Российские гигафабрики: импортозамещение в электротранспорте

28

Совсем недавно власти Москвы, ПАО «КамАЗ» и ГК «Росатом» заключили соглашение о сотрудничестве в сфере развития технологий электромобилестроения. Его положения предполагают строительство предприятия по производству батарей для электротранспорта в Новой Москве (Красная Пахра). Инвестиции в реализацию данного проекта составят 52 миллиарда рублей, а выход нового завода на проектные мощности ожидается уже в 2025-2026 годах.

Стоит отметить, что новое предприятие в Красной Пахре будет специализироваться на изготовлении модулей, тяговых батарей и стационарных систем накопления. Масштаб его мощностей позволяет рассчитывать, что завод станет крупнейшим в Российской Федерации объектом такого типа (планируется производить до 50 тысяч литий-ионных аккумуляторов в год), на нем смогут трудоустроиться 900 человек.



Условия заключенного соглашения предполагают, что до 2030 года новый завод поставит 150 тысяч тяговых батарей «Москвичу» и более 5 тысяч - «Мосгортрансу». ООО «Рэнера» (дочерняя компания АО «ТВЭЛ», которая входит в государственную корпорацию «Росатом») должна оснастить предприятие инновационным оборудованием, обеспечить его ввод в эксплуатацию и организовать весь дальнейший производственный процесс. ПАО «КамАЗ» же, в свою очередь, окажет помощь во внедрении и установке продукции на личный и городской транспорт, который создают и применяют в Москве и по всей Российской Федерации.

Также уточняется, что оставшуюся после исполнения положений соглашения продукцию «Рэнера» вправе поставлять другим заказчикам. Так, изготавливаемые аккумуляторы нужны для работы электрозарядных станций и систем аварийного электроснабжения на различных промышленных и социальных объектах.

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что предприятие в Новой Москве станет уже вторым производством литий-ионных батарей полного цикла в России, которое создает «Росатом». Первое в настоящее время строится в Калининградской области, оно должно заработать в 2025 году и выйти на полную мощность в 2026-м. Представители госкорпорации не раз подчеркивали, что одного такого завода для нашей страны недостаточно. Мощности же двух предприятий позволят ежегодно оснащать аккумуляторами не менее 220 тысяч отечественных электромобилей уже к 2030 году.

Литий-ионные аккумуляторы являются неотъемлемой составляющей для успешного развития электротранспорта, популярность которого в последнее время только растет. Причем речь тут идет не только о личных транспортных средствах, но и востребованных во многих российских городах электробусах. Российская Федерация располагается на пятнадцатом месте в мире по запасам лития. В настоящее время в нашей стране не ведется добыча данного металла, а необходимые нам объемы импортируются из государств Южной Америки. Учитывая геополитические обстоятельства, отечественные власти и заинтересованные в бесперебойных поставках лития компании все большее внимание уделяют месторождениям на территории России. Так, совместное предприятие «Росатома» и «Норникеля» планирует добывать до 50 тысяч тонн карбоната лития в год на Колмозерском месторождении (Мурманская область), где содержится практически 19% всех запасов лития в РФ.

Сырье, которое будет добываться, например, на том же Колмозерском месторождении, способно с легкостью заменить импортный литий на вышеозвученных предприятиях «Росатома» в Калининградской области и Новой Москве, что для России является весьма важным в условиях ориентира на импортозамещение.

Отдельно хочется рассказать в рамках данной темы о возрожденном заводе «Москвич». Так, весной текущего календарного года столичное предприятие заключило одно из крупнейших в мире соглашений на поставку электромобилей для такси и каршеринга в разные города России. Неудивительно, что именно «Москвич» станет ключевым потребителем литий-ионных аккумуляторов, которые будут производиться на новом предприятии в Красной Пахре. Остается надеяться, что «Москвичу» удастся постепенно воплотить в жизнь намеченные планы и перейти к мелкоузловой сборке автомобилей, ведь во всяком случае ресурсные возможности в России для этого имеются.

Нельзя обойти стороной в этой статье и вопросы, связанные с будущим электробусов в нашей стране. Данная техника также остро будет нуждаться в продукции нового московского завода. На данный момент столица России продолжает оставаться лидером в Европе по количеству электробусов. На конец прошлого года численность данного вида общественного транспорта составляла 1050 единиц, а его силами в Москве было перевезено 117 миллионов пассажиров. Стараются не отставать в этом вопросе и другие города Российской Федерации. Так, уже известно, что электробусами интересуются городские власти Санкт-Петербурга, Красноярска, Липецка, Ярославля и других городов. Можно предположить, что география и масштабы его использования будут только развиваться, а значит будет увеличиваться и потребность отечественных предприятий, занимающихся производством электробусов, в литий-ионных аккумуляторах. Поэтому, если удастся воплотить в жизнь всю описанную выше ресурсно-логистическую цепочку от добычи лития до создания в нашей стране необходимых промышленных мощностей по производству аккумуляторов для электробусов и электромобилей, можно будет сделать вывод, что цели государственных властей в данном вопросе были достигнуты.

