Конфликт на Ближнем Востоке делает российский Севморпуть выгодной альтернативой Суэцкому каналу

23

Вооруженный конфликт между Израилем и палестинской группировкой ХАМАС, который имеет все шансы стать региональным, так как в него может быть вовлечен целый ряд ближневосточных государств, несет серьезную угрозу для мировой экономики.

Все дело в том, что очередное израильско-арабское противостояние может привести к закрытию Суэцкого канала – кратчайший морской путь между Европой и Азией.



Напомним, что такое уже было во время Шестидневной войны, которую начал Израиль в 1967 году. Правда Суэцкий канал тогда был перекрыт не на неделю, а на долгие восемь лет. Причиной тому стали затопленные суда и морские мины.

Где уверенность, что вышеупомянутый сценарий не повторится сегодня? Более того, если в войну будет вовлечен Иран, то под угрозой окажется и Ормузский пролив, что заблокирует в Персидском заливе огромные объёмы нефти.

В случае наиболее негативного сценария крупнейшим экспортерам придется добавлять к своему маршруту около 15 тыс. миль, увеличивать сроки доставки товаров и сырья примерно на 2 недели и, что самое главное, работать в условиях высоких рисков, так как маршруту в обход Западной Африки уже не выглядит безопасным.

Впрочем, есть и альтернативный вариант, который позволит экспортерам существенно сэкономить на топливе, фрахте и найме команды. Это наш Севморпуть.

Широко известно, что путь из Мурманска в японский порт Иокогама через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, а через Северный морской путь — только 5770 морских миль.

Очевидно, что российский торговый маршрут гораздо выгоднее. Но, полноценной альтернативой Суэцкому каналу он пока не стал. Причиной тому климат, требующий сопровождения ледоколов и наличия у торгового судна ледового класса, а также ограничение в размерах самого корабля по длине – не более 299 метров. Кроме того, капитан судна должен иметь специальный сертификат.

Между тем объем перевозок по Севморпути постоянно растет. После ухода некоторых зарубежных перевозчиков в 2022 году, их место стали быстро занимать азиатские партнеры России. Уже отправляются пробные партии нефти и прочих товаров.

Кроме того, ранее президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о строительстве Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, что наряду с дальнейшим расширением БАМа и Транссиба, а также строительством новых портов на Севморпути, резко расширит транзитный потенциал России, а крупнейших экспортеров товара и сырья заставит всерьез задуматься о более выгодной альтернативе Суэцкому каналу.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    16 октября 2023 21:27
    Правда Суэцкий канал тогда был перекрыт не на неделю, а на долгие восемь лет. Причиной тому стали затопленные суда и морские мины.

