление темпов экономического роста в Китае, который теперь нуждается в меньших объемах СПГ, чем раньше. Это, в свою очередь, снижает остроту конкуренции между ЕС и КНР за сниженный природный газ, что позволило европейцам под завязку наполнить свои подземные хранилища и не бояться замерзнуть зимой без русского газа.

В-третьих, Старый свет принял новую реальность и начал проводить политику экономии энергоресурсов, в том числе, за счет отказа от «зеленой повестки». Теперь не только Польша, но и Германия активно использует уголь для генерации электроэнергии, а население топит дровами.

В общем, экономическая катастрофа в виде деиндустриализации в Европе уже произошла, и теперь к ней все поспешно приспосабливаются. Потерять еще 40 миллиардов кубов российского газа будет неприятно, но не смертельно.

Также адаптировалась и Украина. Процесс деиндустриализации там шел давно, но с началом российской СВО он пошел галопирующим темпом. Еще недавно экономика Незалежной потребляла 60 миллиардов кубометров газа в год при собственной добыче в 18-19 миллиардов кубометров. В довоенном 2020 году оно упало до 25 миллиардов, а с началом СВО просело, по некоторым оценкам, еще на 50%. Что это означает?

Это значит, что украинская экономика скорее, мертва, чем жива, и топливо от «Газпрома» ей в принципе не особенно и нужно. Поставки газа в Европу осуществляются следующим образом: на точке входа в ГТС на востоке страны Киев отбирает столько российского газа, сколько ему нужно, а в Европу поставляет свой собственный с месторождений на западе. В случае перекрытия вентиля с нашей стороны Незалежная просто перейдет на свои собственные ресурсы, включив трубу в реверсном режиме.

Таким образом, возможность надавить на Киев и его западных спонсоров и подельников путем прекращения поставок российского газа уже упущена, поскольку они получили время на адаптацию. Чего, к сожалению, нельзя сказать о нашей стране.

Проблема с газом в том, что, в отличие от нефти, его так просто нельзя переориентировать на альтернативные Европе рынки. Из ниоткуда не возьмутся ни крупнотоннажные СПГ-заводы, ни десятки СПГ-танкеров, ни многотысячекилометровая магистральная труба с западносибирских месторождений в Китай и Монголию, ни твердый контракт на поставку. На все это нужны средства, технологии и время. Поэтому в финансовом отношении наиболее проигравшей от прекращения работы украинской ГТС пока что, увы, выглядит именно наша страна.

Два сценария


Очевидно, что в силу вышеизложенного, руководство «Газпрома» объективно заинтересовано в продолжении поставок газа на европейский рынок. Потому президент Путин постоянно взывает к разуму своих западных партнеров и ищет пути примирения через переговоры. Однако с той стороны по этому поводу имеется как минимум две повестки, проводимые различными группами влияния.

Первая – это условная «Старая Европа» в лице наиболее экономически развитых стран ее Западной и Центральной части. Не питая ни малейшего дружелюбия к России и ее руководству, там готовы продолжать покупать российский газ, пусть и в меньших объемах, чем раньше, для максимальной диверсификации рисков.

Вторая – это Восточная Европа, стоящая на максимально русофобских позициях, где главной заводилой является Польша, проводник интересов США в Старом свете. Она продвигает проект надгосударственного объединения стран Юго-Восточной Европы под названием «Триморье», куда год назад попросилась и Украина. Последняя играет немаловажную роль в реализации этого геополитического проекта.

В его рамках предполагается создать единую газотранспортную сеть, идущую от Балтики до южных морей, где на побережье будут построены мощные СПГ-терминалы для приема американского и британского сжиженного природного газа. Украинская ГТС будет перекрыта на границе с Россией и соединена с новоявленной европейской системой, где огромные западноукраинские ПХГ будут играть роль этакого стратегического накопителя. Таким образом, возникнет некая новая сила, которая физически разделит Россию и Западную Европу.

Пока что события развиваются именно в рамках второго сценария. «Нафтогаз» сам подал очередные исковые заявления на «Газпром», что вызвало крайне негативную реакцию его руководителя Алексея Миллера:

Сам «Нафтогаз» под надуманными предлогами является нарушителем контрактных обязательств перед Газпромом. Так, «Нафтогаз» отказывается принимать российский газ в точке ввода «Сохрановка», но при этом требует оплату за его транзит.

