Чем опасны для самолетов ВКС РФ американские ракеты AIM-120 AMRAAM в зоне СВО

16

Передача киевскому режиму пробной партии американских истребителей F-16, о чем появилась информация несколько дней назад, может серьезно изменить расклад сил в небе над Украиной. Чем же опасны даже устаревшие самолеты натовского образца?

«Боевые соколы»


В отечественной прессе отношение к F-16 выглядит слегка легкомысленным. Главный аргумент в пользу их «никчемности» против российской авиации в том, что истребители эти относятся к четвертому поколению, а первый полет Fighting Falcon совершил аж в 1974 году! Однако при этом забываются кое-какие важные нюансы.



Во-первых, это самый массовый легкий многоцелевой истребитель в мире, состоящий на вооружении у огромного количества стран, которые впоследствии могут стать «донорами» для украинских ВВС.

Во-вторых, несмотря на почтенный возраст, этот самолет непрерывно эволюционно развивался и совершенствовался. Как известно, американцы предпочитают производить свою боевую технику блоками (Block). F-16 Block 60 сильно отличается от Block 1, и очень многое будет зависеть от того, какие именно модификации будут передаваться Киеву. По аналогии, американские эсминцы типа «Арли Берк» производятся с 1988 года, сменилось несколько поколений, но никто в здравом уме не станет говорить, что это «плавающее ...», ну, вы поняли.

В-третьих, в противостоянии в небе над Украиной важен даже не сам самолет, а тип боеприпасов, носителем которых он является. Советские фронтовые бомбардировщики Су-24, стоящие на вооружении ВВСУ, поднялись в воздух примерно в одно время с F-16, но даже эти устаревшие самолеты стали очень опасными после того, как «западные партнеры» адаптировали их под использование франко-британских малозаметных крылатых ракет Storm Shadow.

Обладая превосходством в средствах воздушно-космической разведки, блок НАТО способен наводить на цель дальнобойные высокоточные средства поражения, переданные Украине. Угроза настолько серьезная, что Минобороны РФ даже пришлось рассредоточить надводные корабли Черноморского флота РФ из Севастополя. При этом «западные партнеры» видят наши аэродромы и могут отслеживать взлет и посадку российских самолетов. Паритета в этой важнейшей компоненте у нас, к сожалению, пока что нет.

Именно в данном ключе мы и предложили в вышедшей накануне публикации рассмотреть проблему возможной передачи режиму Зеленского первой пробной партии F-16. Вполне очевидно, что их приоритетной целью будет уничтожение немногочисленных наших самолетов ДРЛО А-50У, избегая при этом вступать в воздушные бои с маневренными российскими истребителями. Возможно ли такое?

«Хлопушки»


Ответ на этот вопрос будет зависеть от типа боеприпасов, которые передадут Киеву. По всей видимости, это будут ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, которые в американских ВВС называют Slammer, или «хлопушка». Как и F-16, ракета тоже немолода, на вооружение она была принята в 1991 году. Несмотря на это «хлопушка» по-прежнему на подвесе у F-15C, F-15E, F-16, F/A-18C/D, F/A-18E/F, F-22 в составе ВВС США, Великобритании, Германии и других стран-членов НАТО.

AMRAAM оснащена активной головкой самонаведения, что позволяет использовать ее по принципу «выстрелил – забыл», оставаясь вне зоны видимости потенциального противника. Перед пуском инерциально-навигационной системе ракеты с борта самолета-носителя передаются координаты цели. Наведение AIM-120 на начальном участке осуществляется при помощи собственной ИНС, а затем начинает работать активная головка самонаведения. Известно, что обнаружение цели с ЭПР = 3м² происходит на дальностях порядка 16-18 км.

Принципиальное значение будет иметь то, какие именно модификации ракеты попадут в руки украинских ВВС. В последних модификациях дальность их поражения значительно возросла, например, в версии AIM-120D она оценивается в 160–180 км. А вот это уже серьезно.

Ранее сообщалось, что в Пентагоне хотели как-то адаптировать AIM-120 AMRAAM для использования со старых советских самолетов, имеющихся у ВВСУ, но это оказалось технически слишком сложным. По всей видимости, решение передать Киеву F-16 было обусловлено именно новым вызовом со стороны показавшей необычайную эффективность связки А-50У и ЗРК большой дальности С-400. Логика подсказывает, что именно немногочисленные российские самолеты ДРЛОиУ будут для американских самолетов приоритетной целью.

Также вполне очевидно, что в задачи пилотов F-16, кто бы ни оказался в их кабине за ручкой управления, не будут входить маневренные воздушные бои с истребителями ВКС РФ. Нет, скорее всего, они будут взлетать где-то с Западной Украины, возможно, даже из Польши, дозаправляться и вооружаться в Центральной Украине на аэродромах подскока и атаковать дальнобойными ракетами класса «воздух-воздух» относительно тихоходные и крупногабаритные А-50У, которые будут наводиться на цель при помощи натовской разведывательной системы.

