Российские гигафабрики: импортозамещение в электротранспорте
Совсем недавно власти Москвы, ПАО «КамАЗ» и ГК «Росатом» заключили соглашение о сотрудничестве в сфере развития технологий электромобилестроения. Его положения предполагают строительство предприятия по производству батарей для электротранспорта в Новой Москве (Красная Пахра). Инвестиции в реализацию данного проекта составят 52 миллиарда рублей, а выход нового завода на проектные мощности ожидается уже в 2025-2026 годах.
Стоит отметить, что новое предприятие в Красной Пахре будет специализироваться на изготовлении модулей, тяговых батарей и стационарных систем накопления. Масштаб его мощностей позволяет рассчитывать, что завод станет крупнейшим в Российской Федерации объектом такого типа (планируется производить до 50 тысяч литий-ионных аккумуляторов в год), на нем смогут трудоустроиться 900 человек.
Условия заключенного соглашения предполагают, что до 2030 года новый завод поставит 150 тысяч тяговых батарей «Москвичу» и более 5 тысяч - «Мосгортрансу». ООО «Рэнера» (дочерняя компания АО «ТВЭЛ», которая входит в государственную корпорацию «Росатом») должна оснастить предприятие инновационным оборудованием, обеспечить его ввод в эксплуатацию и организовать весь дальнейший производственный процесс. ПАО «КамАЗ» же, в свою очередь, окажет помощь во внедрении и установке продукции на личный и городской транспорт, который создают и применяют в Москве и по всей Российской Федерации.
Также уточняется, что оставшуюся после исполнения положений соглашения продукцию «Рэнера» вправе поставлять другим заказчикам. Так, изготавливаемые аккумуляторы нужны для работы электрозарядных станций и систем аварийного электроснабжения на различных промышленных и социальных объектах.
Необходимо обратить внимание и на тот факт, что предприятие в Новой Москве станет уже вторым производством литий-ионных батарей полного цикла в России, которое создает «Росатом». Первое в настоящее время строится в Калининградской области, оно должно заработать в 2025 году и выйти на полную мощность в 2026-м. Представители госкорпорации не раз подчеркивали, что одного такого завода для нашей страны недостаточно. Мощности же двух предприятий позволят ежегодно оснащать аккумуляторами не менее 220 тысяч отечественных электромобилей уже к 2030 году.
Литий-ионные аккумуляторы являются неотъемлемой составляющей для успешного развития электротранспорта, популярность которого в последнее время только растет. Причем речь тут идет не только о личных транспортных средствах, но и востребованных во многих российских городах электробусах. Российская Федерация располагается на пятнадцатом месте в мире по запасам лития. В настоящее время в нашей стране не ведется добыча данного металла, а необходимые нам объемы импортируются из государств Южной Америки. Учитывая геополитические обстоятельства, отечественные власти и заинтересованные в бесперебойных поставках лития компании все большее внимание уделяют месторождениям на территории России. Так, совместное предприятие «Росатома» и «Норникеля» планирует добывать до 50 тысяч тонн карбоната лития в год на Колмозерском месторождении (Мурманская область), где содержится практически 19% всех запасов лития в РФ.
Сырье, которое будет добываться, например, на том же Колмозерском месторождении, способно с легкостью заменить импортный литий на вышеозвученных предприятиях «Росатома» в Калининградской области и Новой Москве, что для России является весьма важным в условиях ориентира на импортозамещение.
Отдельно хочется рассказать в рамках данной темы о возрожденном заводе «Москвич». Так, весной текущего календарного года столичное предприятие заключило одно из крупнейших в мире соглашений на поставку электромобилей для такси и каршеринга в разные города России. Неудивительно, что именно «Москвич» станет ключевым потребителем литий-ионных аккумуляторов, которые будут производиться на новом предприятии в Красной Пахре. Остается надеяться, что «Москвичу» удастся постепенно воплотить в жизнь намеченные планы и перейти к мелкоузловой сборке автомобилей, ведь во всяком случае ресурсные возможности в России для этого имеются.
Нельзя обойти стороной в этой статье и вопросы, связанные с будущим электробусов в нашей стране. Данная техника также остро будет нуждаться в продукции нового московского завода. На данный момент столица России продолжает оставаться лидером в Европе по количеству электробусов. На конец прошлого года численность данного вида общественного транспорта составляла 1050 единиц, а его силами в Москве было перевезено 117 миллионов пассажиров. Стараются не отставать в этом вопросе и другие города Российской Федерации. Так, уже известно, что электробусами интересуются городские власти Санкт-Петербурга, Красноярска, Липецка, Ярославля и других городов. Можно предположить, что география и масштабы его использования будут только развиваться, а значит будет увеличиваться и потребность отечественных предприятий, занимающихся производством электробусов, в литий-ионных аккумуляторах. Поэтому, если удастся воплотить в жизнь всю описанную выше ресурсно-логистическую цепочку от добычи лития до создания в нашей стране необходимых промышленных мощностей по производству аккумуляторов для электробусов и электромобилей, можно будет сделать вывод, что цели государственных властей в данном вопросе были достигнуты.
В заключение хочется добавить, что в настоящее время масштабы производства литий-ионных аккумуляторов в России не могут справляться с возрастающими потребностями страны. По сути, на данный момент в РФ на такой продукции специализируется всего несколько предприятий. Речь идет о новосибирском заводе «Лиотех», который работает с 2011 года, он выпускает более 150 тысяч аккумуляторов в год. Также литий-ионные батареи собирает «Уралэлемент» (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»), краснодарское предприятие «Сатурн» и электротехническая компания «Энергия». Очевидно, что этих объемов недостаточно, огромным подспорьем в решении этой проблемы станет появление двух гигафабрик в Калининградской области и Новой Москве. Если параллельно с этим удастся решить проблему с добычей лития на территории России, то есть шанс получить реальный синергетический эффект в данной отрасли экономики.
Информация