Можно ли рассчитывать на справедливое и беспристрастное рассмотрение спора в Швейцарии, которая присоединилась к антироссийским санкциям? Может ли быть нейтральным право Швеции, которая стремится в это НАТО? Это риторические вопросы. В таких условиях Газпром считает, что арбитражное разбирательство нелегитимно, а участие в процессе бессмысленно.

Тем самым Россию подталкивают к тому, чтобы она сама закрутила вентиль на трубе украинской ГТС. После подрыва обоих «Северных потоков» и национализации польского участка «Ямал – Европа» последними экспортными трубопроводами на европейский рынок останутся «Голубой поток» и «Турецкий поток». Потом украинские спецслужбы при помощи британских взорвут и их, на чем история российского экспорта в Европу бесславно завершится. Можно ли хоть как-то переломить негативный сценарий?

Наверное, многое в геополитических раскладах мог бы изменить ввод российских войск на Западную Украину, выход на польскую границу и взятие под контроль «Газпрома» крупнейших ПХГ. Но это не точно.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    30 сентября 2023 11:00
    В одном абзаце "Европа адаптировалась" и сразу же в следующем "объёмы промышленного производства сократились на треть". Хорошая статья
    1. +5
      30 сентября 2023 15:50
      Хорошая адаптация!!!
  2. +7
    30 сентября 2023 11:15
    СПГ из Англии - это что то новенькое. Там ведь и так проблема с газом , его просто даже сейчас не хватает. Отдадут остаток? А сами с чем останутся ? Даёшь отопление и прочее углём!
    Ну хорошо .Адаптировалась, много потеряв при спаде , ну а когда спад прекратится и начнётся подъём? Или подъёма автор не предполагает ?
    Статья не очень или совсем не компетентного человека а точнее , перепечатка из иностранной прессы.
    1. 0
      30 сентября 2023 11:29
      Угля на планете очень много. Просто огромное количество. Всем хватит. А зелёная повестка - фикция) по моему это у нас все признают)
    2. -3
      30 сентября 2023 11:36
      СПГ из Англии - это что то новенькое.

      СПГ из Англии и СПГ, продаваемый британскими компаниями, это не одно и то же

      Компания North Sea Midstream Partners (NSMP) назначила британскую компанию PX Group оператором завода по производству СПГ Risavika в Южной Норвегии.
      26 января 2022г., LNGnews.RU – Оператором завода по сжижению газа Risavika в Южной Норвегии стала PX Group, являющаяся владельцем Saltend Chemicals Park и оператором нескольких других объектов энергетической инфраструктуры в Великобритании.
      Напомним, что компания North Sea Midstream Partners купила завод Risavikaу Gasum в ноябре 2021 года.
      Risavika LNG имеет производительность 300 000 Мт/год. Завод работает преимущественно на электричестве, произведенном из возобновляемых источников. Он берет природный газ у берегов Норвегии и преобразует его в СПГ, который затем используется, среди прочего, в судоходстве.
      На данный момент компания PX уже управляет и обслуживает газовый терминал St. Fergus и газоперерабатывающий завод Teesside от имени NSMP. А теперь компания получила в эксплуатацию первую рабочую площадку за пределами Великобритании.

      Польская нефтегазовая компания PGNiG подписала пятилетний контракт на поставку сжиженного природного газа из США. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте PGNiG.
      Контракт с британской компанией Centrica, которая будет поставлять газ с расположенного в Луизиане терминала Sabine Pass, вступает в силу в 2018 году. Всего в рамках сделки, рассчитанной на пять лет, будет совершено девять поставок.

      Адаптировалась, много потеряв при спаде , ну а когда спад прекратится и начнётся подъём? Или подъёма автор не предполагает ?

      Мне кажется, главное - это не то, что предполагает автор, а то, что хотят сотворить с европейской промышленностью американцы.

