Какая угроза идет России от блока НАТО с Арктики

7

В последнее время очень много говорится о возможном столкновении России с блоком НАТО в Арктике. Однако при этом, как правило, не расшифровывается, что конкретно имеется в виду под таким столкновением. Между тем угроза для нашей страны, идущая с Крайнего Севера, представляется исключительно серьезной, даже экзистенциальной.

Делили «арктический апельсин»


Повод затронуть данную тему дало агентство Bloomberg, которое опубликовало заявление председателя военного комитета НАТО адмирала Роба Бауэра, который высказал обеспокоенность возрастающим российско-китайским сотрудничеством в области Арктики. Глубокую озабоченность американского флотоводца вызвало то, что КНР пустила свои гражданские суда по нашему Северному морскому пути:



Мы знаем, что на борту этих кораблей находятся военные ученые. Они не сказали, что не пойдут туда в военном отношении.

В частности, Поднебесная после начала СВО на Украине отправила по Севморпути грузовое судно из Балтики, а весь путь туда и обратно занял три месяца. Мистер Бауэр высказался об освоении китайскими перевозчиками альтернативной водной артерии крайне негативно:

Мы не можем быть наивными и ожидать, что эти новые маршруты будут использоваться исключительно коммерческими судами.

Обеспокоенность натовского адмирала вызвало то, что «коммерческие и научные интересы могут стать предшественником китайского военного присутствия в Арктике». Ну да, американцам с европейцами ли не знать о таком? В ответ Гао Фэн, специальный представитель Китая по делам Арктики, а есть и такая должность, сделал следующее заявление:

Напряженность в Арктике не только затруднит осуществление нашего сотрудничества, но и повлияет на глобальную стабильность. Китай и другие азиатские страны могут играть важную роль в защите, исследованиях, развитии и управлении Арктикой.

В защите и управлении Арктикой? Неплохо для страны, находящейся далеко-далеко в Юго-Восточной Азии и не имеющей ни клочка суверенной территории в этом стратегически важном регионе. Или мы чего-то не знаем?

Скрытая угроза


Но вернемся к нашим баранам. О каком же конкретно столкновении блока НАТО с Россией в Арктике может идти речь? США отправят свою АУГ в Северный Ледовитый океан, где ее затрет и задавит торосами? Или англичане дождутся очередной (упаси боже) Смуты в России и отправят «миротворческий контингент» для оккупации Архангельска, как это было почти век назад? Думается, что подразумевается нечто иное.

О том, что Арктика чрезвычайно богата запасами углеводородного сырья и прочими природными ресурсами, сосредоточенными в континентальном шельфе, все уже наслышаны. Также нам не дают забывать о возрастающем значении Северного морского пути, который представляет собой альтернативу Суэцкому каналу. С учетом перспективы начала новой большой войны на Ближнем Востоке значение Севморпути резко возросло. Однако главное значение Арктики для безопасности нашей страны все же военное.

Именно тут проходят кратчайшие траектории полета межконтинентальных баллистических ракет из России в США и обратно. Именно подо льдами Северного Ледовитого океана несут свое боевое дежурство стратегические АПЛ Северного флота РФ, несущие МБР, нацеленные на территорию «гегемона». Именно там пасутся американские и британские ПЛАРБ и дежурят специализированные подводные лодки-охотницы на наши РПКСН. Их задачей является заблаговременно обнаружить российские ПЛАРБ и уничтожить их до выхода в район боевого патрулирования в случае начала вооруженного конфликта.

Поскольку на Морскую компоненту завязано порядка 40% от совокупной мощи ответно-встречного ядерного удара Минобороны РФ, потеря всего нескольких российских ПЛАРБ до выпуска ракет будет настоящей катастрофой. Носителями МБР являются атомные субмарины, находящиеся в составе Северного и Тихоокеанского флотов, при этом наиболее важным считается первый. Причиной тому – сам район его боевого патрулирования, поскольку в Северном Ледовитом океане очень сложная гидроакустическая обстановка, затрудняющая противнику поиск подлодок гидроакустическим методом. Но не все так просто.

В 2002 году, когда наши власти хотели дружить с «гегемоном», стартовала российско-американская программа АВЛАП/NABOS [Nansen Amundsen Basins Observation System – NABOS], АВЛАП [Атлантические воды в море Лаптевых]. В ее рамках все эти годы осуществлялось океанографическое исследование, было выполнено свыше 800 вертикальных зондирований водной толщи, обработано более 17 тысяч гидрохимических проб, установлено 45 ПАБС (погружных автоматических буйковых станций, предназначенных для подводных исследований, измерений физических параметров воды). Важный нюанс заключается в том, что результаты подобных исследований могут иметь двойное назначение, поскольку в их рамках изучались особенности распространения акустических волн в условиях Северного Ледовитого океана.