В заключение хочется добавить, что в настоящее время масштабы производства литий-ионных аккумуляторов в России не могут справляться с возрастающими потребностями страны. По сути, на данный момент в РФ на такой продукции специализируется всего несколько предприятий. Речь идет о новосибирском заводе «Лиотех», который работает с 2011 года, он выпускает более 150 тысяч аккумуляторов в год. Также литий-ионные батареи собирает «Уралэлемент» (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»), краснодарское предприятие «Сатурн» и электротехническая компания «Энергия». Очевидно, что этих объемов недостаточно, огромным подспорьем в решении этой проблемы станет появление двух гигафабрик в Калининградской области и Новой Москве. Если параллельно с этим удастся решить проблему с добычей лития на территории России, то есть шанс получить реальный синергетический эффект в данной отрасли экономики.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    14 октября 2023 10:04
    Я не понимаю правительства которые помогают такие люди строящие фабрики по производство электроавтомобили... Зачем они нужны? Что с отработанные аккумуляторы делать будут? Новый Эверест аккумуляторный только будут строить? Глупость вся эта затея с электро автомобилями.
    Как и все эти для промышленности ветренные электрогенераторы, солнечные панели и прочие выдумки. Эти штуковины только для частных секторах годятся, но государство же не разрешает частним домам себе такие устанавливать, требуют уплатить огромной суммы денег, чтобы ты пользовался ветряной или солнечный панели для вырабатыванию себе электричество.
    1. -1
      14 октября 2023 10:11
      Простите, а человечество уже придумало, что делать с ядерными отходами, например?
    2. +1
      14 октября 2023 11:03
      Проблема в том, что РФ не имеет инженерной школы, способной создать современный ДВС для легковых авто, наилучший выход - электродвигатель, дешево и просто.
  2. +2
    14 октября 2023 10:06
    Можно поздравить страну с новым Роснано.
    Интересно, как фамилия нового чубайса?
  3. 0
    14 октября 2023 10:36
    Вместе с личным транспортом надо развивать общественный.В других странах этому уделяется особое внимание.Электромобиль должен иметь идеальную механику. От трения частей механизма тоже многое зависит. Есть стандарты,какой путь должен проехать электромобиль без очередной зарядки.Вот их и надо соблюдать.
  4. 0
    14 октября 2023 11:47
    Ну вроде же все согласились, что электромобили - туфта. И вреда от них больше, чем от авто с ДВС. Нет, строят какие то гигафабрики. Бабло, что ли, пилят? Много продано электромосквичей? Поинтересуйтесь.
    1. +1
      14 октября 2023 11:56
      Открою Вам небольшой секрет, сами по себе электромобили не туфта.
      1. +2
        14 октября 2023 12:05
        Решили проблему утилизации батарей?
        1. +1
          14 октября 2023 12:08
          Нет, а сторонники ДВС решили проблемы выброса выхлопных газов в атмосферу?
  5. +4
    14 октября 2023 13:26
    Никто не думает, где взять электроэнергию. В РФ капитализм. Как только появится много электротранспорта сразу цены на киловатт электричества станут космическими, будет дефицит электричества. Акк. нужны, спора нет. В РФ есть газ, считайте экологически чистое топливо, вот и надо все автомобили делать под газомоторное топливо, изначально на заводе.
    1. -1
      14 октября 2023 14:01
      И сильно взлетели цены на электроэнергию после того, как стал популярен биткоин?
      1. 0
        14 октября 2023 14:49
        В 2 раза. А что, мало?
        1. +3
          14 октября 2023 17:00
          Прошу, покажите, где вы видите рост цен на электроэнергию в России в два раза?
          Особенно внимательно прошу посмотреть на 2013-2014 года, когда стал популярен биткоин.