      Статья не очень или совсем не компетентного человека

      Да, зато комментаторы что не академик, то доктор наук laughing
      1. +2
        30 сентября 2023 14:00
        Вы просто посмотрите и почитайте нашу либеральную , западную и иную (азиатскую) прессу по этому вопросу , ну хотя бы за пол года а не делайте выводы по одной статье и увидите что есть что и откуда всё в статье ,которая здесь. У меня есть возможность по работе много читать и анализировать . Я высказал свой мнение.
        Ну и далее. Европа так ,, адаптировалась ,, что уже в этом году увеличила закупку СПГ у нас , даже Польша с Трибалтикой закупает, потому что это выгодно. Не на прямую ,так через посредников за долю малую , но покупают
        Ну не будет трубопроводного будет СПГ. Заводы и мощности по его производству наращиваются. Хотелось бы как по мгновению волшебной палочкой это было бы ,но реалии есть реалии. Больше газа в Китай пойдёт . Правда он кочеврыжится по цене , но американцы уже о блокаде Китая заговорили , так это только ускорит покупки нашего газа и строительство нового трубопровода а может и не одного. Монголия захотела , Возможно и в КНДР трубу дотянут .Кроме того из газа делают удобрения и их производство рвануло вверх а уж их то даже Америка закупает в приличных объёмах . Вот и для этих производств газика приличные объёмы пристроим , тем более на своей территории. Да и у себя газифицируемся. Газ считай второе но голубое золото после нефти.
        Ну ещё новый аммиакопровод через 1.5 года начнёт работать , ещё туда газик пойдёт , на производство амиака.
        Ну и по поводу Англии. Ну нет у них лишнего газа , тем более на продажу на сторону. Они сейчас снова интенсивно на уголь переходят. Пресса может писать что угодно но реалии по дымам у них видны.
        1. +1
          30 сентября 2023 14:11
          Да , ещё. Процент выработки и реализации нашего газа в любом виде если брать общий объём конечно несколько упал но это из-за того что и экономическая активность в мире резко просела по разным причинам . Но вот общие доходы от продаж из-за роста цен на газ везде приличные и приносят государству ощутимые доходы да так что экономика России растёт , а мировая западная падает. Хотя средства массовой иформации с подачи местных правительств а то и при их не правдивых выступлениях на публику , процент развития экономики стараются поднять хоть на немного.
          Вон у нас деятель верхушки государства когда то прямо заявил в прессе что ложь во благо страны - благо . Вот сегодняшнее правительство этот лозунг и выполняет в действии. И так по Западу в целом везде.