После начала СВО на Украине, а отнюдь не Майдана 2014 года, совместные работы были прекращены, однако американцы от «чисто научного» проекта не отказались. В августе 2023 года они отправили ледокол Береговой охраны США «Хили» (Healy), который несет гидроакустическое оборудование для контроля подводной обстановки, а также два вертолета через Северный Ледовитый океан, немного севернее границ российской исключительной экономической зоны. При этом почему-то в районы местопребывания американского ледокола регулярно залетал патрульный противолодочный самолет P-8 Poseidon. Вот ведь совпадение какое!

Однако ж не все у нас поверили в исключительно мирный характер океанографических исследований. Некоторые особо подозрительные личности предполагают, что отрабатывалась установка с ледокола донных систем освещения подводной обстановки (СОПО), данные с которых должны считываться при помощи сбрасываемых с самолетов гидроакустических буев. Если это действительно так, то в Северном Ледовитом океане в перспективе может появиться сеть донных станций, излучающих инфразвук, используемый для поиска АПЛ. Наших АПЛ.

В данном контексте следует крайне внимательно присмотреться к любым «мирным исследователям океана», кому бы они ни принадлежали. О возможных мерах противодействия поговорим подробнее отдельно.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    23 октября 2023 19:09
    К СМП отношусь двояко.С одной стороны нужное дело. С другой,если так пойдет дело,то лет через десять Северный Ледовитый Океан превратится в Море Лаптевых. Значение северного полюса еще не изучено.Не думаю,что путь через Северный Ледовитый Океан будет дешевле.Тут и работа ледоколов.Да и страховой полис может взлететь до небес.А потом зима не приходится на зиму. Если поможет потепление на беду всем.О военных делах специально не пишу. Слишком здесь много заморочек.
    1. 0
      23 октября 2023 21:11
      СМП станговится очень удобным потому что ледоколы стали нужны крайне редко, климат теплеет, и повились сезоны когда можно пройти весь СМП без ледокола, а расстояние там в несколько раз меньше, чем через красное море, и притом безплатно
  2. 0
    23 октября 2023 21:08
    нужно обратить внимение на адмиралов сделавших важнейший СФ слабым, сейчас он слабее безсмысленных чф и БФ, все надводные корабли втрого ранга эсминец и варяг следует срочно перевести на север и камчатку.... если не переведут привлечь адмиралов к ответствености
  3. 0
    24 октября 2023 08:09
    Севморпуть проходит по нашим водным магистралям, и не ума америкосов проявлять озабоченности кого мы по этим путям водим. Пусть сколько угодно не будут наивными и рисуют красные черты, и даже могут их перекрашивать, но это не ИХ ДЕЛО! И не надо на Севморпуть пускать разны "ученых гидрографов" - мы же знаем, что гидрография имеет непосредственное отношение к действиям ВМФ, а богатства нашего шельфа это богатства НАШЕГО шельфа, и пусть на чужой каравай не облизываются!
  4. -1
    24 октября 2023 11:35
    СМП никогда не станет заменой Суэцу. С экономической точки зрения. За 22-й год грузооборот Суэца составил 967,2 млн.тонн. СМП - около 30 млн. тонн. В 30 раз разница. И этот небольшой транзит обеспечивают 7 атомных ледоколов. А ледокольный флот в 30 раз больше будет необходим. Это просто несерьёзно - строительство такого ледокольного флота разорит страну.. Нет на СМП для такого грузооборота инфраструктуры - ни портовой, ни спасательной, ни ледокольной. И не будет. Как бы не хотелось. А если потеплеет, и льды растают, СМП как транзит тем более будет не нужен - суда пойдут просто открытым морем - так банально короче и платить не надо. Глобус в помощь.
    1. 0
      1 ноября 2023 11:08
      То, что слишком ретиво строится ледокольный флот, возможно вы и правы. Планов громдьё,- СМП , первейшим, как путь вывоза природных богатств севера, далее разных грузопотоков Азия-Европа, но подкрадывается мировой кризис, с войнами и другими экономическими катаклизмами, и нарастания грузопотока на ближайшие десятилетия может и не быть. (2022 год прошёл без значимого роста грузопотока, а 2023 также не блещет.) Строить атомный ледокольный флот нужно, но без спешки и перегибов, согласно нуждам ближайшего десятилетия и без слишком оптимистических прогнозов. Ожидаемо переформатирование мира со всеми послествиями, и СМП может и не стать таким актуальным в ближайшее треть века.
  5. D O
    0
    28 октября 2023 11:55
    С Украиной у Запада получается всё хуже. Поэтому, с целью ослабить Россию, Запад с большой вероятностью в ближайшие месяцы организует вооруженные конфликты на западных границах России со странами НАТО, обострит ситуацию в Сирии, подольет горючки а армяно-азербайджанский конфликт.
    Если в упомянутых горячих точках достигнутый результат не будет соответствовать ожиданиям Запада, то следующим конфликтом наиболее вероятно станет битва за Севморпуть, на всем его протяжении (скорее как повод, а не потому что без него Запад кушать не может). А поскольку заокеанским "соседом" здесь являются прежде всего США, этот конфликт может быть гораздо серьезнее предыдущих. Поэтому, на фоне текущих конфликтов, России необходимо изыскивать ресурсы и для укрепления защиты Севморпути.