      2. 0
        14 октября 2023 16:08
        Своими вопросами к комментариям, вы только подтверждаете тот факт, что стране есть чем заняться кроме хайпа про электроавтомобили.
        Электроавтомобиль не могут себе позволить подавляющее большинство граждан России.
        За муниципальные электроавтобусы и прочее оплата идёт из бюджета, то есть опять из налогов оплачиваемых гражданами. Почему-то никто не приводит результаты сравнительного анализа затрат на эксплуатацию электро и обычного транспорта. Представьте себе, что произошел сбой в подаче электроэнергии, например теракт. И что? Весь транспорт встал без подзарядки?
        Понятно, что вам, продвигающему саму идею электрификации автотранспорта, непредвзятое мнение на этот счёт несвойственно.
        Хочу электрическую машинку и всё. И никакие доводы услышаны не будут.
        1. 0
          14 октября 2023 16:34
          Я всегда поражался таким людям как вы.
          Откуда вы берете свои фантазии?
          Где я продвигаю идею электрификации?
          Откуда вы в своей голове откопали, что я хочу электромашинку?
          Где я предлагал весь общественный транспорт сделать электрическим?
          Вы прежде чем писать лучше ознакомьтесь с содержанием статьи, скажу заранее, там нет моего мнения, там сплошная фактология.
          И прочитайте внимательнее мои комментарии, прежде чем городить чушь о том, что моё мнение предвзято.
          1. 0
            14 октября 2023 17:07
            Конечно, это же не вы пишите про 220 тысяч электроавтомобилей, про батареи к "Москвичу", про ПАО КАМАЗ производящему электробусы.
            1. 0
              14 октября 2023 17:39
              Алло, уважаемый, это не я придумал.
              Это условия договора, который подписали власти Москвы, Росатом и КамАЗ.
              Я лишь освещаю произошедшие события.
              А вам тогда советую идти к Собянину или Лихачеву, и предъявлять им за то, что они пытаются развивать электротранспорт.
            2. +1
              14 октября 2023 19:26
              За накопителями, в частности аккумуляторами будущее однозначно, только надо обьяснить почему. Во первых, загаженные выбросами города, там автотранспорт на электротяге, первым особенно большегрузы общественный и развозной, снимет часть выбросов. Вторым, ночное электричество некуда девать, ибо электростанции останавливать на ночь не всегда возможно, особенно когерентные в отопительный сезон. Накопители ночью соберут бросовую электроэнергию и в часы пик выдадут. Потребители с солнечной, ветровой , гидро сезонной генерацией, им накопители нужны. Частный электро автотранспорт также способствует экологии городов, сперва будет дороже, но со временем ценами и эксплуатацией станет и дешевле. Это войдёт в употребление постепенно, сперва по более востребованным направлениям и далее расширяясь. На бедном селе и прочие и на старом дизеле да бензине будут ещё долго ездить. Вопрос, куда девать с автотранспорта аккумуляторы, потерявшие часть накопительной мощности, их переводят в стационарные накопители и собирая в мощные батареи, они ещё долго будут служить, так уже поступают в развитых странах. Прогресс затормозить на время можно, да только себе во вред.
  6. +1
    14 октября 2023 21:05
    Интересен вопрос - эти рабочие места заранее рассчитаны принципиально на россиян??? Или не удивительно туда будут набирать гастеров????
  7. Voo
    +1
    14 октября 2023 23:03
    Автомобилестроение у нас любят развивать со времен березовича.
    Роснано развили, теперь и не нано уже ничего.
  8. +3
    15 октября 2023 03:52
    На фото, кстати не "Российская гигафабрика", а завод Теслы.
    Лучшее фото к статье про импортозмещение. Лучше только "наш" автомобиль "Москвич"
  9. 0
    16 октября 2023 02:20
    les objets en capacité d'effacement d'une gigatonne d'équivalent TNT appartiennent au STATUT 7 et ultérieur. Il est aussi possible de cumuler les autres STATUS pour un effet "giga"
  10. 0
    16 октября 2023 10:49
    Круто. А когда уже дойдет время до газификации населенных пунктов? Или вначале импортозаместим и перегоним Америку, а потом уже будем думать, как избавиться от школьных деревянных туалетов на улице?
    1. 0
      16 октября 2023 23:39
      С вами согласен, слишком медленно идёт развитие нужных инфраструктур в глубинке РФ. В том вина и местного самоуправления. Газифицировать трубопроводами каждый посёлок дорого, особенно если отдалено от газовой сети. Выход в завозе зжиженного газа и далее баллонами или местная газовая сеть. Конечно такое нужно проводить, как и остальное. Неравномерное развитие регионов зависит от нескольких факторов, от распределения средств из госбюджета, свои местные поступления и главным, как расходуются эти средства, видим по примеру разных губерний. Но развитие нужных перспективных производств нельзя откладывать.
  11. Комментарий был удален.
  12. Voo
    +1
    17 октября 2023 10:17
    Цитата: Риторическая Рита
    Круто. А когда уже дойдет время до газификации населенных пунктов? Или вначале импортозаместим и перегоним Америку, а потом уже будем думать, как избавиться от школьных деревянных туалетов на улице?

    Ищо не все населенные пункты оптимизировали. Вот построят один, такой большой человейник, заселят в него все деревни в округе и вопрос закроется сам собой.
  13. +1
    18 октября 2023 00:06
    На фоне этих батарей у нас в городе Белгород ликвидировали троллейбусную сеть. Она уже была. Только поддерживай и покупай периодически новые троллейбусы. И не нужны эти дорогущие батареи. Заключили соглашение с Газпромом на эксплуатацию автобусов на газе метане и говорят, что это хорошо (до первого взрыва).
    1. Voo
      -1
      18 октября 2023 02:51
      Зато когда усе будут жить в человейнике не надо никаких авто, дорог. Лифты - вот наше будущее.
    2. 0
      20 октября 2023 21:23
      Реплика. Троллейбусы с контактной сетью конечно можно было эксплуатировать с обновляемыми троллейбусами, да видать откаты и интересы у чиновников самоуправления были выше целесообразности и экологичности.. Сейчас на новых аккумуляторах возможно опять будут наживаться откатами, протекционизмом и прочими действами. Это сегодняшняя Россия, продолжающая "либеральную" политику "ельцинских" времён, что в РФ означает хищения и злоупотребления... Но прогресс идёт , останавливать не надо и главное не мешать...