          Ну или вдумайтесь в формулировку - У нас отрицательный рост экономики. Главное - рост , а то что от задницы и вверх в кишечник с прочими субстанциями , то об этом умалчивают .
    3. Комментарий был удален.
    4. -2
      1 октября 2023 12:17
      В Англия никто не страдает от липса на отопление или горячей воды, питание, одежда.
    5. Комментарий был удален.
  3. +1
    30 сентября 2023 11:19
    То, что Европа адаптируется к отсутствию российской трубы было понятно сразу. Во- первых, существовала европейская промышленность и до сделки газ- трубы, во- вторых, технологии не стоят на месте и появился СПГ, транспортируемый и достаточно рентабельный. В- третьих, критической зависимости от одного поставщика любой бизнес старается избежать - это вопрос выживания.
    1. +2
      30 сентября 2023 11:40
      Вы успешны в бизнесе , ваша фирма процветает и проблем не предвидится .При этом у вас поставщик один и он бизнесом с вами очень доволен. И вдруг вам захотелось (навязали) сменить поставщика на нескольких других . Цены у них очень разные и в большинстве своём ,по чему то , не низкие как у того с кем вы сотрудничали ранее .Ваша продукция по себестоимости взлетела на столько что вы не можете её реализовать как ранее , она стала дорогой. И мало привлекательной .
      Что ответите по поводу бизнеса , который старается избежать одного поставщика?
      А сейчас в основном Европа меняет одного , очень многолетнего поставщика , с не высокими и прогнозируемыми ценами , с большими подтверждёнными запасами , на другого поставщика с дорогим сырьём , цены на который скачут как зайцы по полю и не понятными запасами , с поставщиком , который из-за выгоды спокойно без зазрения стоимости может направить сырьё , вами законтрактованное и оплаченное вами ,вместо вас ,кому то ещё кто больше заплатит? Кроме того под это сырьё вам надо дополнительно раскошелится для создания новой инфраструктуры по приёмке , построить дополнительно и суда для транспортировки. А это очень большие и дорогие кредиты , ведь сразу столько оплатить вы не можете. То есть часть подобных вам и вы в том числе просто разоритесь .Так кого выберете вы занимаясь бизнесом?
      Просто у вас бизнеса никогда не было , по этому так и рассуждаете.
      1. +2
        30 сентября 2023 11:50
        Участвую в бизнесе. И всегда стараемся его диверсифицировать, не замыкаясь ни в коем случае на одного поставщика или покупателя. Не выжить иначе. Если вы этого не делаете - любые проблемы вашего контрагента немедленно становятся вашими, зачастую более тяжёлыми для вас. Задумайтесь - почему в сетях на полках товары разных поставщиков, а производители присутствуют на полках разных магазинов. Если вы думаете, что это просто прихоть одних или других - то сильно ошибаетесь) Это вопрос элементарного выживания. Это азы.
        1. 0
          3 октября 2023 22:05
          (Странный гость) Не рассказывайте сказки про свободный рынок с саморегуляцией понижения цен, это для лохов, чтоб верили в чудеса капитализма. На сегодня империализм с протекционизмом, нечестными сговорами и прочими извращениями, что особенно отражается на больших поставках,-. энергоресурсов, удобрений, электроники и прочего. На пример имеется картель ОПЕК, вот и цены на нефть взлетают искусственно, где тут рынок, где тут выбор... Имеем США, которые занимаются протекционизмом своих товаров и изготовителей, политическими давлениями запретили (добровольно) покупать многим странам дёшёвые углеводороды у РФ, электронику КНР (НУАВЕЙ и пр.) и тд.. Для этого создали все предпосылки начала военных действий на Украине. Где тут капитализм,- империиализм с агрессивным продавливанием своих производителей в чистом виде. Видим продукцию из Китая, демпингами и поощрением властей продукция КНР побеждает, то же с другими производителями других стран...Конечно на мелочах, уровня туалетной бумаги или батончиков региональных изготовителей, можно найти сравнительно честный выбор, где то на задворках по мелочам конкуренция ещё теплится...
      2. -3
        30 сентября 2023 14:15
        Цитата: svoroponov
        Просто у вас бизнеса никогда не было , по этому так и рассуждаете.

        Представьте, спекуляцией не занимались никогда, а сегодня начинать поздно...
        И...Хватит «бизнесовать» перед нами...
  4. +4
    30 сентября 2023 11:53
    Уверен, больше всех от прекращения поставок газа в Европу через Украину пострадают менеджеры Газпрома и лично Миллер.
    На размерах своей пенсии изменение цен на газ, объёмы его продаж, взрывы на газопроводах я не ощутил никак, от слова совсем.
    Что, кому и сколько бы не продавали наши олигархи, на деле на благосостояние простого народа не влияет никак.
    Ему всегда достаётся по остаточному принципу - чтоб не сдох.
    1. -1
      30 сентября 2023 14:19
      good Всё правильно...Разожрали рожи красные, хоть прикуривай, а простые люди в России живут без газа и горячей (даже без холодной) воды и справляют нужду в уличных сортирах...
  5. +7
    30 сентября 2023 11:58
    Ну, если Европа уже "адаптировалась" и деиндустриализировалась, то это вовсе не означает, что нужно продавать ей энергоресурсы за бесценок, тем самым создавая ей дополнительные возможности для организации промышленного производства и поставок оружия в Украину. Это значит, что нужно в РФ проводить "индустриализацию 2.0", создавая конкурентное преимущество над своими недальновидными западноевропейскими "партнерами". При этом также важно помнить, что "деньги", которыми эти "партнеры" расплачиваются, по сути это лишь ничем не обеспеченные зелёные бумажки, ценность которых в любой момент может быть американской ФРС сброшена до нуля.
    1. -3
      1 октября 2023 21:17
      по сути это лишь ничем не обеспеченные зелёные бумажки, ценность которых в любой момент может быть американской ФРС сброшена до нуля.