Вот в таком ключе использование ВКС РФ малозаметных на натовских радарах истребителей пятого поколения для «охоты на охотников» имеет особый смысл. Проблема лишь в том, что Су-57 у нас совсем мало, и рисковать этими дорогостоящими технически сложными машинами без крайней необходимости нежелательно. Наверное, к месту были бы легкие однодвигательные истребители Су-75, созданные с применением технологий «стелс», но их перспективы пока что туманны.

Между тем, F-16 могут оказаться лишь первой ласточкой. Вслед за американскими «боевыми соколами» на Украину, вероятнее всего, потянутся косяками шведские, французские и европейские истребители, как это ранее произошло с танками и прочей боевой техникой.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    4 ноября 2023 11:42
    F-16 в совокупности с крылатыми ракетами дальнего поражения ( 1000 км ) может нести для нас очень большую опасность и бахвала тут не уместна ( мол уничтожим как и ранее уничтожали всё остальное ). Ведь запуск столь дальнобойных ракет станет возможен даже из западной части Украины, где F-16 будет практически не досягаем для нашего ПВО. Уничтожить F-16 находящийся в 600 - 700 км. в тылу Украины будет намного труднее и более затратнее. Хотя у нас есть ракеты ( Кинжал ) способные решить эту задачу, но они очень дороги и их использование обосновано только при гарантии подтверждения цели в нужных координатах. Другими словами - уничтожить F-16 можно, но только при нахождении авиации противника в ангарах.
    1. +2
      4 ноября 2023 12:41
      Арифметика: скорость ракеты 2 км/сек, расстояние 600 км, время подлёта = 600/2=300 сек=300/60=5 минут. Куда за 5 минут улетит F-16 ? Сейчас наши самолёты не летают над Украиной. НАТО сделает всё, чтобы ничего российского не летало в небе над фронтом и в полосе 100-200 км перед фронтом со стороны РФ.
      1. +1
        4 ноября 2023 13:26
        Куда за 5 минут улетит F-16 ?

        За 5 мин можно залететь и улететь из зоны поражения. Это без того учёта, где находятся силы противодействия.
      2. 0
        4 ноября 2023 14:07
        Это так не работает. Такая ситуация возможна только при инерциальном наведении ракеты и полете цели в абстрактном районе на постоянном удалении в 400-600 км от ЗРК. F-16 для поражение своей цели вынужден выходить в район дальности пуска, то есть приближаться к району ЗРК. При обнаружении F-16 и пуска по нему ракеты, последняя получает в режиме реального времени его координаты и сближается с самолетом по оптимальной траектории. На терминальной части траектории головка самонаведения захватывает своим радаром цель и у пилота остаются 10-20 секунд для принятия решения. И то, если система предупреждения сработает.
        Про то, что наши не летают над Украиной, скажите ребятам на Су-25, которые работают по передку вместе с вертолётами армейской авиации. Они не заходят за ЛБС, но та сторона считает это Украиной.
        Что бы не летало в 100-200 км перед фронтом F-16 не достаточно, нужна комплексная эшелонированная система ПВО, а у Украины сейчас она больше очаговая.
    2. 0
      4 ноября 2023 17:10
      Ну этих крылатых ракет осталось не много да и те почти все сбиваются. У нас хорошая ПВО , да ещё и модернизируется.Если бы они выпускались из пространства западной Украины то наши ПВОшники хлопали бы в ладоши.Но по чему то этого не происходит . Правильно, украинцы это знают тоже и этого не делают.
      Новейшие загоризонтные РЛС «Резонанс-.. призваны обнаруживать малозаметные крылатые ракеты и гиперзвуковые аппараты
      http://nic-rezonans.ru/wp-content/uploads/2020/10/prezentacziya-rezonans-n.pdf.
      Есть ещё Контейнер,Подсолнух-Э ,а возможно и ещё какие то . Они уже есть и развёрнуты. Не даром на Украину все самолёты с запада поступают в виде конструктора - собери сам.
    3. 0
      7 ноября 2023 15:30
      РФ в состоянии уничтожить все аэродромы на территории Украины. Сделать непригодными к использованию любые взлётно-посадочные полосы, уничтожить все ангары и всю аэродромную инфраструктуру, лишить Украину авиационного топлива. Осталось только захотеть.
      1. 0
        18 ноября 2023 18:09
        А нужны ли аэродромы ? Если самолёт будет базироваться в Польше и использовать любой пригодный кусок асфальта на Украине чтобы дозаправиться и обозначить себя как украинский литак ? am
  2. 0
    4 ноября 2023 12:55
    Между тем, F-16 могут оказаться лишь первой ласточкой. Вслед за американскими «боевыми соколами» на Украину, вероятнее всего, потянутся косяками шведские, французские и европейские истребители, как это ранее произошло с танками и прочей боевой техникой.

