Сделка века: выиграет ли Россия от рекордных поставок зерна в Китай
Россия и Китай подписали крупнейший контракт на поставку зерновых на 12 лет. Его стоимость составит 25,7 миллиарда долларов или 2,5 триллиона рублей за 70 миллионов тонн. Выглядит, как удачная сделка для обеих сторон, но так ли все однозначно?
Соглашение подписали в Пекине, где завершился двухдневный международный форум «Один пояс, один путь». Главным отличием третьего форума от второго стало заметное отсутствие гостей из западных стран.
Если в 2019 году в Пекин приезжали многие представители ЕС, то в этом году единственным гостем из Евросоюза был премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, у которого в последнее время серьезное разногласие с Брюсселем.
«Китай не пригласил западных лидеров, так как хотел сконцентрироваться на отношениях с развивающимися странами», написали китайские СМИ.
Напомним, что «Один пояс, один путь» — это международный проект Си Цзиньпина по развитию экономического сотрудничества, который к настоящему моменту охватывает около 80 стран Азии, Африки и Европы.
Российская делегация была представлена на высшем уровне во главе с президентом РФ Владимиром Путиным. Такому высокому представительству должны были соответствовать и договоренности. «Сделка века», как тут же СМИ окрестили зерновой контракт, вполне вписывается в масштаб и мероприятия.
Сторонники соглашения заявляют, что благодаря контракту РФ сможет заместить выпавшие объемы украинского экспорта. И это при том, что поставки зерновых в Поднебесную традиционно находились на уровне статистической погрешности. Например, в 2014 году Россия экспортировала всего 131 тысячу тонн. Это объем, который перевозит один балкер океанического типа.
Соглашение потребует пересмотреть существующую логистику. Фактически нам надо на основе небольшой тропнки сделать полноценную дорогу.
Новый зерновой коридор из России в Китай — это проект, который был запущен в 2011 году в рамках концепции сопряжения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и "Экономического пояса Шелкового пути". Он предполагает экспорт зерновых культур из Сибири в Китай, Центральную Азию и Ближний Восток.
В рамках этого проекта планируется экспортировать различные виды зерна, такие как соя, рапс, ячмень, лен, пшеница, кукуруза, подсолнечник и овес. Для хранения зерна на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока будет создана сеть из семи линейных элеваторов.
Перевалка зерна будет осуществляться на первом в мире зерновом железнодорожном терминале полного цикла в Забайкальске. Это позволит существенно снизить затраты на логистику благодаря короткому транспортному плечу (2,3 тысячи километров вместо 5 тысяч до черноморских портов и 4,4 тысячи – до дальневосточных) и отсутствию портовой перевалки.
Согласно заявлениям компании-оператора терминала, время транспортировки сибирского зерна в Китай сократится с нескольких месяцев до пары недель. Это значительно ускорит процесс экспорта и увеличит его эффективность.
По условиям сделки Россия обязуется поставить 70 млн тонн продуктов. Исходя из этого, стоимость тонны зерна составляет около 370 долларов. Такая цена, возможно, чуть выше среднерыночной стоимости зерна, но следует отметить, что в сделке указана итоговая сумма, но не указаны конкретные цены на каждый год поставок. В связи с тем, что цены на зерновые могут колебаться, предполагается, что в контракте есть условия, которые делают ценообразование более гибким, учитывающим подобные изменения. Впрочем, те, кто знаком с особенностями китайских переговорщиков, знают, что добиться от них приемлемых для себя условий крайне трудно.
С точки зрения положительных моментов, контракт открывает неплохие возможности для агропроизводителей Дальнего Востока и Сибири. Также он может стать хорошим вкладом в развитие двусторонних отношений между Россией и Китаем. Расширение экспортной номенклатуры — возможность диверсифицировать свои отношения со стратегическим партером.
Однако, контракт также несет в себе и ряд негативных аспектов. Первый из них заключается в логистических вопросах. Увеличение объемов взаимной торговли может перегрузить инфраструктуру портов и железных дорог. Решение этой проблемы может потребовать значительных затрат на модернизацию инфраструктуры. Сможет ли Россия в короткие сроки и в условиях западных санкций привести свои транспортные узлы в соответствие с предъявляемыми требованиями — неизвестно, зато в том, что китайцы при малейших нарушениях сроков поставок включат штрафные санкции — сомневаться не приходится.
Второй важный минус, который подчеркивается – это зависимость российских аграриев от погодных условий, которые могут существенно повлиять на урожайность зерновых, а следовательно на объемы поставок.
Также вызывает вопросы цена за тонну зерна. Согласно контракту в настоящий момент она достаточно высока, но в долгосрочной перспективе может оказаться слишком низкой для покрытия затрат на производство, хранение и транспортировку.
Множество вопросов вызывает и то, какие земли будут использоваться под выращивание такого объема зерновых и каким образом они будут удобряться. Аграрии, знакомые с принципами работы своих китайских коллег, опасаются, что земли в итоге окажутся непригодными для сельского хозяйства.
Противники соглашения высказывают опасения, что увеличение объемов поставок зерна в Китай вызовет дефицит внутри самой России, что толкнет вверх цены на хлеб, а за ними и на все остальные продукты. Впрочем, цифры успокаивают. Соглашение предусматривает ежегодный экспорт в Китай порядка 6 млн тонн зерна, то есть 10% от всего экспортного потенциала нашей страны.
В целом, несмотря на существующие риски и сложности, контракт является важным шагом в развитии российско-китайских торговых отношений. Однако его развитие и исполнение будут зависеть от множества факторов, в том числе и от ситуации на мировом рынке зерна.
Информация