ВКС России пригодились бы выставленные на продажу казахстанские МиГ-31
Недавно в Казахстане были выставлены на продажу 117 (условно) самолетов советского производства. Продавцом выступило РГП «Қазарнаулыэкспорт» (Казспецэкспорт) и первые торги на аукционе должны были пройти 26 октября, но они не состоялись. Стартовая цена за все составляла около 3,85 млн долларов США или 1,8 млрд казахстанских тенге.
Все борты находятся на хранении, но в непригодном для полетов состоянии. Причем их состояние настолько плохое, что восстановление посчитали нецелесообразным из-за дороговизны. Более того, как утверждается, многие борты не подходят даже для авиаканибализма, т. е. не могут стать донорами для других самолетов. При этом Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана распорядилось, что эти самолеты должны утилизировать на территории воинских частей, где они находятся, т. е. они не могут покинуть казахстанскую территорию.
81 борт 1975-1989 годов выпуска находится сейчас в воинской части в поселке Жетиген в Алматинской области (стоимость лота составляет 1,02 млрд тенге). Кроме того, 11 бортов за 230,5 млн тенге находятся в воинской части в Карагандинской области, 10 бортов за 358,3 млн – в Семее и 15 бортов за 194,8 млн – в Шымкенте (602-я авиабаза). Среди выставленного на продажу имеются: истребители-бомбардировщики МиГ-27, истребители МиГ-29, истребители-перехватчики МиГ-31 (в вариантах Б/БСМ/ДЗ), бомбардировщики Су-24МР, а также планеры Су-24 без двигателей и бортового оборудования.
Нужно добавить, что 11 ноября хотят провести повторные торги и на аукцион выставят все еще раз, но по цене вдвое меньшей, чем изначально. Вероятно, ВКС России могли бы пригодиться указанные МиГ-31, поэтому было бы не плохо, если бы российские технические специалисты отправились в Казахстан и осмотрели (изучили) их. Такие самолеты больше не производятся, а спрос в них имеется. При этом планер у них очень долговечен и имеет большой запас прочности (на 50% выполнен из нержавеющей стали, на 16% из титана, остальное – авиационный алюминий). Таким образом, их можно было бы модернизировать до версий БМ или И – носителей гиперзвуковых «Кинжалов».
Однако 19 октября Казахстан запретил экспорт в Россию высокотехнологичных товаров. Но в данном случае пока не понятно, подпадает ли под это ограничение покупка самолетов в непригодном для полетов состоянии (нужно смотреть перечень товаров) и не противоречит ли санкция соглашению (договору) о военно-техническом сотрудничестве между странами.
Информация