    Надо напрячь Петрова и Боширова.
  2. +1
    16 октября 2023 23:48
    У РФ есть всего один водный безопасный путь Восток - Запад. Это стратегический Севморпуть. Современные технологии позволяют производить ледоколы и суда ледового класса для круглогодичной навигации. Это государственная программа и сюда не надо вписывать интересы бизнеса. В РФ бизнес, это халявщик.
  3. 0
    17 октября 2023 07:07
    Через Суэц проходит в среднем 48 судов в сутки. Круглогодично. Даже интересно, сколько нам необходимо ледоколов построить, чтоб обеспечить полноценно такой трафик в зимнюю навигацию по Севморпути?
    1. +1
      17 октября 2023 18:04
      По Севморпути идут караваном, так принято. Назначение Севморпути это обеспечение российских перевозок, а олигархи пусть возят южным путём. Российский налогоплательщик не обязан содержать олигархов и барыг. Четыре ледокола справятся с перевозками. Проблема в отсутствии ледового класса грузовых судов.
      1. 0
        18 октября 2023 06:55
        Караван это 4-5 судов, в зависимости от тяжести ледовой обстановки и размеров судов в караване. Супертанкеров или контейнеровозов будет ещё меньше - слишком они огромные. Канал, пробитый ледоколом, достаточно быстро затягивается льдом. Так что ледоколов для альтернативы Суэцу надо много. 8-10 только , чтобы вести эти ежедневные 48 судов. Плюс проход по Севморпути занимает не одну неделю. Скорость движения каравана во льдах значительно ниже скорости на открытой воде. Вот и умножить количество ледоколов на количество дней.
        1. 0
          18 октября 2023 20:28
          Ледокол делает канал шириной 60 метров, вот от этой ширины и выбирайте водоизмещение судна. Средняя скорость хода каравана 14 узлов, проход по СМП 12 суток. Время затягивания льдом канала, это несколько часом, зависит от погоды, так что караван из 20 судов с ледоколом впереди идёт безболезненно. Вопрос стоит только в наличии грузовых судов ледового класса. В СССР были проработки атомного ледокола с шириной канала 80 метров и скорость 6 узлов при толщине льда 4 метра, но это уже история. Для нормальной работы СМП нужно много чего.
          1. +1
            19 октября 2023 07:17
            Статья об альтернативе Суэцу. Транзитный тоннаж которого - 962,7 млн.тонн за прошлый год. СМП сейчас - 30 млн.тонн.
            Который обеспечивает 7 атомных ледоколов.Альтернатива же не только в плане количества судов, но и грузооборота? Можно отталкиваться от ширины канала( а он совсем не 60 метров, - самый большой и мощный на сегодняшний день атомоход "Урал" обеспечивает свободный ото льда фарватер шириной в 37,5 метра, да и скорость в тяжёлых льдах всего 2 узла в час), но в такой канал не влезет ни один крупный танкер, ни крупный контейнеровоз( к примеру - ширина контейнеровозов Майерс 58 метров). Значит перегрузка и увеличение количества судов.
            Так что, как бы не хотелось - полноценной заменой Суэцу СМП не станет никогда. В первую очередь - по экономическим причинам. Можно вбухать все деньги и построить атомный ледокольный флот из 200+ ледоколов. Но это не окупится никогда и разорит страну.
            1. +2
              19 октября 2023 12:47
              Вы и сами понимаете, что СМП не может быть альтернативой Суэцу. Если Суэц будет закрыт, то суда пойдут вокруг Африки или через Панаму. СМП это только для РФ и им может воспользоваться КНР в случае закрытия для них прохода через Малаккский пролив. Статья привлекает внимание к СМП, показывает всем, что на безрыбье и рак рыба. Вкладывать в СМП бешенные деньги нет смысла.
              1. 0
                19 октября 2023 15:20
                О. Спасибо за реалистичный и взвешенный ответ. Сам бывал на северах по работе и отлично себе представляю обстановку. Просто статьи с такими заголовками раздражают - или люди просто не понимают о чём пишут, либо хейтятся просто. Нужен России СМП - просто необходим! Станет ли он альтернативой Суэцу - никогда!! Просто по экономическим причинам. Там очень тяжело жить и работать - а такой грузооборот требует гигантских средств для обеспечения безопасного и экономически выгодного судоходства - это и портовая, и ремонтная, и мореходная, и спасательная, и социальная инфракструктура. И на это накладывается содержание огромного атомного ледокольного флота плюс тяжёлые условия жизни. Это не только в России - везде одинаковые проблемы. И у Штатов на Аляске, и у Канады, и у Гренландии.
                1. 0
                  20 октября 2023 15:55
                  Ну почему никогда? Если глобальное потепление уменьшит, а то и вовсе лёд уберёт, то совсем другой расклад. Не правда ли? Почему вы этот фактор не учитываете?
                  1. 0
                    20 октября 2023 20:32
                    Ну при таком раскладе никто не будет пользоваться СМП. Пойдут открытым морем. Зачем им деньги платить то лишние? И условия легче, чем ползти по фарватерам, да отстёгивать лоцманам. И, к слову, ледоколы тогда совсем не нужны будут. Да и не только ледоколы)))
  4. +1
    17 октября 2023 21:16
    Конфликт на Ближнем Востоке делает российский Севморпуть выгодной альтернативой Суэцкому каналу