    Если отказаться от уничтожения аэродромов. где будет сосредоточена эта авиация, то вред будет значительный.
    Есть у ВКС и ракеты «воздух-воздух», и пускать здесь чрезмерную вонь просто непозволительно.
  3. +3
    4 ноября 2023 13:12
    Между тем, F-16 могут оказаться лишь первой ласточкой. Вслед за американскими «боевыми соколами» на Украину, вероятнее всего, потянутся косяками шведские, французские и европейские истребители, как это ранее произошло с танками и прочей боевой техникой.

    Ну хоть это заставит Кремль осознать, что амерзких наглосакцев может остановить, только реальность их уничтожения? Уже столько "пощёчин" навешали России, что скоро придётся подставлять, щёки деток, власть имущих.
  4. 0
    4 ноября 2023 13:45
    F-16 что бы поразить самолет ДРЛОиУ надо приблизится на дистанцию эффективного огня, а это ближе 180 км и соответственно гораздо ближе чем дальность обнаружения самого F-16. Для этих целей необходимо использовать что-то менее заметное - F-22 или F-35.
    Как отмечают многие военные аналитики (западные в том числе) F-16 прежде всего необходим для замены убывающих Cу-24, как носитель крылатых ракет.
    Для какого-либо эффекта от F-16 их должно быть гораздо более двух десятков плюс нужна аэродромная инфраструктура и специалисты. Кто будет оплачивать этот банкет в несколько миллиардов долларов, при сокращении помощи Украине?
    Поставки дополнительно к F-16 других типов западных истребителей и истребителей-бомбардировщиков еще больше увеличит расходы на их обслуживание.
  5. 0
    4 ноября 2023 16:48
    Если пуски ракет во время отслежены и известен их сектор подхода и атаки , то есть несколько приёмов ухода от таких ракет. Тем более подобные ракеты не малые и вполне могут сбиваться средствами ПВО,особенно когда не активирован ещё захват головкой самонаведения ракеты борта а это где то две трети расстояния. Близко то ф-16 подходить к линии БС не будут . Но даже если захват есть , есть манёвры борта , которые позволят уклониться от ракеты .Тут главное выдержка и профессионализм пилота.
  6. 0
    5 ноября 2023 07:24
    ДРЛО не летают возле ЛБС и прикрыты С-400 и истребителями. Противник может с малых высот запускать крылатые ракеты В-П, но с ракетами В-В все сложнее. Те максимальные дальности аим-120, что написаны на бумаге, будут работать только с верхних эшелонов, а при запуске с малых высот сколько ракете понадобится потратить топлива на набор высоты в плотных слоях с высоким лобовым сопротивлением!? А если фу-16 таки решатся работать с больших высот, тогда радары С-400 выдадут целеуказание и дальность ракет у триумфа выше раза в два. У истребителей есть Р-37 и Р-37М, дальность тоже выше, чем у аим-120. Фу-16 не настолько много, чтобы ввязываться в воздушные бои, все равно что ссать против ветра. Их появление связано с тем, что самолёты из стран Варшавского договора на исходе и требуются носители для крылатых ракет воздух-поверхность. Почему-то не поднимается вопрос участия натовских летчиков и как скоро их постигнет судьба украинских пилотов Миг-29, Су-24 и Су-27, от которых сегодня остались только воспоминания. Фу-16 недешевый самолет, потери будут гораздо чувствительнее уничтоженных пэтриотов
  7. -2
    5 ноября 2023 08:23
    Успокойтесь, "всепропало"! ВКС их будет сбивать на взлёте laughing
    1. Комментарий был удален.
  8. -3
    5 ноября 2023 08:49
    Если хотя бы по одному украинскому аэродрому нанести удар при помощи ТЯО........
    Остальное домыслите сами.
  9. -1
    6 ноября 2023 05:30
    В отечественной прессе отношение к F-16 выглядит слегка легкомысленным. Главный аргумент в пользу их «никчемности» против российской авиации в том, что истребители эти относятся к четвертому поколению, а первый полет Fighting Falcon совершил аж в 1974 году!

    И как ответ разработана платформа Т-10, в модернизированных вариантах составляют основу истребительной авиации

    немногочисленных наших самолетов ДРЛО А-50

    ~ 31

    Наверное, к месту были бы истребители Су-75, созданные с применением технологий «стелс»

    Су-75 это макет, даже не прототип
    Не к месту, упомянутыми были бы макет БПЛА Скат (до появления С-70 «Охотник») и прототип МиГ 1.44 МФИ
  10. +1
    6 ноября 2023 07:53
    Пока мы продолжаем рассуждать в парадигме обороны (чем да как мы станем отбиваться от очередной вундерфали) намс не победить. Не надо охотится на самолёты. надо уничтожать аэродромы! И начать надо с польского Жешува и румынской Констанцы. Разбомбить в хлам эти рассадники фашизма. Вплоть до применения ЯО!
    Тогда СВО пойдёт по плану и ни кто не посмеет нам помешать!