      Читал я разный бред, но не было бредовей.
      1. +1
        1 октября 2023 22:56
        Captain Stoner, вам нужно больше размышлять над прочитанным, тогда возможно вы поймёте, что означает ноль. Потом можно прочитать про единицу, где-нибудь.
        Учиться никогда не поздно. laughing
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
  6. +7
    30 сентября 2023 17:57
    Много глупости в статье. Сокращение промышленного потенциала это совсем не одно и то же что адаптация. Адаптация бы была, если бы Европа со своим довоенным уровнем промышленного производства смогла бы прожить без российского газа. А так это деградация. Деградация промышленности в первую очередь. И это гораздо хуже, чем недополучение прибыли. Про руину вообще молчу, это полутруп в коме, который живёт только на аппарате ИВЛ. Закончатся западные вливания, отключат аппарат и он сдохнет. Это вообще не потребитель ни сейчас, ни в будущем. Его ГТС и хранилища пригодятся нам, когда будем восстанавливать Малороссию. Так что с последним посылом согласен - надо идти до границы Польши.
  7. +3
    30 сентября 2023 18:10
    Кто больше пострадает от прекращения поставок российского газа через Украину

    Авторы всех договорняков и "жестов доброй воли" наши "любимые" олигархи, вот кто.
  8. Комментарий был удален.
  9. 0
    1 октября 2023 11:17
    Цитата: Странный гость
    В- третьих, критической зависимости от одного поставщика любой бизнес старается избежать - это вопрос выживания.

    Правильнее: критической зависимости от одного поставщика любой бизнес должен избегать! Но на деле это не всегда так - зеленая повестка тому доказательство - потребители в ЕС зависят от фактора: будет в этом месяце ветер или нет. В Японии нет единой электрической системы, а есть две обособленные.
  10. 0
    1 октября 2023 12:20
    Россия должна прекратить всякое сотрудничество с фашисткий режим Киева до тех пор пока не закончится конфликт и не решатся вопросы с возвращение русских теритоиии обратно на родину. Это означает пока не вернём себе вся восточная часть украина никаких десах с фашистаи из Киев не должно быть, вообще никаких, кроме унищожать их.
  11. 0
    1 октября 2023 16:45
    Ну их всех по известному адресу! Самая богатая страна по полезным ископаемых ресурсах - какого фига нужно радеть за чуждые интересы ? Своим трудом\мозгами жить научитесь - в конце концов !
  12. 0
    1 октября 2023 17:59
    Газпром не в курсе что газ ему продать некуда, по этому продолжает разведку и разработку газовых месторождений на Ямале tongue
  13. +1
    1 октября 2023 19:38
    Опосля начала войны, Газпром и прочие естественные монополии. системообразующие предприятия и банки обязаны были прекратить любые отношения с недружественными, т.е. откровенно враждебными и условно “дружественными” гособразованиями, а РФ разорвать дипотношения – одни бьются на фронте и погибают, а другие за их спинами помогают врагу деньгами и природными ресурсами. Даже когда враг отказывается от услуг РФ, “патриоты” изыскивают обходные пути чтобы обеспечить вражеские танки и самолёты топливом, заводы металлом, сельхозпроизводителей удобрениями, а вражескую армию продуктами и нажиться на войне.
    1. Voo
      -1
      4 октября 2023 09:00
      Опосля начала войны, Газпром и прочие естественные монополии. системообразующие предприятия и банки обязаны были прекратить любые отношения с недружественными, т.е. откровенно враждебными и условно “дружественными” гособразованиями, а РФ разорвать дипотношения – одни бьются на фронте и погибают, а другие за их спинами помогают врагу деньгами и природными ресурсами.

      Путин обещал, что войны не будет. Так шта, если нет войны, значит продавай сколько хочешь. А на Украине просто учения идут.
      1. Voo
        -1
        4 октября 2023 15:11
        Кто больше пострадает от прекращения поставок российского газа через Украину

        Ну точно не наш потребитель. А какие-то сИроты из газпрома.
  14. sap
    0
    14 октября 2023 14:30
    Наверное, многое в геополитических раскладах мог бы изменить ввод российских войск на Западную Украину, выход на польскую границу и взятие под контроль «Газпрома» крупнейших ПХГ. Но это не точно.

    Да нет как раз точно! А если сюда подверстать аварии на газопроводах из Норвегии устроенные "неизвестными" злоумышленниками, вкупе с реализацией программы газификации России до последней Кузебаевки (как говаривал бывший губернатор Д.Ф.Аяцков) то будет точнее нельзя.