    - наверно вы пошутили... нельзя через льдины перевозить такое огромное количество груза.
    Альтернатива суэцкому каналу нет и не будет.
    1. 0
      18 октября 2023 19:39
      (Елена) Альтернативы всегда бывают. Северный Морской Путь имеет несколько месяцев без сплошного ледового покрытия. Имеется возможность и укоротить СМП, срезав обход Колымского выступа (где самые большие ледовые поля), то есть до устья Лены, там вверх до Якутска, перегрузка на ЖД и до порта (300 км) Охотского моря. Сроки сократятся ещё не менее на треть. Главным, чтоб грузопотоки были, а сегодня начинается кризис в Европе и не только, и дополнительных грузопотоков не ожидается, но на перспективу работать нужно.
  5. 0
    17 октября 2023 23:38
    Это то самое, что останавливает арабов в поддержке палестинцев. Типа хороший индеец - мёртвый индеец... Севморпуть никогда не будет альтернативой из-за требования по ледовому классу. Но россияне для самих себя-то могли и пошевелиться, "причесать"Севера...
    1. 0
      20 октября 2023 15:57
      А ледовый класс - это навсегда или от климата зависит? Если не знаешь, то и говорить не надо.
  6. 0
    17 октября 2023 23:55
    Широко известно, что путь из Мурманска в японский порт Иокогама через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, а через Северный морской путь — только 5770 морских миль.

    А почему из Мурманска в Иокогаму, а например не из Шанхая в Гамбург, поскольку это более крупные транспортные порты. А это удлиняет СМП ещё на 4,5 тыс км или 2,5 тыс миль. При этом в основном нужны транспортники ледового класса, которых мало.
  7. 0
    18 октября 2023 19:14
    очередное израильско-арабское противостояние может привести к закрытию Суэцкого канала

    Не может.
    Для начала, это не израильско-арабское противостояние, а шлепнут верхушку хамаса, кроме тех, кто уже убежал, разнесут сам сектор, и лет на пять-десять все утихнет.
    А еще главнее, что с Суэцкого канала в Египте слишком много важных людей кормится. Это ихний египетский Газпром. Кто ж его закроет по своей воле?
    1. 0
      18 октября 2023 19:46
      Да закрыть канал не сложно, зафрахтовать кого побольше (контейнеравоз, танкер) да ветхое, и на нужном месте устроить аварию , чтоб сел на дно курсом под углом каналу с "не живым" двигателем. Случайно выскочивший на набережную канала контейнеровоз и то на несколько недель закрыл, а когда сядет на дно, да ещё переломится от старости, (садить корму, нос на плаву, вот и изгиб и перелом)- марока на долго... Где Петров и Баширов, задание намечается...
      1. 0
        19 октября 2023 12:53
        Временно можно закрыть любой канал, Суэц, Панаму.... Положить на дно судно поперек канала не сложно. Какая выгода для РФ от этого?
        1. 0
          19 октября 2023 20:20
          Без Суэца заработает СМП, ибо вокруг Африки на Восточную Азию далековато и долго. Панама ударит по США, придётся вокруг Латинской Америки ходить, до Магелланова пролива на самом юге...
          1. +1
            20 октября 2023 16:42
            Без Суэца заработает СМП

            Он, может, и заработает - когда на всем его колоссальном протяжении будет соответствующая инфраструктура готова. Лоцманские станции, обеспечение океанскими буксирами, медпомощь standby - чтобы в течение часа вертолетом в хорошем госпитале, доки - хотя бы один-два (а куда вы попрете того, кто конкретно поломается - назад в Мурманск через полмира?), ледоколы, все виды связи на всем протяжении.
            А пока давайте, посылайте Петрова и Боширова. Вони от Египта будет до небес, не то что от Израиля. А главное, они еще и поймают Петрова с Бошировым и через десять минут признание получат на камеру, пока консул спросонья будет яйцы чесать.
            1. 0
              22 октября 2023 12:23
              Вы уж запросами перебор устроили. СМП работает , а значит и расширяться возможность , по ходу "пьесы" и новые "актёры" появятся. Всё в развитии, - "не сразу Москва строилась", пессимизм ваш излишен и не оправдан.
  8. +1
    3 ноября 2023 13:22
    Конфликт на Ближнем Востоке делает российский Севморпуть выгодной альтернативой Суэцкому каналу

    Не делает, не выгодно
    Альтернатива Африка