Конфликт на Ближнем Востоке делает российский Севморпуть выгодной альтернативой Суэцкому каналу
Вооруженный конфликт между Израилем и палестинской группировкой ХАМАС, который имеет все шансы стать региональным, так как в него может быть вовлечен целый ряд ближневосточных государств, несет серьезную угрозу для мировой экономики.
Все дело в том, что очередное израильско-арабское противостояние может привести к закрытию Суэцкого канала – кратчайший морской путь между Европой и Азией.
Напомним, что такое уже было во время Шестидневной войны, которую начал Израиль в 1967 году. Правда Суэцкий канал тогда был перекрыт не на неделю, а на долгие восемь лет. Причиной тому стали затопленные суда и морские мины.
Где уверенность, что вышеупомянутый сценарий не повторится сегодня? Более того, если в войну будет вовлечен Иран, то под угрозой окажется и Ормузский пролив, что заблокирует в Персидском заливе огромные объёмы нефти.
В случае наиболее негативного сценария крупнейшим экспортерам придется добавлять к своему маршруту около 15 тыс. миль, увеличивать сроки доставки товаров и сырья примерно на 2 недели и, что самое главное, работать в условиях высоких рисков, так как маршруту в обход Западной Африки уже не выглядит безопасным.
Впрочем, есть и альтернативный вариант, который позволит экспортерам существенно сэкономить на топливе, фрахте и найме команды. Это наш Севморпуть.
Широко известно, что путь из Мурманска в японский порт Иокогама через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, а через Северный морской путь — только 5770 морских миль.
Очевидно, что российский торговый маршрут гораздо выгоднее. Но, полноценной альтернативой Суэцкому каналу он пока не стал. Причиной тому климат, требующий сопровождения ледоколов и наличия у торгового судна ледового класса, а также ограничение в размерах самого корабля по длине – не более 299 метров. Кроме того, капитан судна должен иметь специальный сертификат.
Между тем объем перевозок по Севморпути постоянно растет. После ухода некоторых зарубежных перевозчиков в 2022 году, их место стали быстро занимать азиатские партнеры России. Уже отправляются пробные партии нефти и прочих товаров.
Кроме того, ранее президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о строительстве Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, что наряду с дальнейшим расширением БАМа и Транссиба, а также строительством новых портов на Севморпути, резко расширит транзитный потенциал России, а крупнейших экспортеров товара и сырья заставит всерьез задуматься о более выгодной альтернативе Суэцкому каналу.
Информация